Организация государственного контроля деятельности некомерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:31, реферат

Описание

Цель работы:
– рассмотреть особенности организации государственного контроля деятельности некоммерческих организаций, выявить специфику их финансовых отношений.
Задачи работы:
- более глубоко изучить организацию государственного контроля некоммерческих организаций;
- проанализировать формы государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 56.89 Кб (Скачать документ)

Введение

Развитие гражданского общества в России в первую очередь связано  с деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан  на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в  целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в  решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.

В настоящее время происходит изменение правового поля, регулирующего  деятельность некоммерческих организаций. Прежде всего, это касается процедуры  государственной регистрации некоммерческих организаций в качестве юридических лиц и осуществления государственного финансового контроля за их финансированием, в том числе из-за рубежа.

Несмотря  на свой социальный статус, некоммерческие организации являются хозяйствующими субъектами. Они имеют в своем  распоряжении и в собственности  имущество и денежные средства, совершают  гражданско-правовые сделки, принимают  на работу наемных работников, открывают  счета в коммерческих банках, участвуют  в перераспределении финансов. То есть ведут активную экономическую  деятельность. Кроме того, многие из некоммерческих организаций занимаются предпринимательской деятельностью  и получают прибыль. Действующие в Российской Федерации Закон об НКО и Закон об объединениях содержат немотивированные ограничения прав граждан на объединение по сравнению с правом заниматься коммерческой деятельностью. Из этого можно сделать обоснованный вывод о том, что органы государственной власти в Российской Федерации считают некоммерческие организации менее надежными, чем коммерческие с точки зрения безопасности государства.  

С целью восстановления прав граждан  на объединение необходимо:

1. Закон об НКО и Закон об объединениях привести в соответствие с ГК РФ, Законом о регистрации и Законом о защите юридических лиц в части создания, регистрации и деятельности некоммерческих организаций. 

2. Активно и деятельно информировать  органы государственной власти  о том, что некоммерческие организации  являются необходимой и структурообразующей  частью гражданского общества, а  потому немотивированные и необоснованные  ограничения прав граждан на  объединение ведут только к  повышению социальной нагрузки  на государство. 

Данные  выводы и рекомендации основаны, в  том числе, на Рекомендациях о  правовом статусе неправительственных  организациях в Европе от 10 октября 2007 года, принятых Комитетом Министров  государств-членов Совета Европы. В  данных Рекомендациях отмечается, что  «неправительственные организации, являющиеся юридическими лицами, должны иметь  те же самые возможности, какими обладают другие юридические лица, и должны нести те же обязанности и санкции  административного, гражданского и  уголовного права, которые несут  все юридические лица»

Исходя из вышесказанного можно определить цели и задачи данной работы.

Цель работы:

– рассмотреть особенности организации государственного контроля деятельности некоммерческих организаций, выявить специфику их финансовых отношений.

Задачи работы:

-  более глубоко изучить организацию государственного контроля некоммерческих организаций;

-  проанализировать формы государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций

Некоммерческая сфера  экономики наряду с государством и бизнесом составляют основу системы  рыночных отношений.

Развитие рыночного хозяйства  и его функционирование не может  осуществляться без участия некоммерческих организаций. Они способствуют решению  многих социально-экономических проблем  в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, благотворительности  и других областей.

По данным Примстата, число некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Приморского края на 1 марта 2011 г. за составляет 3116. Общее количество зарегистрированных некоммерческих организаций по состоянию на 31.12.2010 составляет 3200, что показывает высокую активность граждан в решении социальных задач по снижению уровня бедности, безработицы, преступности и других социальных проблем. Однако в настоящее время оценить вклад некоммерческих организаций в экономику страны достаточно сложно, так как отсутствуют соответствующие статистические показатели.

Рис. 2. Структура некоммерческих организаций, зарегистрированных в 2010 г. на территории Приморского края

На аналогичный период прошлого года число зарегистрированных некоммерческих организаций за год  составило 208. Таким образом, можно  наглядно посмотреть динамику роста  некоммерческих организаций.

По данным Федеральной  регистрационной службы число общественных объединений, политических партий и  прочих некоммерческих организаций, зарегистрированных в России на 1 января 2008 г. составляет 128997, в т. ч. зарегистрировано в 2005 г. – 4998, в 2006 г. – 5096, в 2007 г. – 5718 организаций. Число зарегистрированных религиозных организаций за тот же период времени составляет 22866 [9, с. 65].

