Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:57, лекция
На основе имеющейся информации можно прибегнуть к следующим способам управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование) концентрации рисков и диверсификация. Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов, ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.
1. Роль информации в процессе управления налоговыми рисками
2. Формы управления налоговыми рисками
3. Этапы управления налоговыми рисками
План:
1. Роль информации в процессе управления налоговыми рисками
2. Формы управления налоговыми рисками
3. Этапы управления налоговыми рисками
1. Роль информации в процессе управления налоговыми рисками
Управление налоговыми рисками во многом зависит от доступности информации о вероятности наступления и величине их последствий, выраженной стоимостными показателями.
Рисунок 6. Условия сравнения доступности исходной информации
Наиболее обоснованные
решения в области воздействия
на параметры налогообложения
На основе имеющейся информации можно прибегнуть к следующим способам управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование) концентрации рисков и диверсификация. Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов, ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.
Нормирование налоговых рисков подразумевает установление допустимых для данной организации потерь от налоговых рисков, что возможно только при достаточности информации о характеристиках риска.
2. Формы управления налоговыми рисками
Управление рисками или компенсация налоговых рисков предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию ущерба в случае их возникновения. На налоговый риск можно воздействовать в нескольких формах: снижение, сохранение, передача.1
Решение о выборе того или иного способа управления рисками целесообразно принимать после проведения аналитической работы по оценке эффективности используемых методов. В результате проведенных мероприятий возможно: — снижение риска, которое заключается в уменьшении вероятности его наступления вплоть до практической ликвидации или в уменьшении возможного ущерба;
— сохранение риска — обычно сохранение риска выбирается в качестве решения, когда стоимость мер по снижению (предупреждению) риска явно больше величины ущерба в случае его реализации.
Иными словами, соотношение
расходов по оплате налогов, расходов
по проведению минимизации и рисков
налогоплательщика можно
Цнп. + Нопт. +Р < Ноб.,
где Цнп. — цена мероприятий по налоговой минимизации;
Р — риски налоговой минимизации;
Ноб. — налоговые платежи в обычном режиме.
Таким образом, если в совокупности расходы по налоговой минимизации, оптимизированные налоговые платежи и оценка рисков налогового планирования в денежном выражении существенно меньше величины налогов до оптимизации, то тогда налоговое планирование является экономически выгодным делом для налогоплательщика.
Рисунок 7. Схема управления налоговыми рисками
Следующая форма управления рисками — его передача, т.е. ответственность и возможные потери переходят к третьим лицам. Наиболее распространенным способом передачи налогового риска является его страхование.
Иногда в статьях
налоговой тематики появляется термин
«хеджирование налоговых
Хеджирование налоговых рисков должно означать, что увеличение налогового бремени одних сделок должно компенсироваться уменьшением налогового бремени по другим сделкам.3 Возможно, более точным термином, близким по смыслу к тому, который вкладывают в термин «хеджирование налоговых рисков» является термин «диверсификация налоговых рисков». Диверсификация налоговых рисков предполагает одновременное использование многих налогоплательщиков, видов сделок и налоговых схем, что позволяет при наступлении налоговых проблем с одним элементом организации бизнеса минимизировать общие налоговые потери.
Итак, мы рассмотрели несколько из возможных форм воздействия на налоговые риски: снижение, сохранение и передача. Но каким образом мы сможем реализовывать формы воздействия на риск?
Д.Н. Тихонов выделяет несколько элементов управления налоговыми рисками:
— организация системы учета налогов;
— учетная политика;
— договорная работа;
— выяснение позиций налоговых органов.4
Остановимся на рассмотрении некоторых из них более подробно.
Организация грамотной системы учёта налогов включает в себя несколько элементов:
1. Система санкционирования
любых операций, имеющих отношение
к налогам, включающая
2. Регистры налогового учёта;
3. Система контроля налоговых расчётов (корректность, арифметическая точность), налоговой отчётности (своевременность) и платежей по налогам (полнота, своевременность).
Ведение налоговых регистров учета целесообразно разделить на два уровня. Это, во-первых, регистры системы контроля по налогообложению предприятия. Во-вторых, это регистры, обеспечивающие правильность налоговых расчётов, позволяющие проследить источники возникновения возможных отклонений.
