САНКТ-ПЕТРЕБУРГСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
НА
ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ СЕРВИСА
Реферат на тему: «Основные виды ответственности за нарушение
налогового законодательства»
По дисциплине: «Налоги и налогооблажение»
Выполнил студент 4 курса
Группы 0608.1
Кустов К.А.
Санкт-Петербург
2012
.
Оглавление
1 Основные виды ответственности за нарушение
налогового
законодательства…………………………………………………………………
…стр. 2-8
1.1 Основные виды налоговых правонарушений
в Российской Федерации……………………………………………………………………………….
стр.2
1.2 Ответственность за нарушение
налогового законодательства в РФ……………………………………………………………………………………….стр.3-4
1.3 Меры ответственности за налоговые
правонарушения……………………стр.4-8
2
Налогообложение для сельскохозяйственных
товаропроизводителей
( единый сельскохозяйственный налог)……………………………………….стр.9-16
3
Задача…………………………………………………………………………...............стр.17
4 Список
используемой литературы
1 Основные виды ответственности за нарушение
налогового законодательства
1.1 Основные виды налоговых правонарушений
в Российской Федерации
Основным документом,
регулирующим налоговую систему Российской
Федерации и устанавливающим общие
принципы её построения, является НК РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации
устанавливает понятие налогового правонарушения.
Согласно статье 106, налоговым правонарушением
признается совершенное противоправное
(в нарушение законодательства о налогах
и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента
и иных лиц, за которое установлена законодательная
ответственность.
В зависимости от направленности противоправных
действий выделяют следующие виды нарушений
в налоговой сфере: 1) нарушения в системе
налогов; 2) нарушения против исполнения
доходной части бюджетов; 3) нарушения
в системе гарантий выполнения обязанностей
налогоплательщика; 4) нарушения против
контрольных функций налоговых органов;
5) нарушения порядка ведения учета, составления
и предоставления отчетности; 6) нарушения
обязанностей по уплате налогов; 7) нарушения
прав и свобод налогоплательщика.
В зависимости от объекта, на который
направлены противоправные действия,
выделяются следующие группы составов
нарушений: 1) сокрытие или занижение объектов
налогообложения; 2) нарушение установленного
порядка учета объектов налогообложения;
3) нарушение порядка сдачи документов
в налоговый орган; 4) нарушение порядка
уплаты налога; 5) прочие нарушения.
Налоговое правонарушение выражается
в неисполнении или ненадлежащем
исполнении налоговых обязательств,
за которое действующим законодательством
Российской Федерации, в том числе
Налогового кодекса Российской Федерации,
установлена ответственность в виде применения
финансовых санкций. Налоговое правонарушение
влечет или может повлечь за собой нанесение
ущерба финансовым интересам государства
посредством не внесения в бюджет и во
внебюджетные фонды причитающейся суммы
налога (сбора).
1.2 Ответственность
за нарушение налогового законодательства
в РФ
Ответственность в налоговой сфере
– комплексный институт, объединяющий
нормы различных отраслей права,
направленные на защиту налоговых правоотношений.
Поэтому ответственность регулируется
различными отраслями права: 1) Налоговым
кодексом РФ (НК) – при наличии признаков
налоговых правонарушений; 2) Кодексом
РФ об административных правонарушениях
(КоАП); 3) Уголовным кодексом РФ – при наличии
признаков преступления.
Налоговая ответственность –
применение уполномоченными органами
к налогоплательщикам и лицам, содействующим
уплате налогов, налоговых санкций за
совершение налогового правонарушения.
Налоговая санкция является мерой ответственности
за совершение правонарушения.
Субъекты налоговой ответственности
– налогоплательщики (организации и физические
лица), налоговые агенты (юридические лица
и предприниматели), сборщики налогов
и сборов.
