Основы налогового планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:34, реферат

Описание

Бюджетным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ ежегодно определяются основные направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год. При налоговом планировании учитываются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики, заданные в Послании Президента и согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций.

Нормальное функционирование любых хозяйствующих субъектов, в том числе и государственных органов исполнительной власти, невозможно без всестороннего экономического анализа их деятельности. Оценка показателей многогранного процесса формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации в части налогов и сборов и их интерпретация проводятся при анализе поступлений и налогов, и сборов. Особое значение приобретает исследование поступлений налогов и сборов при налоговом планировании, разработках прогнозных оценок поступлений в бюджетную систему России на перспективу.

Объективный анализ поступлений  налогов и сборов в бюджет России позволяет выявить и, по возможности, устранить причины их снижения. Кроме того, правильный детальный анализ позволяет обнаружить резервы для пополнения доходов государственного бюджета, определить заниженную (завышенную) налоговую нагрузку по отдельным крупнейшим плательщикам с учетом их территориальных и отраслевых особенностей.

Отличительная особенность системы налогообложения - это ее тесная взаимосвязь с экономикой: ее структурой, реально складывающимися пропорциями, а также ориентация на цели ее развития.

Бюджетным Посланием  Президента РФ Федеральному Собранию РФ ежегодно определяются основные направления  бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год. При налоговом планировании учитываются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики, заданные в Послании Президента и согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

Объект исследования - налоговое планирование и прогнозирование.

Предмет исследования –  основные направления и этапы  планирования и прогнозирования  налогообложения.

Актуальность темы заключается в том, что множественность установленных налогов и сборов, хотя и позволяет решать разнообразные государственные задачи и реализовывать различные функции, создает тенденцию увеличения расходов по их взиманию и условия уклонения от уплаты отдельных налогов. Актуальной проблемой в настоящий момент является создание эффективной системы планирования налоговых доходов. Пока такая система находится в стадии становления, и предстоит еще очень много сделать в теоретическом и прикладном аспектах, чтобы она была реализована на практике. Имеется острая необходимость в совершенствовании действующих и разработке новых методов планирования налоговых доходов, которые способствовали бы большей обоснованности плановых показателей, определению факторов и резервов роста доходов, принятию решений на основе многовариантных расчетов.

Цель работы: ознакомиться с основами планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет РФ.

Задачи работы:

  • Изучить теоретические основы налогового планирования и прогнозирования;
  • Рассмотреть  группировку и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
  • выделить и определить пути совершенствования осуществления налогового планирования и прогнозирования в действующих условиях.

 

 

  1. Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования

 

Налоговое планирование - организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах  с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование - еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.

Сущность налогового планирования.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

 

 

Понятие и сущность налогового прогнозирования.

Общественная жизнь  невозможна без предвидения будущего, без прогнозирования перспектив её развития. В современных условиях экономические прогнозы необходимы для определения возможных целей развития общества и обеспечивающих их достижение экономических ресурсов, для выявления наиболее вероятных и экономически эффективных вариантов долгосрочных, среднесрочных и текущих планов, обоснования основных направлений экономической и технической политики, предвидения последствий принимаемых решений и осуществляемых в каждый данный момент мероприятий. По этому прогнозирование становится одним из решающих научных факторов формулирования стратегии и тактики общественного развития.

Управление производством  должно обеспечивать выбор и осуществление только оптимальных решений, так как цена потенциального ущерба для общества от принятия необоснованных решений сегодня многократно возрастает.

Таким образом, современные  условия хозяйствования требуют  максимального расширения фронта прогнозирования» дальнейшего совершенствования методологии и методики разработки прогнозов. Чем выше уровень прогнозирования процессов общественного развития, тем эффективнее планирование и управление этими процессами в обществе.

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой во всех областях жизни общества. Оно имеет две различные плоскости конкретизации: собственно предсказательную (дескриптивную, описательную) и другую, сопряженную с ней, относящуюся к категории управления, - предуказательную (прескриптивную, предописательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание есть собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.

Одним, из важных направлений  прогнозирования общественного  развития является экономическое прогнозирование - научная экономическая дисциплина, имеющая своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства, а предметом познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

Важная роль в совершенствовании  экономического прогнозирования, повышении достоверности разрабатываемых прогнозов принадлежит также прикладной научной дисциплине, изучающей закономерности и способы разработки прогнозов развития объектов любой природы, прогностике, в том числе такой её отрасли, как экономическая прогностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов в 2012г. (прогноз)

2.1 Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений

 

В данной главе работы рассмотрены и детализированы алгоритмы расчетов прогнозируемых поступлений по основным видам налогов и сборов, чья доля в объеме, прежде всего федерального бюджета Российской Федерации составляет значительный вес.

Для планирования необходим пофакторный  анализ данных о налоговой базе и налоговых поступлениях (по каждому виду).

Обязательным условием расчета  является выстраиваемый сопоставимый динамический ряд: фактические показатели начислений и поступлений за предшествующие периоды, оценка текущего периода и краткосрочный перспективный прогноз (месяц, квартал и т. д.).

При налоговом планировании используются фактические объемы ВВП, его оценка и прогноз на перспективу, разработанные  специалистами Минэкономразвития России.

При планировании на уровне субъектов  Российской Федерации допускается использование объемов ВРП на основании данных региональных комитетов по статистике. Оценка налоговой базы до конца текущего периода производится в основном методом тренда, т.е. продолжением складывающихся тенденций в налогообложении, но, безусловно, с учетом отраслевых структурных особенностей регионов, оказывающих влияние на уплату и начисление налогов, а также поквартальную (помесячную) структуру платежей, характерную для тех или иных регионов.

Расчеты поступлений налогов и  сборов в 2012 году, базируются на ожидаемой  оценке поступлений налогов и сборов в 2011 году, оценке дополнительных поступлений в результате принимаемых мер по улучшению налогового администрирования, осуществлении реструктуризации задолженности по налогам и сборам, погашении недоимки прошлых лет, соблюдении законодательно установленных нормативов зачисления налоговых платежей, а также учитывают изменения бюджетного и налогового законодательства.

Для построения достоверного прогноза изучаются и учитываются макроэкономические показатели.

При расчете доходов федерального бюджета на 2012 год необходимо учесть следующие изменения налогового законодательства:

1) индексация специфических ставок  акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов.

2) установление ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г в размере 509 руб за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г на 272 руб.), с 1 января 2013 г. -582 руб., с 1 января 2014 г.-622 руб.

3) установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

4) зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

5) снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов.

6) установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть.

7) отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири.

8) введение нового  порядка получения доходов от  реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти).

В совокупности вышеназванные  изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд.

2.2 Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях

Прогнозирование развития налоговой  системы в России, а как следствие, и изменение динамики налоговых поступлений можно сгруппировать по отдельным показателям (блокам). В этих блоках включены по группам макроэкономические показатели, налоговый потенциал и уровень собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков. Изучение всех этих показателей вместе увеличит качество прогноза налоговых поступлений.

Первый блок - общие принципы построения и функционирования хозяйственного механизма:

- отношения собственности;

- роль и место государства в управлении экономикой;

- роль и место негосударственных корпоративных структур, малого и среднего предпринимательства, домашних хозяйств.

Применительно к современному развитию экономики особое значение приобретают сценарные условия, определяющие основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально-экономического развития.

Этот блок является определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования вытекает из существующих в обществе разных позиций относительно будущего развития национальной экономики.

Второй блок -макропоказатели и параметры социально-экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого ВВП с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и другие.

Этот блок также должен не разрабатываться, а критически оцениваться налоговыми органами.

Информация о работе Основы налогового планирования и прогнозирования