Организация процесса управления налоговыми рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:57, лекция

Описание

На основе имеющейся информации можно прибегнуть к следующим способам управления налоговыми рисками: лимитирование (нормирование) концентрации рисков и диверсификация. Применение диверсификации затруднено сложностью рассредоточения налоговых рисков во времени или по отдельным видам налогов, ввиду их специфичности для каждого конкретного случая.

Содержание

1. Роль информации в процессе управления налоговыми рисками
2. Формы управления налоговыми рисками
3. Этапы управления налоговыми рисками

Работа состоит из  1 файл

Управлени нал рисками Лекция 6.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)

Второй принцип объясняется диспозитивными нормами относительно условий договора. Сторонам предлагают некий стандартный шаблон условий договора, который они по своему усмотрению могут изменить, выбрав более подходящие для них условия сделки.

Иными словами, выполнив обязательные предписания закона относительно формы и содержания договора (императивные нормы), организации самостоятельно могут изменять предлагаемые законодательством шаблоны договоров, не являющиеся обязательными, и строить договорные схемы так, как того требует конкретная хозяйственная ситуация.

Таким образом, договорная политика может быть использована в  качестве инструмента налогового планирования, обеспечивая такое юридическое оформление хозяйственных операций, которое позволяет избежать возникновения дополнительных налоговых обязательств и налоговых рисков.

К инструментам договорной политики можно отнести выбор  контрагента, вида и отдельных условий  договора и др.

На основании вышеизложенного материала можно придти к выводу, что договорная политика предоставляет более широкие возможности изменения финансового результата и имущественного положения организации, чем такой традиционный инструмент налогового планирования как учетная политика организации. Договорная политика характеризуется большей гибкостью, так как не существует каких-либо ограничений по срокам изменения условий хозяйственных договоров, в то время как учетная политика, согласно ПБУ 1/98, применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Подводя итоги рассмотренного материала можно сделать вывод, что самой главной и дорогой налоговой ошибкой, допускаемой руководителями и финансистами менеджерами, является поверхностное и невнимательное отношение к мероприятиям налогового планирования. Выделяют следующие наиболее распространенные ошибки:

1. Отсутствие или неправильное  оформление документов. Очень распространенным является неверное употребление терминов в формулировках предметов соответствующих договоров.

2. Бессистемная организация налогового планирования, которая проявляется прежде всего в отсутствии планирования, оформленного надлежащими документами, и выделения ответственных сотрудников.

3. Налоговые риски.  Причины и классификация налоговых  рисков была рассмотрена нами во второй главе настоящей работы.

4. Невнимательное отношение  к мнению налоговых органов.  Получение разъяснений налоговых  органов не всегда гарантирует  отсутствие налоговых проблем,  однако их учет с большой  вероятностью гарантирует непривлечение должностных лиц и предприятий к налоговой и уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Это вытекает из содержания ст. 111 Налогового кодекса РФ, где установлено, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений налоговых органов по вопросам применения законодательства исключает вину в совершении налогового правонарушения.

Таким образом, причины негативных финансовых последствий для организаций носят комплексный характер. Следовательно, решить их можно лишь с помощью комплексного подхода при последовательной отработке всех деталей и выполнении всех пунктов соответствующих планов.

Особое внимание следует  обратить на организацию системы  работы налогоплательщика по оптимизации налогов. Ввиду очень сложной и противоречивой правовой базы российскому налогоплательщику свойственны несвоевременность и несистемность принятия налоговых решений. Это, в свою очередь, приводит к постоянной генерации налоговых ошибок.13

Одним из возможных способов предотвращения финансовых и иных потерь служит разработка плана — с порядком действий, сроками, мероприятиями, ответственными лицами и конечными результатами.

Одним из видов плана, составляемых организациями, является бизнес – план, в котором предусмотрены  следующие разделы:

1. Цели и задачи.

2. Продукт (услуга).

3. Анализ рынка.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Управленческий персонал.

7. Источники и объем  требуемых средств.

8. Финансовый план  и оценка риска.

9. Детальный финансовый  план (бюджет).14

Подраздел «налоговое планирование»  целесообразно включить в пункт 8.

