Основные направления реформирования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Содержание

Введение
1. Налоговая система: основы и принципы
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем
1.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики
2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации
2.1. Структура построения налоговой системы РФ
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ
3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ  

  Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

  Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

  Налог это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйствующего введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

  Налоговая система это совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

     Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.

  Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

  1) Подданные государства должны  участвовать в содержании правительства  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством и защитой государства.

  2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа).

  3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего оплатить его.

  4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне  государства.

  Налоговая система — это важнейший элемент  рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.   Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

  Актуальность  этой темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

  Цель  работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

  Предметом изучения в работе являются такие  институты финансового права, как  налог, а так же система налогов  и сборов в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Налоговая система: основы и принципы

    1.1. Сущность налогов  и их роль в  экономике государства

 

  Согласно  действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых  и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных  и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

     Как известно, налоги появились  с разделением общества на  классы и возникновением государства,  как «взносы граждан, необходимые  для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.      

  Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В широком смысле под  налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1)    Фискальная функция т.е формирование бюджетного фонда государства а именно обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами.

2) Регулирующая означает что налоги как активный участник перераспределительных  процессов оказывает существенно влияние на воспроизводство стимулируя или сдерживая его темпы усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособность спрос населения.

3) Контрольная создает предпосылки для соблюдения стыймостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

  Существует  несколько принципов классификации  налогов. По способу взимания налогов, по субъекту налогообложения,  по объекту налогообложения, по уровню бюджета в который зачислен налоговый платеж, по целенаправленности ведения налогов. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные

Прямые  – в правоотношении по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик. Эти налоги доходно-имущественные ( прибыль, имущество).

Косвенные – в правоотношении по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога, юридический налогоплательщик как посредник между ними. Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров ( работ, услуг).

По субъекту налогообложения налоги делятся  на: 1. налоги взимаемые только с юридических  лиц 2. налоги взимаемые только физических лиц 3. налоги взимаемые как с физических так и с юридических лиц.

По объекту  налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

  1. налоги уплачиваемые с прибыли
  2. налоги взимаемые с выручки от реализации продукции
  3. налоги с имущества
  4. налоги с фонда оплаты труда
  5. налоги уплачиваемые  сумму производственных затрат
  6. налоги на определенный вид финансовых операций
  7. налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

  Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем.

1.2. Понятие и основные  характеристики налоговых систем

 

  Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также  совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности  сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

  Формируя  налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном  порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки  уплаты и ответственность за уклонение  от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющую силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика. Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий. Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения. Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.

  В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, региональный, местный.

  В рационально построенной системе  налогообложения соблюдение этих принципов  становится очевидным. В настоящее  время налоги используются как инструмент экономической и структурной  политики, уровень налогового бремени  устанавливается в зависимости  от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

1.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные

Информация о работе Основные направления реформирования налоговой системы