Законодательством определены следующие
общие условия привлечения к
ответственности за совершение налогового правонарушения:
1) никто не может быть привлечен к ответственности
иначе, как по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены НК РФ, а также повторно
за совершение одного и того же налогового
правонарушения; 2) привлечение лица к
ответственности за совершение налогового
правонарушения не освобождает его от
обязанности уплатить причитающиеся суммы
налога и пени; 3) лицо не виновно в совершении
налогового правонарушения, пока его виновность
не будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке; 4) лицо не обязано доказывать
свою невиновность в совершении налогового
правонарушения. Эта обязанность возлагается
на налоговые органы; 5) неустранимые сомнения
в виновности лица в совершении им налогового
правонарушения толкуются в его пользу.
Срок давности привлечения к
ответственности за совершение налогового
правонарушения определен в 3 года.
Налоговая ответственность, если ее рассматривать
как разновидность финансово-правовой,
имеет ряд отличительных признаков:
1) данная ответственность установлена
непосредственно налоговым законодательством
(Налоговым кодексом устанавливаются
условия привлечения к ответственности,
понятие налогового правонарушения, налоговые
санкции, права участников налоговых правоотношений);
2) к ответственности привлекается
субъект или участник налогового правоотношения,
а также иные лица, на которых налоговым
законодательством возложены определенные
обязанности в сфере налогообложения;
3) в основе ответственности
лежит налоговое правонарушение,
предусмотренное Налоговым кодексом;
4) налоговая ответственность состоит
в применении налоговых санкций,
которые устанавливаются в виде
денежных взысканий (штрафов)
в размерах, предусмотренных Налоговым
кодексом;
5) привлечение к налоговой ответственности
производится налоговым органом в порядке,
предусмотренном Налоговым кодексом,
применение мер налоговой ответственности
производит суд.
1.3 Меры ответственности за налоговые правонарушения
Таблица №1
|
Налоговая, административная
и уголовная ответственность
за совершение налоговых правонарушений
Нарушение |
Организации/предприниматели |
Должностные лица |
Нарушение срока подачи
заявления о постановке на учет в
налоговом органе |
Штраф 10 000 руб. (НК-116-1) |
Штраф от 500 до 1 000 рублей
(КоАП-15.3) |
Ведение деятельности организацией
или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в налоговом
органе |
Штраф в размере 10 процентов
от доходов, полученных в течение указанного времени в результате
такой деятельности, но не менее 40 тысяч
рублей (НК-116-2) |
Штраф от 2 000 до 3 000 рублей
(КоАП-15.3) |
Несвоевременное извещение |
ИФНС об открытии/закрытии расчетного
(текущего валютного) счетов |
Штраф 5 000 руб. (НК-118-1) |
Штраф от 1 000 до 2 000 рублей
(КоАП-15.4) |
продолжение таблицы №1
Несвоевременное представление
декларации |
Штраф в размере 5 процентов
неуплаченной суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основании этой
декларации, за каждый полный или неполный
месяц со дня, установленного для
ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы
и не менее 1 000 рублей (НК-119-1) |
Штраф от 300 до 500 руб. (КоАП-15.5) |
Нарушение установленного
способа представления налоговой декларации (расчета) |
Штраф 200 рублей (НК-119.1) |
|
Непредставление в установленный
срок в налоговые органы документов
и (или) иных сведений |
Штраф 200 руб. за каждый непредставленный
документ (НК-126) |
Штраф от 300 до 500 руб. (КоАП-15.6-1) |
Непредставление сведений
о налогоплательщике, выразившееся
в отказе организации предоставить
имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями
о налогоплательщике по запросу налогового
органа, а равно иное уклонение от предоставления
таких документов либо предоставление
документов с заведомо недостоверными
сведениями, если такое деяние не содержит
признаков нарушения законодательства
о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ |
Штраф 10 000 руб. (НК-126) |
Штраф от 300 до 500 руб. (КоАП-15.6-1) |
Грубое нарушение правил
учета доходов и (или) расходов и
(или) объектов налогообложения |
В течение одного налогового
периода - штраф 10 000 руб. (НК-120-1) |
Штраф от 2 000 до 3 000 руб. (КоАП-15.11) |
В течение более одного
налогового периода - штраф 30 000 руб. (НК-120-2) |
Если повлекло занижение
налоговой базы - штраф 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее
40 000 руб. (НК-120-3) |
Неповиновение законному
распоряжению или требованию должностного
лица органа, осуществляющего государственный
надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным
лицом служебных обязанностей |
|
Штраф от 2 000 до 4 000 руб. (КоАП-19.4-1) |
продолжение таблицы №1
Неповиновение законному
распоряжению или требованию должностного
лица органа, осуществляющего государственный надзор
(контроль), а равно воспрепятствование
осуществлению этим должностным лицом
служебных обязанностей |
|
Штраф от 2 000 до 4 000 руб. (КоАП-19.4-1) |
Невыполнение предписания налоговых органов
|
Организация: штраф от 10 000 до 20 000 руб.