Но помимо включения  в бизнес – план возможно составление  бизнес – плана налогового планирования. В него возможно включение и утверждение  необходимых именно данной организации  разделов и положений, например:

1. Цели и задачи.

2. Налоговая схема:

— описание налоговой  схемы;

— юридическое обоснование  и перечень исследованных нормативных  актов;

— графическая схема;

— счетный пример по абсолютным и относительным показателям  достигаемой данной схемой экономией налогов;

— модель учета и бухгалтерские проводки;

— перечень и оценка существенных рисков применения схемы.

3. Организационный план, включая описание взаимодействия  с контрагентами.

4. Управленческий персонал.

5. Финансовый план  и оценка риска.

Предложенный нами порядок  организации налогового планирования позволит снизить вероятность или избежать налогоплательщиками налоговых ошибок, влекущих финансовые и иные потери. Особое внимание следует уделить применению договорной политики как инструмента совершенствования налогового планирования с целью минимизации налоговых рисков.

 

3. Этапы управления налоговыми рисками

Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов:

  1. Выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала).
  2. Оценка его реального или ожидаемого уровня.
  3. Анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень.
  4. Выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации.
  5. Применение выбранных методов.
  6. Оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.

Специфика прохождения  перечисленных этапов управления налоговыми рисками будет зависеть от формы управления налоговым риском, обусловленной моментом управления по отношению к возникновению налогового риска (табл. 8).

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Формы управления налоговыми рисками

Название

Характеристики управляющего воздействия по

времени

содержанию

результатам

эффекту

активная

предшествует возникновению  риска

использование всей информации и средств воздействия

минимизация налоговых рисков

максимальный

адаптивная

в период несения риска

адаптация налоговых решений к сложившейся обстановке

предотвращение части  неблагоприятных последствий

средний

консервативная

с момента рискового события

нейтрализация влияния  риска и ущерба на другие события

локализация распространения ущерба

минимальный


 

Возможен и другой подход к детализации способов управления налоговыми рисками с точки зрения их разрешения, в соответствии с которым в их составе могут быть выделены четыре способа:

  • избежание - простое уклонение от мероприятия, связанного с риском;
  • удержание риска - оставление риска за налогоплательщиком, то есть на его ответственности;
  • передача риска - налогоплательщик передает ответственность за налоговый риск кому-то другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;
  • снижение степени риска — сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с проявлением налогового риска.

При выборе конкретного  средства разрешения налогового риска  представляется, что налогоплательщик должен исходить из следующих принципов предосторожности:

  • необходимо заранее оценивать возможные последствия риска;
  • нельзя рисковать слишком сильно, подвергая организацию существенным штрафным санкциям и другим негативным последствиям, которые могут поставить под угрозу успешность существования организации;
  • не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради призрачной налоговой экономии в случае сомнительности предполагаемых решений, ведь всегда есть возможность не рисковать, а желание сэкономить обозначает больший риск.

Вопросы к лекции 6.

  1. Какова, по Вашему мнению, роль информации в процессе управления налоговыми рисками?
  2. К каким способам управления налоговыми рисками можно прибегнуть на основе имеющейся информации?
  3. Какие существуют формы воздействия на налоговый риск?
  4. Какие Вы знаете элементы управления налоговыми рисками?
  5. Что необходимо учитывать по снижению налоговых рисков при проведении налогового планирования в конкретной организации?
  6. Какую роль играет учетная политика в снижении налоговых рисков хозяйствующего субъекта?
  7. Какую роль играет договорная политика в снижении налоговых рисков хозяйствующего субъекта?
  8. Укажите наиболее распространенные ошибки налогового планирования, способствующие возникновению налоговых рисков.
  9. Какие существуют формы управления налоговыми рисками?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- С.119

2 Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- С.18

3 Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- С.123

4 Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- С.123

5 Российский налоговый курьер / №4 / 2004 – С.70

6 п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н

7 Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

8 Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283

9 НК РФ часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005 – п. 2 ст.38

10 НК РФ часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005 – п. 1 ст.39

11 ГК РФ часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ с изменениями и дополнениями на 01.01.2005 – ст.209, 223

12 ГК РФ часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ с изменениями и дополнениями на 01.01.2005 – п.4 ст.421

13 Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- С.153

14 Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- С.176




Информация о работе Организация процесса управления налоговыми рисками