Налоговые реформы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.

Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

МКУР - налоговая реформа, фискальная политика.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

    Также с будущего года отменяется законодательно установленный перечень затрат, включаемый в себестоимость.

    В Налоговом кодексе будет предусмотрен только закрытый перечень затрат, который не связан с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении.

    Кроме того, с 2010 года будет отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консультационные, маркетинговые услуги.

    Также будет снижена с 24% до 12% ставка налога на прибыль, полученную в виде дивидендов.

    НДС.

    С 1 января ставка НДС повышается с 18% до 20%, что позволит частично компенсировать снижение доходов бюджета из-за отмены сельхозналога, налога на приобретение автотранспортных средств, местный налога с продаж товаров розничной торговли, местного сбора с пользователей за парковку.

    Вместе  с тем, налогоплательщикам с годовым  объемом выручки не более 3,8 млрд.руб. будет предоставлена возможность выбора сроков уплаты НДС: ежеквартально или ежемесячно. Кроме того, предусматривается сократить с 1 месяца до 5 дней срок возврата НДС.

    Повышенная  ставка НДС в размере 20% будет  применяться только в отношении услуг и товаров, отгруженных (оказанных) с 1 января 2010 года.

    Кроме того, с 1 января 2010 года при оказании услуг отменяется необходимость предоставления счет-фактуры по НДС.

    С целью совершенствования налогообложения  в Республики Беларусь предлагаем следующие  меры:

  • cледует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;
  • представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.
  • целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.
  • следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;
  • целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;
  • возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;
  • при расчете подоходного налога следует исключать сумму установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы;
  • необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;
  • заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, в результате написания  курсовой работы можно сделать следующие  выводы.

    Фискальная  политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами.

    Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

    Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

    Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

    Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач.

    Исполнение  бюджета в 2009  году определяется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

    Объем ВВП в 2009 году  составил 99,7% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 95,5%, сельского хозяйства – 102,4%, инвестиций в основной капитал – 114,5%, объем внешней торговли товарами и услугами – 61,9%. Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 107,9%.

    Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.   В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 44 771,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН).  В реальном выражении это на  18,1%  меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем в 2008 г. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 44,8% (в 2008 году – 51,2%).

    Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 44,3%. При этом 19,6% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,9% всех доходов консолидированного бюджета

    Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы  в сумме 44 805,9 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 465,7 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 8,6%.

    Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

    Развитие  рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, можно предложить следующее:

  • применение  более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов   и   моделирования,   выбор оптимального варианта;
  • повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования расходов бюджета;
  • реструктуризация   доходов бюджета. Имеется   в   виду оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений    средств    от    приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.).
  • постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов, формирование интегрированной структуры бюджета.
  • реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно- территориальных единиц.

    В Беларуси принята Особенная часть Налогового кодекса. С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила  в силу. Таким образом, налоговая система Беларуси будет включать 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик будет уплачивать только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.

    Особенная часть Налогового кодекса Беларуси определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

    В 2010 году в целях совершенствования  налоговой системы Беларуси отменен  сбор в республиканский фонд поддержки  производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.

    В целях компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС будет применяться в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 г.

    Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 г. получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также с будущего года предлагается принимать при налогообложении все отраженные в бухучете затраты по производству, реализации продукции и услуг. В Налоговом кодексе предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.

    С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций.

    Кроме того, с 2010 года при исчислении и  уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.

    Определенные  изменения коснулись и подоходного налога. Стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога с 2010 года увеличен с 250 тыс.руб. до 270 тыс.руб. Он будет предоставляться не только по месту основной работы. Кроме того, повышена величина предельного уровня заработной платы, в рамках которого предоставляется такой вычет, - до 1,635 млн.руб. Произошли и другие изменения в части уплаты этого налога: с 24 до 48 базовых величин увеличен размер налогового вычета по страховым взносам граждан по договорам страхования жизни, с 15% до 12% снижается ставка подоходного налога по дивидендам.

    В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса  налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса будет способствовать либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Адаменкова  С.И., Тарарышкина Л.И., Евменчик О.С. Налогообложение.-Мн.: БНТУ, 2006. -328 с.
    2. Алехин Б. И. "Золотое правило" государственных финансов / Б. И. Алехин; Б. И. Алехин // Финансы. - 2008. - N 2. - С. 67-69.
    3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    4. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И.Базылев.-Минск: Современная школа, 2007. – 288 с.
    5. Васильева Е.И. Налоги и налогообложение.- Могилев: Могилевский государственный университет продовольствия, 2008. – 177 с.
    6. Герштейн  Е.Ф. О налогах и не только… // Налоги Беларуси.- 2008.-№ 25. – С. 22-24
    7. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.
    8. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  - 289с.
    9. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов.-Мн.: Амалфея, 2008. 340 с.
    10. Исчисление налоговых и неналоговых платежей в 2009 году.- [Электронный ресурс].-Доступ: – www.nalog.by.0.-Дата доступа: 01.02.2010.
    11. Налоги и налогообложение/Н.Е.Заяц .-Мн.: Выш.шк., 2004. – 303 с.
    12. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь.- Гомель: ГГТУ им.П.О.Сухого, 2006. – 111 с.
    13. Налоговый кодекс Республики Беларусь  от 19 декабря 2002 г. № 166-З в ред. Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    14. Национальная экономика Беларуси.- Минск: БГЭУ. 2005. 634 с.
    15. О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2010 год: Закон Республики Беларусь  от 29 декабря 2009 г. № 73-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    16. О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. N 1323-XII в ред. Закона от 05.01.2008 г. №317-3  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    17. О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    18. Попов Е. М. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь / Е. М. Попов, Т. Е. Попова; Е. М. Попов, Т. Е. Попова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2008. - N 6. - С. 28-31.
    19. Смирнов Е. Е. Бюджет-2009: ориентация на развитие / Е. Е. Смирнов; Е. Е. Смирнов // Аудитор. - 2009. - N 1. - С. 10-19.
    20. Совершенствование налогового законодательства: работа продолжается // Налоги Беларуси. –7 марта   2009. - № 30. С. 5-6
    21. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления.- Мн.: Белорусский государственный экономический университет, 2005. – 843 с.
    22. www. nalog.by (официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь)

Информация о работе Налоговые реформы и фискальная политика