(КоАП-19.5-1) |
Штраф от 1 000 до 2 000 руб. или
дисквалификацию на срок до трех лет
(КоАП-19.5-1) |
Не выполнены требования
по устранению причин правонарушений
|
|
Штраф от 300 до 500 руб. (КоАП-19.6) |
Неуплата или неполная
уплата сумм налога (сбора) в результате
занижения налоговой базы, иного
неправильного исчисления налога (сбора) или других
неправомерных действий (бездействия) |
Штраф 20% от неуплаченной
суммы налога (сбора). (НК-122-1) |
+ произошло искажение
сумм налогов не менее чем
на 10% - штраф от 2 000 до 3 000 руб. (КоАП-15.11) |
То же, но совершенное
умышленно - штраф 40% от неуплаченной суммы
налога (сбора). (НК-122-3) |
Неправомерное неудержание
и (или) неперечисление (неполное удержание
и (или) перечисление) сумм налога, подлежащего
удержанию и перечислению налоговым агентом |
Штраф 20% от суммы, подлежащей
удержанию и (или) перечислению (НК-123) |
|
Неприменение ККТ |
Организация: штраф от
30 000 до 40 000 руб. (КоАП-14.5) |
Штраф от 3 000 до 4 000 руб. (КоАП-14.5) |
Граждане: предупреждение
или штраф от 1 500 до 2 000 руб. (КоАП-14.5) |
Превышение лимита расчета
наличными, неоприходование наличности
в кассу, хранение денег в кассе
сверх лимита |
Организация: штраф от
40 000 до 50 000 руб. (КоАП-15.1) |
Штраф от 4 000 до 5 000 руб. (КоАП-15.1) |
Несоблюдение установленного
НК РФ порядка владения, пользования
и (или) распоряжения имуществом, на которое
наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты
обеспечительные меры в виде залога |
Штраф 30 000 рублей (НК-125) |
|
Неявка либо уклонение
от явки без уважительных причин лица,
вызываемого по делу о налоговом
правонарушении в качестве свидетеля |
Штраф 1 000 рублей (НК-128) |
|
Неправомерный отказ
свидетеля от дачи показаний, а равно
дача заведомо ложных показаний |
Штраф 3 000 рублей (НК-128) |
|
продолжение таблицы №1
Отказ эксперта, переводчика
или специалиста от участия в
проведении налоговой проверки |
Штраф 500 рублей (НК-129) |
|
Дача экспертом заведомо
ложного заключения или осуществление
переводчиком заведомо ложного перевода |
Штраф 5 000 рублей (НК-129) |
|
Неправомерное несообщение
(несвоевременное сообщение) лицом
сведений, которые в соответствии
с НК РФ это лицо должно сообщить
налоговому органу, при отсутствии признаков налогового
правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ
|
Штраф 5 000 рублей (НК-129.1) |
|
Те же деяния, совершенные
повторно в течение календарного года - штраф
20 000 рублей (НК-129.1 |
Нарушение установленного
НК РФ порядка регистрации в налоговых
органах игровых столов, игровых
автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации
изменений количества названных объектов |
Штраф в размере трехкратной
ставки налога на игорный бизнес, установленной
для соответствующего объекта налогообложения
(НК-129.2 |
|
Те же деяния, совершенные
более одного раза - штраф в размере
шестикратной ставки налога на игорный
бизнес, установленной для соответствующего
объекта налогообложения (НК-129.2) |
Таблица №2
Уголовная ответственность |
Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов с физического лица
путем непредставления налоговой
декларации или иных документов, представление которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах является обязательным,
либо путем включения в налоговую декларацию
или такие документы заведомо ложных сведений |
В крупном размере - штраф
в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от 1 года до 2 лет, либо арест на
срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы
на срок до 1 года (УК-198) |
В особо крупном размере - штраф в размере
