Основные направления налоговой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3

ГЛАВА I. Налоговая система РФ.................................................................................................5

Принципы налогообложения...................................................................................................... 5

Классификация по механизму формирования.......................................................................... 6

Классификация по уровням налогообложения......................................................................... 6

Классификация по объектам налогообложения........................................................................ 9

ГЛАВА II. Основные налоги Российской Федерации………………………………………10

Налог на добавленную стоимость............................................................................................ 10

Акцизы........................................................................................................................................ 11

Подоходный налог..................................................................................................................... 13

Налог на прибыль....................................................................................................................... 14

ГЛАВА III. Основные направления налоговой политики Российской Федерации............. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...... 19

Работа состоит из  1 файл

Налоги.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

-         плата за пользование водными объектами,

-          сбор за выдачу лицензий и  право на производство и оборот  этилового спирта, спиртосодержащей  и алкогольной продукции.

     Второй  уровень — налоги республик в  составе Российской Федерации и  налоги краев, областей, автономной области, автоном­ных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

-         лесной налог;

-         единый налог на вмененный  доход для определенных видов  деятельности;

-         налог на имущество предприятий;

-         налог с продаж. 

       Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,  поселков и т.д. Представительные  органы (городские Думы) городов  Москвы и Санкт-Петербурга имеют  полномочия на установление как  региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

-            налог на имущество физических  лиц;

-            земельный налог; 

-            регистрационный сбор за предпринимательскую  деятельность;

-            налог на промышленное строительство  в курортной зоне

-            курортный сбор;

-            сбор за право торговли;

-            целевые сборы на содержание  милиции, благоустройство, нужды  образования и др.;

-            сбор за право использования  местной символики;

-            налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

-            сбор с владельцев собак;

-            лицензионный сбор за право  винной торговли;

-            лицензионный сбор за право  проведения аукционов и лотерей;

-            сбор за выдачу ордера на квартиру;

-            сбор за парковку автотранспорта;

-            налог на рекламу;

-            сбор за участие в бегах;

-            сбор за выигрыш на бегах;

-            сбор с лиц, играющих на тотализаторе;

-            сбор с биржевых сделок;

-            сбор за проведение кино- и  телесъемок;

-            сбор за уборку территории;

-            сбор за открытие игорного  бизнеса;

-            налог на содержание жилищного  фонда и объектов культурной  сферы. 

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

     Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. 

Классификация по объектам налогообложения

По объектам налогообложения налоги делятся  на налоги с оборота,  налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Основные налоги Российской Федерации 

Налог на добавленную стоимость

     Налог на добавленную стоимость (НДС) в  своем современном виде введен в  РФ в 1992 г.

     Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально  был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100.

Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

     Для некоторых продовольственных товаров  и товаров для детей в настоящее  время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

     Налог представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как  разница между стоимостью реализованных  товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

     От  НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Предполагается продолжить работу по совершенствованию НДС, с тем чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования. 

Акцизы

     Важным  видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

     Плательщиками акцизов являются производящие и  реализующие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут  быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров. Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.

     Объектом  налогообложения служат обороты  по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого  оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен".

     Перечень  подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются  Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.

Как и  другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует  очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.

     Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются  не в процентах, как все эти  года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.

     Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ внесены  изменения в главу 22НК РФ - "Акцизы".

Суть изменений состоит в следующем:

- изменены  ставки акцизов (например, ставка  за спирт этиловый из всех  видов сырья (в том числе  этиловый спирт-сырец из всех  видов сырья) с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно  будет составлять 30 р. 50 к. за 1 литр безводного этилового спирта, увеличены  также ставки акцизов на табачные изделия, легковые автомобили, моторные масла и прямогонный бензин.);

- предусмотрены  ставки акцизов на 2012 год; 

- дополнены  правила применения вычетов по суммам акциза, уплаченным при приобретении подакцизных товаров либо при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение (в отношении акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт);

- изменены  сроки уплаты акцизов (кроме  прямогонного бензина и денатурированного  этилового спирта), уплата акциза производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (1 раз в месяц).

Поправки  вступили в действие с 01.01.2010. 
 
 

Подоходный  налог

     К числу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических лиц. Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения

Информация о работе Основные направления налоговой политики Российской Федерации