Основные проблемы развития современной налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:49, реферат

Описание

Современное противоречивое состояние российской экономики требует поиска принципиально новых подходов к её управлению. Поэтому среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2

Основные проблемы развития современной налоговой системы………………3

Заключение………………………………………………………………..…………….13

Список литературы……………………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

реферат на тему основные проблемы развития современной налоговой системы.docx

— 35.12 Кб (Скачать документ)

В первый год экономической  реформы ставка НДС составляла 28%. Именно в первый год экономических  реформ прекратили свое существование  половина наших промышленных предприятий. Министр финансов А. Кудрин отметил, что в условиях, когда спрос  превышает темпы производства, в  России снижение налога на потребление  приведет к еще большему темпу  роста спроса и соответственно к  дальнейшему перегреву экономики. В то же время, снизив ставку НДС, придется думать о сокращении расходов на основные сферы, которые требуют увеличения расходов, - это здравоохранение, пенсионная система и дорожное строительство. Кроме этого, А. Кудрин подчеркивает, что налог на добавленную стоимость - "подушка безопасности" для страны на случай снижения цен на углеводороды.

Представляется, что одним  из требований к российскому налоговому законодательству должна быть его стабильность в течение продолжительного периода  времени, в том числе и в  кризисный период. Только в этих условиях хозяйствующий субъект  имеет возможность прогнозировать доходы и расходы на перспективу, с учетом этого инвестировать  прибыль в развитие производства и социальной инфраструктуры. Стабильность налоговой системы позволит планировать  и прогнозировать доходы и расходы  бюджета. Частые поправки в налоговом  законодательстве усложняют труд сотрудников  налоговых органов, приводят к недопоступлению крупных финансовых ресурсов в доходы бюджета. К сожалению, последние годы в России отмечены частыми изменениями в налоговом законодательстве, что негативно отражается на предпринимательском климате. В ходе налоговой реформы были существенно снижены ставки основных налогов: ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 20 до 18% с 2004 г.; ставка налога на прибыль организаций была снижена с 35 до 24% с 2002 г. и соответственно с 24 до 20% к 2000 г.; в отношении налога на доходы физических лиц с 2001 г. была введена единая ставка в размере 13%; была проведена радикальная реформа единого социального налога, в частности: объединение взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в единый социальный налог с регрессивной шкалой налоговых ставок; сокращение базовой ставки налога с 35,6 до 26% и ликвидация налоговой ставки 20% с 2005 г. Наряду со снижением налоговой нагрузки в период с 2000 по 2007 г. характерен постепенный рост поступлений основных налогов и платежей в бюджет государства. В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и в первую очередь нефть, газ и металлы, расширение налоговой базы по многим налогам, улучшение налогового администрирования, а также частичное сокращение величины налоговой задолженности. Таким образом, снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Из этого следует вывод, что в Российской Федерации проблема бюджетной устойчивости обусловлена высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора (добычи и экспорта нефти и газа) и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках. Налоговая система России привязана к уровню мировых цен на нефть.

Президент Российской Федерации  на расширенном заседании Государственного Совета "О стратегии развития России до 2020 года" отметил, что главная  проблема современной российской экономики - это ее крайняя неэффективность  и, решая задачу радикального повышения  эффективности национальной экономики, необходимо активно задействовать  налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого  капитала и стремиться к дальнейшему  снижению налогового бремени. В свою очередь, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 г., подготовленным Министерством экономического развития РФ, объема дефицита федерального бюджета в 6,5% ВВП в 2010 г. можно достичь лишь при принятии дополнительных мер по повышению налоговых ставок, в том числе части акцизов, и уровня собираемости налогов. Налицо снова конфликт публичных и частных интересов в кризисный период российской экономики, который также нашел отражение в изменениях российского административного законодательства. Так, наряду со снижением налогового бремени наблюдается повышение размеров административных штрафов, которые являются основным неналоговым доходом государства. В 2009 г. Закон усиливает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения: за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения устанавливается штраф в размере от 800 руб. до 1 тыс. руб. (до принятия Закона наказание составляло предупреждение или штраф в размере 100 руб.); увеличивается штраф за нарушение правил перевозки людей - со 100 руб. до 500 руб., за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, устанавливается наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 300 руб. (раньше - предупреждение или штраф в размере от 200 до 300 руб.); нарушение пешеходом или иным лицом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 200 руб. (раньше - предупреждение или штраф в размере 100 руб.). Помимо всего вышеперечисленного предлагается ввести и новый вид денежного взыскания. Депутаты намерены карать за длительное, более чем трехчасовое, неустранение нарушений правил остановки или стоянки транспортных средств, за что с автомобилистов будут взимать плату в размере 5 тыс. руб.

