Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:56, курсовая работа
Проблема вмешательства государства в экономику посредством налогов всегда волновала экономистов. На протяжении нескольких столетий развития экономической мысли ученые пытались выяснить роль налогов, последствия их изменения, оптимальный размер налогов и сборов. Тем не менее, несмотря на то, что данная проблема была и остается одной из самых актуальных в экономической практике, обратную ее сторону – налоговую преступность почти всегда оставляют без внимания. А ведь налоговая преступность существует во всех странах повсеместно, она представляет собой наибольшую угрозу экономической безопасности государства. При этом налоговые преступления наиболее сложно раскрыть, поскольку для этого требуется большой объем знаний и времени.
Особенно остро проблема налоговой преступности стоит в современном Кыргызстане. Ни для кого не секрет, что практически каждый – будь то обычный гражданин, индивидуальный предприниматель, небольшая фирма или огромная корпорация – каким-либо образом уклоняется от уплаты налогов. Все это говорит о том, что правоприменительная практика налогового законодательства в Кыргызстане очень далека от совершенства.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика 4
1.1 Основные понятия 4
1.1 Налоговые преступления в кыргызском законодательстве 5
1.2 Статистика налоговых преступлений в КР 8
Глава 2. Механизмы совершения налоговых преступлений+ 10
2.1 Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности редприятия в документах бухгалтерского учета ……………………………………………………………………………………………………………..10
2.2 Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами 13
2.3 Операции с наличностью 14
Глава 3. Правовые нормы и налоговая преступность 19
3.1 Причины налоговой преступности 19
3.2 Последствия налоговой преступности 25
3.3 Пробелы законодательства в отношении налоговых преступлений 26
3.4 Зарубежный опыт борьбы с налоговой преступностью 30
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 46
Первая группа проблем кыргызского налогового законодательства - это несовершенство понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе “Об основах налоговой системы Кыргызской Республики ”. В НК КР таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.
Определить понятия “налог”
и “сбор”, адекватно отразив
в определении их существенные признаки
– значит выявить категории обязательных
платежей, входящих в налоговую систему,
уяснить компетенцию
Второй проблемой можно назвать тот факт, что налоговое законодательство регулируется, по сути, не только законодательными органами, а значит, в нарушение закона. Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве “устраняются” разъяснениями налоговой службы и Минфина Кыргызстна. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
Однако, стоит отметить, что
никакой другой государственный
орган не обладает такой подробной
информацией о недостатках
Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в налоговом кодексе, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.
Необходимо, чтобы права
и обязанности обеих сторон налоговых
правоотношений были не просто продекларированы,
а имели четкие механизмы их реализации
и были снабжены указаниями на правовые
последствия их нарушения и неисполнения.
Например, если на налоговый или
другой государственный орган
Одной из самых сложных
проблем считается система
Также совершенно не урегулирован
на законодательном уровне вопрос о
порядке осуществления
Все вышеперечисленные пробелы кыргызского налогового законодательства привели к следующим последствиям:
1. Нестабильность налоговой политики;
2. Чрезмерное налоговое бремя;
3. Уклонение от уплаты налогов;
4. Чрезмерное распространение налоговых льгот;
5. Отсутствие стимулов
для развития реального
6. Эффект инфляционного
налогообложения. В условиях
7. Нарушение важнейшего
принципа налогообложения –
8. перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
9. тенденция к расширению доли прямых налогов;
10. исключение из налогообложения
экономических выгод,
Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.
Это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в Кыргызстане. До тех пор, пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Налоговые правонарушения и экономическая преступность
Налоговые правонарушения исследуются правоведами и криминологами Запада в контексте общей проблемы роста сопротивляемости налогам. Отличительной чертой налогового законодательства западных стран является детальная проработка.
К собственно налоговым преступлениям
законодательство зарубежных стран
относит нарушения по уплате различных
налогов, а также таможенные правонарушения,
прямо или опосредованно
В ряде стран к числу налоговых преступлений относят не только действия лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и злоупотребления должностных лиц и работников налоговой службы.
Налоговые преступления и проступки
В странах континентальной
системы права налоговые
Германское законодательство выделяет следующие виды налоговых нарушений:
Например, административным
правонарушением признается уклонение
от уплаты налогов по легкомыслию. Такое
налоговое административное правонарушение
может быть наказано административным
штрафом на сумму до 100 тыс. марок.
Взыскание не назначается, если виновный
сообщит о неточности или неполноте
ранее представленной им декларации
до того, как ему или его представителю
станет известно о возбуждении уголовного
или административного
В Италии налоговые уголовные правонарушения делятся на
Итальянское налоговое законодательство допускает, что деяние, являющееся налоговым проступком, при определенных условиях становится преступлением.
Во Франции сохраняется
трехчленная система
Практическое значение приведенной
классификации уголовных
Традиционным для
Система санкций за налоговые преступления
Анализируя законодательство зарубежных стран по вопросам санкций за налоговые правонарушения, можно выявить два основных подхода.
Первый - "американский"
- характеризуется применением
Так, опоздание с подачей налоговой декларации может квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние - мисдиминор. Для этого Служба внутренних доходов должна доказать в суде, что обвиняемый был обязан представить налоговую декларацию, не представил ее своевременно и сделал это умышленно. В случае признания вины подсудимого суд может лишить его свободы на срок до одного года и наложить на него штраф. Попытка уклониться от уплаты налога представлением ложной декларации о доходах считается еще более тяжким преступлением и относится к категории фелоний. Если обвинению удается доказать, что налогоплательщик предпринял какие-либо шаги, чтобы уклониться от уплаты налогов и что эти действия предпринимались им умышленно либо что в представленной им декларации содержались заведомо ложные сведения, обвиняемый может быть приговорен к лишению свободы на пять лет и штрафу до 5 тыс. долларов.
Жесткость санкций за налоговые
преступления в законодательстве США
достигается не только использованием
такого уголовного наказания, как тюремное
заключение, но и комбинированием
штрафных санкций, способным вызвать
ощутимые материальные последствия
для правонарушителя. В Кодексе
о внутренних доходах предусматривается
возможность наложения на правонарушителя
комбинированного штрафа за уплату налога
не в полном объеме: 5 % от неуплаченной
суммы и 50 % от суммы, которую налогоплательщик
получил бы в случае помещения
этих денег в банк. Вторая часть
штрафной санкции нацелена прежде всего
на обеспечение действенности
Используемая в США
практика заключения сделок о признании
вины в ряде случаев приводит к
тому, что налоговые санкции