Основные направления реформирования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Содержание

Введение
1. Налоговая система: основы и принципы
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем
1.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики
2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации
2.1. Структура построения налоговой системы РФ
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ
3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

  Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это  значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

  Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование  строилось исключительно на нормах закона.

  Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

  Качество  налогового администрирования, прежде всего отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства необходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений.

  В самом общем виде данная процедура  может состоять в следующем.

  1. Налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положений законодательства по налогам и сборам.

  2. Полученное разъяснение имеет определенную законом (НК РФ) юридическую силу.

  3. Учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

  Сейчас  Налоговый кодекс допускает официальные  разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта  процедура четко не прописана. В  результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

  Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь  предложение о создании специальных  аудиторских подразделений в  налоговых органах. Эти структуры  будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративной солидарности».

  В совершенствовании налогового администрирования  заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно  снизить налоговую нагрузку, далее  обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования — обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.

  Создание  справедливой налоговой системы  государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

  Таким образом, эффективная налоговая  политика означает создание оптимальной  национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами  потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

  Проблемы  налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге  исполнительных органов, институтов и  организаций гражданского общества и научного сообщества. 

  3. Текущее состояние,  проблемы и перспективы  реформирования налоговой  системы Российской  Федерации

  3.1. Проблемы реформирования  налоговой системы

 

  Во  всех развитых странах основными  стимулами к реформированию налогообложения  является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.

  В России определены приоритетные направления  налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

  Проводимая  в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

  Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое  законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная и судебная. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

  Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики. И это главная проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

  Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. 
 

  3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 

  Период  кардинальных изменений налоговой  системы подходит к концу. На современном  этапе реформирования налоговой  системы приоритетное внимание уделяется  решению проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

  Основные  направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений  налоговой системы, а будут создавать  условия для восстановления экономического роста в России.

  Основные  направления налоговой политики предполагают ряд мер по совершенствованию  налогообложения.

  По  налогу на прибыль, по словам директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Трунина И.В., планируется если не в этом году, то в ближайшую трехлетку завершить реформу амортизации, то есть изменить состав амортизационных групп не по сроку службы, а по функциональному назначению. С начала текущего года размер амортизационной премии был уже повышен в три раза - до 30%.

  Кроме того, Минфин предлагает изменить порядок  налогообложения в части налога на прибыль на операции с ценными  бумагами и финансовыми инструментами, на сделки РЕПО, а также на дивиденды. Для налога на прибыль организаций  в условиях нестабильности на финансовых рынках необходимо сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней.

  Также Минфин выступает за снятие с 2010 года ограничения в 500 миллионов рублей для применения нулевой ставки налога на прибыль для налогообложения дивидендов, получаемых российскими акционерами, владеющими более 50% акций организации, выплачивающей дивиденды.

  В части налога на прибыль Минфин намерен  создать подспорье и для компаний, ведущих геологоразведочные работы. Министерство планирует уточнить в Налоговом кодексе особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождения полезных ископаемых. Речь, в частности, идет о расходах на строительство и ликвидацию самой скважины, если она оказалась непродуктивна. Минфин предполагает продолжить работу и над совершенствованием администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Наиболее важным нововведением, по словам Трунина, станет ускорение возврата НДС. Он напомнил, что министерство предлагает ускорить возврат НДС до 20-30 дней под предоставление банковских гарантий, чтобы "не создавать излишних препятствий" для налогоплательщиков.

  Помимо  этого, по словам главы департамента, нужно рассмотреть вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями для урегулирования порядка применения налоговых вычетов.

  В конце прошлого года в качестве антикризисной меры было принято решение о возможности принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе авансовых платежей. Минфин планирует в этом году уточнить эти нормы, в первую очередь, чтобы исполнение этих норм было менее обременительным для налогоплательщика.

  Власти  не отказываются от ежегодной индексации ставок акцизов на среднесрочную  перспективу с учетом реально складывающейся экономической ситуации. Акцизы на табачные изделия будут проиндексированы ускоренными темпами - адвалорная часть ставки (в процентах от стоимости) будет расти на 0,5 процентных пункта в год.

  Акцизы  на нефтепродукты в 2009-2010 годах проиндексированы не будут, а в 2011 году их планируется дифференцировать в зависимости от экологического класса моторного топлива.

  Большое внимание в основных направлениях налоговой  политики уделено активизации работы с гражданами. В частности, Минфин хочет освободить физических лиц от обязательной подачи налоговой декларации по налогу на доход (НДФЛ) в случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения. Сейчас в Налоговом кодексе такой нормы нет, поэтому гражданам все равно приходится подавать декларации.

  Кроме того, по словам главы департамента, будет упрощен порядок заполнения налоговой декларации по НДФЛ, причем не только за счет изменений в законодательстве, но и путем издания простых  и понятных инструкций по ее заполнению.

  Помимо  этого, документ предполагает оптимизацию  порядка налогообложения физлиц при совершении операций с ценными  бумагами. Речь идет о введении налогового вычета в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг  российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в случае, если бумаги находились в собственности гражданина более года. Также возможен перенос на будущее убытков физлиц от операций с ценными бумагами. Но убытки и доходы, полученные от различных видов бумаг, будут разделяться.

  Природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной системы РФ. Поэтому системе налогообложения  полезных ископаемых уделяется особое внимание.

   В числе нововведений - предоставление "налоговых каникул" на добычу нефти на новых месторождениях в Охотском и Черном морях. Льготы будут предоставлены на срок 10 или 15 лет в зависимости от вида лицензии до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 миллионов тонн для Черного моря и 30 миллионов тонн для Охотского моря.

Информация о работе Основные направления реформирования налоговой системы