от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от 18 месяцев до 3 лет либо лишение
свободы на срок до 3 лет (УК-198) |
Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов с организации путем
непредставления налоговой декларации
или иных документов, представление
которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах является обязательным, либо
путем включения в налоговую декларацию или такие
документы заведомо ложных сведений |
В крупном размере - штраф
в размере от 100 000 до 300 000 рублей или
в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период
от 1 года до 2 лет, либо арест на срок
от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок
до 2 лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет или без
такового (УК-199) |
В особо крупном размере или группой лиц по предварительному
сговору - штраф в размере от 200 000 до 500
000 рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
от 1 года до 3 лет либо лишение свободы
на срок до 6 лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
3 лет или без такового (УК-199) |
продолжение таблицы №2
Неисполнение в личных
интересах обязанностей
налогового агента по исчислению, удержанию
или перечислению налогов и (или)
сборов, подлежащих в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
исчислению, удержанию у налогоплательщика
и перечислению в соответствующий бюджет
(внебюджетный фонд) |
В крупном размере - штраф
в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от 1 года
до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев,
либо лишение свободы на срок до 2 лет с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет или без
такового (УК-199.1) |
В особо крупном размере
- штраф в размере от 200 000 до 500
000 рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного
за период от 2 до 5 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до 3 лет или без такового (УК-199.1) |
|
|
Сокрытие денежных средств
либо имущества организации или индивидуального
предпринимателя, за счет которых в порядке,
предусмотренном законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах, должно быть
произведено взыскание недоимки по налогам
и (или) сборам, совершенное собственником
или руководителем организации либо иным
лицом, выполняющим управленческие функции
в этой организации, или индивидуальным
предпринимателем в крупном размере |
Штраф в размере от
200 000 до 500 000 рублей или в размере
заработной платы или иного дохода
осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет
либо лишение свободы на срок до 5 лет с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет или без
такового (УК-199.2) |
Пример. ООО "Колокольчик"
должно представить налоговую декларацию
по налогу на прибыль по итогам 2008 г. не
позднее 30 марта 2009 г. (срок подачи перенесен
в связи с тем, что 28 марта попадает на
субботу).
Фактически декларация представлена 15
мая 2009 г. Сумма, подлежащая уплате по декларации,
- 130 тыс. руб.
ООО "Колокольчик" задержало подачу
декларации на весь полный месяц (с 30 марта
по 30 апреля) и один неполный (с 30 апреля
по 15 мая).
Следовательно, размер штрафа составляет
5% за каждый полный и неполный месяц.
130 000 руб. x 5% x 2 мес. = 1300 руб.
|
|
|
2 Налогообложение
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
( единый сельскохозяйственный
налог)
Налогоплательщиками
единого сельскохозяйственного
налога являются организации и индивидуальные
предприниматели, признанные сельскохозяйственными
товаропроизводителями и перешедшие на
уплату единого сельскохозяйственного
налога.
