Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
Правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.
Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 0,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,4 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,4%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 2,8 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно января-сентября прошлого года сократились в реальном выражении.
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлены на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применяется в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.
В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 14,4% ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 75,3%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 19,5%, субсидии и текущие трансферты – 41,3%, обслуживание государственного долга – 1,7%.
В
2009 году сокращены расходы на приобретение
товаров длительного
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 34,5 млрд. рублей, или 0,03% к ВВП (за 2008 год профицит составлял 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП). Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 50,7% из расходов республиканского бюджета и 49,3% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 64,9%.
Доходы республиканского бюджета в 2009 году с учетом Фонда социальной защиты населения составили 33 215,2 млрд. рублей, расходы – 32 049,3 млрд. рублей, профицит – 1 165,9 млрд. рублей (1,2% к ВВП).
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой
правового регулирования
2.2
Налоговая политика
Республики Беларусь
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям: быть установленными законодательными актами; признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь [1, c. 86].
Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».
В
отдельных случаях суммы
Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях [1, c. 86].
По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое уре гулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [1, c. 87].
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый Кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь вступила в силу с 1 января 2010 года.
Рассмотрим налоговую систему Республики Беларусь в 2009 году.
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.
Работа по упрощению налоговой системы проводится комплексно и включает в себя следующие мероприятия.
1.
Сокращение количества
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:
- уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
- установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
- уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
- исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц [10].
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.
Упрощенный
порядок налогообложения
3.
Завершение кодификации
Особенная часть Налогового кодекса определила порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин) и специальных режимов налогообложения. Ее введение в действие позволило повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, и стало завершающим этапом работы по совершенствованию налогового законодательства и упрощению налоговой системы.