Кроме увеличения размера  штрафов за нарушение ПДД последовало  ужесточение юридической ответственности  за нарушение валютного законодательства, Министерство финансов предлагает установить штраф в размере 75 - 100% от сделки. Таким образом, законодатель подменяет принцип неотвратимости наказания принципом тяжести наказания, что представляется нелогичным и нецелесообразным.

Переход к рыночным принципам  функционирования экономики потребовал коренной перестройки системы налогообложения  в Российской Федерации. Это касается как налогов с организаций, так  и налогов с физических лиц. Система  налогообложения должна выполнять  многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд - с другой. Л.И. Гончаренко полагает, что преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы Российской Федерации в первые этапы ее развития проходило в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструментов экономического регулирования.

В.Н. Твердохлебов, останавливаясь на задачах налоговой политики, указывает, что при всем разнообразии интересов  отдельных общественных групп существует один общий критерий, имеющий весьма важное значение для всех: развитие производительных сил страны. В России, напротив, регулирующая функция налогов как важнейший инструмент управления экономическими процессами используется не в полной мере. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию уделяется определенное внимание налогам, которые должны выступать не только источниками бюджетных доходов, но и создавать предпосылки для ускорения экономического роста.

Многогранная глубинная  сущность налогов и их экономический  потенциал раскрываются через методы налогообложения, поэтому в условиях финансового кризиса следует  акцентировать исследования на методологии  налогообложения, где присутствует ряд несомненно актуальных и острых вопросов. Метод налогообложения представляет собой порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Традиционно выделяют четыре метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное. Какой метод налогообложения: равный, прогрессивный, пропорциональный или регрессивный - следует использовать в сложившейся экономической ситуации? Например, многие ученые в области экономической теории в один голос в своих диссертациях призывают вернуться к прогрессивному налогообложению по НДФЛ, поскольку единая ставка в 13% не выполняет социальную функцию налогообложения; в свою очередь, возвращение к прогрессивному методу снова вызовет желание у крупного бизнеса сокрыть собственные доходы. Председатель Счетной палаты С.В. Степашин полагает, что России нужно вернуться к прогрессивному налогообложению. Он уверен, что "для такой страны, как Россия, это было бы социально справедливо. В этом плане мне импонирует опыт стран Балтии и тех стран, которые нам близки по экономическим и социальным аспектам - Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Канады и многих других государств, где именно такой принцип сегодня существует". Президент РФ, напротив, считает, что применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

Прогрессивному налогообложению  противопоставлено регрессивное, когда  налоговая ставка уменьшается при  увеличении суммы, облагаемой налогом, что стимулирует налогоплательщиков показывать и декларировать свои доходы, но в данном случае не будет  соблюдаться конституционный принцип  социального государства, лица с  меньшим доходом будут вынуждены  платить больше.

Широкий спектр последствий, находящихся в зависимости от выбора законодателем того или иного  метода налогообложения, позволяет  рассматривать налоги не только как  правовую и экономическую категорию, но как политическую и даже в некоторой  степени идеологическую категорию. Следовательно, представляется, что  для перехода к рыночной экономике  налоговое регулирование должно опираться на экономические рычаги и исключать фискальные интересы государства и муниципальных  образований. С этой целью в Российской Федерации следует сформировать налоговую идеологию, отвечающую требованиям  цивилизованного общества.

Проводимая в настоящее  время налоговая политика Российской Федерации, направленная на увеличение размеров административных штрафов, снижение налогового бремени, есть не что иное, как признание государственной  и муниципальной властью своей  беспомощности и некомпетентности в экономической сфере. Установление государственной и муниципальной  властью первостепенной фискальной цели приводит к дестимулированию рыночных механизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного  бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они  должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию  экономических интересов.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д., несомненно, играет отрицательную роль.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема налогообложения.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов  налоговой системы (прежде всего  размеров ставок,  предоставляемых  льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая  система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.

Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной  концепции реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере  останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и  специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Принят Государственной Думой 16.07.1998 года.в ред. 2010г.
  2. www. edu.consultant.ru
  3. www. nalog.ru

 

 

 


Информация о работе Основные проблемы развития современной налоговой системы