(глава 26.1 НК РФ)
Сельскохозяйственные
товаропроизводители - это организации и индивидуальные предприниматели,
производящие сельскохозяйственную продукцию,
которые осуществляют ее первичную и последующую
(промышленную) переработку (в том числе
на арендованных основных средствах) и
реализуют эту продукцию, при условии,
если в общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) доля дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной
продукции (включая продукцию ее первичной
переработки), произведенную ими из сельскохозяйственного
сырья собственного производства, составляет
не менее 70%, а также сельскохозяйственные
потребительские кооперативы (перерабатывающие,
сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие,
огороднические, животноводческие), признаваемые
таковыми в соответствии с Федеральным
законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О
сельскохозяйственной кооперации",
у которых доля доходов от реализации
сельскохозяйственной продукции собственного
производства (включая продукцию первичной
переработки), произведенную данными кооперативами
из сельскохозяйственного сырья собственного
производства членов этих кооперативов,
а также от выполненных работ (услуг) для
членов данных кооперативов составляет
в общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) не менее 70%.
К сельскохозяйственными товаропроизводителями
также относятся:
1) градо- и поселкообразующие
российские рыбохозяйственные организации,
если численность работающих и членов
семей составляет не менее половины численности
населения;
2) рыбохозяйственные организации
и индивидуальные предприниматели
при соблюдении ими следующих
условий:
- если средняя численность
работников не превышает за налоговый
период 300 человек;
- если в общем доходе от
реализации товаров (работ, услуг)
доля дохода составляет за
налоговый период не менее
70%;
- если они осуществляют рыболовство
на судах рыбопромыслового флота,
принадлежащих им на праве собственности,
или используют их на основании договоров
фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
Для организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих последующую
(промышленную) переработку продукции
первичной переработки сырья собственного
производства доля дохода от реализации
продукции первичной переработки, в общем
доходе от реализации произведенной ими
продукции, определяются исходя из соотношения
расходов на производство сельскохозяйственной
продукции и первичную переработку сельскохозяйственной
продукции и общей суммы расходов на производство
продукции.
Cельскохозяйственная
продукция - это продукция растениеводства
сельского и лесного хозяйства и продукция
животноводства (в том числе полученная
в результате выращивания и доращивания
рыб и других водных биологических ресурсов),
конкретные виды которых определяются
Правительством Российской Федерации
в соответствии с Общероссийским классификатором
продукции. Так же к сельскохозяйственной
продукции относятся уловы водных биологических
ресурсов, рыбная и иная продукция из водных
биологических ресурсов (пункты 4 и 5 статьи
333.3 НК РФ), а также уловы водных биологических
ресурсов, добытых (выловленных) за пределами
экономической зоны Российской Федерации
в соответствии с международными договорами
Российской Федерации в области рыболовства
и сохранения водных биологических ресурсов
(рыбная и иная произведенная на судах
рыбопромыслового флота продукция из
водных биологических ресурсов), добытых
(выловленных) за пределами экономической
зоны Российской Федерации в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации в области рыболовства и сохранения
водных биологических ресурсов.
Порядок отнесения продукции к продукции
первичной переработки, произведенной
из сельскохозяйственного сырья собственного
производства, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
На уплату
единого сельскохозяйственного
налога вправе перейти следующие сельскохозяйственные
товаропроизводители при соблюдении ими
следующих условий:
1) сельскохозяйственные товаропроизводители,
если по итогам работы за календарный
год, предшествующий календарному году,
в котором организация или индивидуальный
предприниматель подает заявление о переходе
на уплату единого сельскохозяйственного
налога, в общем доходе от реализации товаров
(работ, услуг) доля дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной
продукции, включая продукцию первичной
переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного
сырья собственного производства, составляет
не менее 70%;
2) сельскохозяйственные товаропроизводители
- сельскохозяйственные потребительские
кооперативы, если по итогам
работы за календарный год,
предшествующий календарному году,
в котором они подают заявление
о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога, в общем
доходе от реализации товаров (работ, услуг)
доля доходов от реализации сельскохозяйственной
продукции собственного производства
членов сельскохозяйственных потребительских
кооперативов, включая продукцию первичной
переработки, произведенную данными кооперативами
из сельскохозяйственного сырья собственного
производства членов данных кооперативов,
а также от выполненных работ (услуг) для
членов данных кооперативов составляет
не менее 70%;