Для обеспечения контроля за правильностью расчета и уплаты налогов могут быть предусмотрены регистры налогового учета, например:
1. Налоговый паспорт компании
— своего рода справочник, в
котором представлены все виды
налогов, уплачиваемые
2. Налоговая карта —
3. Расчетная таблица — содержит
расчет налога по каждому
4. Контрольная ведомость по
Возможны и иные регистры налогового учета для обеспечения контроля правильности расчета и уплаты налогов.
На наш взгляд, при проведении налогового планирования следует четко прояснить ряд вопросов по снижению налоговых рисков:
1. Оценить законность
2. Определить возможный экономический эффект от внедряемой технологии налоговой оптимизации. Для этого рекомендуется сопоставить стоимость мероприятий по налоговой оптимизации, налоговые риски и налоговые платежи в "обычном" налоговом режиме.
3. Выяснить, где уже использовался данный предлагаемый способ и каков результат его применения.
4. При выборе методов налоговой оптимизации немаловажно выяснить каковы гарантии безопасности внедрения конкретной схемы. Такая гарантия, как защита рекомендованных методов оптимизации в административном и судебном порядке, предоставляемая налоговым оптимизатором, говорит о его профессионализме и помимо этого может существенно снизить негативные последствия, вызванные претензиями со стороны контролирующих органов.
Следующими двумя элементами управления налоговыми рисками являются учетная политика и договорная работа.
Одним из нововведений в области нормативного регулирования бухгалтерского учета за последние годы стало предоставление организациям права самостоятельно формировать методологию учета хозяйственных операций по целому ряду ключевых позиций. Формируя свою учетную политику, организация может:
1. Выбрать один из предлагаемых
нормативными документами
2. Самостоятельно разработать
3. Применять методику
Вместе с тем реформа
— выбор одного из предлагаемых пунктом 4.2 ПБУ 6/97 «Учет основных средств» варианта начисления амортизационных отчислений по основным средствам не влияет на величину затрат, принимаемых для расчета налогооблагаемой прибыли;
— ни один из выбранных в учетной политике в соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» методов учета хозяйственных операций, отличный от предписанных нормативными документами, сам по себе не имеет никаких налоговых последствий.
С другой стороны, изменения, происходящие в законодательстве о налогах и сборах в процессе его кодификации, несколько сближают отдельные нормы налогового и гражданского права. Это означает, что в целом ряде случаев порядок расчета налогооблагаемых баз и сроки уплаты налогов зависят от того, как конкретная хозяйственная операция трактуется гражданским законодательством и, прежде всего, действующим Гражданским кодексом Российской Федерации.
В большинстве случаев такие связи прямо установлены Налоговым кодексом РФ. Так, например:
– согласно п.2 ст.38 Налогового кодекса РФ, под имуществом для целей налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ9;
— в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ, реализацией товаров для целей налогообложения признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.10 Право собственности - гражданско-правовое понятие, возникновение и момент перехода которого по сделке относительно конкретного имущества определяется ГК РФ, а именно статьями 209 и 223 ГК РФ11 и др.
В связи с этим, особую важность в налоговом планировании приобретает вопрос о том, как организация может, влиять на трактовку осуществляемых хозяйственных операций с точки зрения гражданского права с тем, чтобы изменить их налоговые последствия и тем самым создать для себя более выгодный налоговый режим. Такую возможность гражданское законодательство предоставляет в сфере заключения организациями хозяйственных договоров со своими контрагентами. И здесь каждому бухгалтеру и финансовому менеджеру, занимающемуся налоговым планированием, следует всегда помнить два важнейших принципа действующего гражданского законодательства:
— принцип свободы договора;
— принцип диспозитивного регулирования большинства условий заключаемых организациями договоров.
Первый из названных принципов выражается в том, что организации, согласно ст.421 ГК РФ, могут заключить договор как предусмотренный, так не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Кроме того, Кодексом устанавливается, что «условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами».12
Информация о работе Организация процесса управления налоговыми рисками