 

Рис. 3. Структура некоммерческих организаций, зарегистрированных в 2007 г. на территории Приморского края

Анализируя данные, можно  констатировать факт, что количество некоммерческих организаций в последние  годы незначительно, но стабильно увеличивается, а следовательно становится понятно, что некоммерческие организации оказывают немаловажное влияние на развитие всей системы народно-хозяйственного комплекса. Вследствие этого появляется необходимость в государственном регулировании деятельности некоммерческих организаций. В настоящее время предусмотрены следующие формы отчетности (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 32):

– некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством РФ;

 

– структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых на территории РФ программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

1.2 Состав отчетности.

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит:

– из бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

– пояснительной записки.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую  деятельность и не имеющие кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного  года в упрощенном составе (бухгалтерский  баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании  полученных средств).

Налоговая отчетность. Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога.

Некоторые некоммерческие организации  с 2003 г. перешли на упрощенную систему налогообложения и отказались от ведения бухгалтерского учета методом двойной записи. Следовательно, они освобождены от составления годовой бухгалтерской отчетности. В этих случаях они могут представить в налоговую инспекцию только отчетность в виде декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и книги учета доходов и расходов [1].

Отчет по целевому проекту. Финансирующие (донорские) организации в основном интересуются исполнением профинансированных ими проектов. При составлении содержательного и финансового отчетов по целевому проекту следует учитывать нормы и правила, разработанные и предписанные донором. К донорским организациям, которые могут быть заинтересованы в пользовании отчетностью по целевым проектам и программам, относятся российские государственные учреждения (средства бюджетов любого уровня), коммерческие фирмы, негосударственные некоммерческие организации, правительства иностранных государств, зарубежные и международные благотворительные организации, в том числе фонды.

Целями изучения донорскими организациями отчетности некоммерческих организаций могут быть:

·  оценка эффективности расходования целевых средств и реализации целевого проекта или программы;

·  определение соблюдения некоммерческой организацией специфических процедур или правил, которые предписаны финансирующей (донорской) организацией;

·  определение финансового состояния некоммерческой организации.

В первых двух случаях доноров  интересует следующая информация:

·  данные о ходе реализации целевого проекта или программы;

·  содержательные отчеты руководителя организации и (или) проекта;

·  финансовая отчетность НКО по целевому проекту или программе.

В последнем случае доноры интересуются внешней финансовой (бухгалтерской) отчетностью организации.

Особое место в составе  отчетности некоммерческих организаций  занимает содержательный отчет по целевому проекту. Формы этого отчета также  нередко разрабатывают донорские  организации. Как правило, отчет  содержит номер и название проекта, сроки его проведения. В нем  описываются политические, социальные и экономические условия проведения проекта, ход реализации проекта  и цели, которые были достигнуты в результате его проведения, приводятся анализ проделанной работы и комментарии руководителя проекта [1].

По мнению М.В. Батуриной, далеко не все формы отчетности помогают в составлении мнения о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Прежде всего следует устранить повторы, что, возможно, имеет место в ст. 29 Закона об общественных объединениях. Кроме того, эксперты, которые работают в некоммерческом секторе, давно ставят вопрос о содержательности финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Аудит. Дополнительным инструментом контроля является аудит финансовой отчетности некоммерческих организаций. В рамках изложенного по поводу содержательности финансовой отчетности некоммерческих организаций возникают вопросы, связанные и с целесообразностью проведения аудита этих организаций разработанными методами.

В частности, М.В. Батурина, считает, что, поскольку жесткая отчетность некоммерческих организаций позволяет судить независимым пользователям как об отдельных программах и проектах некоммерческих организаций, так и о деятельности в целом, аудит для российских некоммерческих организаций является формальностью, так как система организации учета и представления отчетности имеет в себе необходимые механизмы внутреннего контроля [1].

Поэтому стоит вопрос о  разработке особых методов анализа, результаты которых смогли бы дать представление об уровне финансово-хозяйственной  деятельности некоммерческих организаций. Финансовое состояние организации  может характеризоваться количеством  и видами источников финансирования, что, в свою очередь, влияет на степень  финансовой независимости, а также  структурой, размещением и использованием активов.

По мнению Е.А. Мизиковского и С.Г. Карпицкой, с учетом того, что во всем мире наличие и публичность аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, способствуют увеличению доверия к экономическому субъекту, представляется целесообразным общественным объединениям проводить ежегодную аудиторскую проверку финансовых документов и состояния бухгалтерского учета с целью подтверждения достоверности их финансовой отчетности, а также ввести в практику обязательную публикацию аудиторского заключения и отчетности, включающей содержательные аспекты осуществляемой деятельности [6].

 

 

 

1.3 Проверка финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

  • проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
  • проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

организации в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации  проведения встречных проверок поступления  и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, —  сличения имеющихся в проверяемой  организации записей, документов и  данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых  получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и  документы.

Информация о работе Организация государственного контроля деятельности некомерческих организаций