Основы налогового планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:34, реферат

Описание

Бюджетным Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ ежегодно определяются основные направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной финансовый год. При налоговом планировании учитываются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики, заданные в Послании Президента и согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Аналогично можно характеризовать третий блок (денежно-кредитная политика), четвертый (экспортно-импортные отношения) и пятый блок (консолидированный и федеральный бюджеты — объемы и структура доходов и расходов, источники доходов и основные направления их использования и т. д.). Одновременно эти блоки должны охватывать прогнозы инфляционных (или дефляционных) процессов, валютных курсов, движение ставок банковского кредита. Здесь важно подчеркнуть необходимость систематического обмена и совместного анализа информации с Минфином России, Центробанком России.

Шестой блок - доходы корпораций и населения. Ключевым моментом здесь являются достоверность информации, методы выявления и досчета скрытого и неформального производства, теневого оборота; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и т. д. Особого внимания заслуживают прогнозы динамики скрытого и неформального производства и теневого оборота, которые не только камуфлируют налоговую базу, но и серьезно искажают представления об истинном состоянии национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития. По оценке Госкомстата России и отдельных специалистов доля теневого оборота в добавленной стоимости отраслей составляет: в сельском хозяйстве - не менее 70%, в торговле и общественном питании 50-70%, в обшей коммерческой деятельности по функционированию рынка 30-40%, на грузовом транспорте 10-20%, в строительстве 10-15, в промышленности 6-8%.

Седьмой блок - прогнозирование мотиваций и поведения корпораций и населения, входящих в каждый экономический агрегат, относительно налогов и сборов в зависимости от общей хозяйственной ситуации, а также исторически сложившегося менталитета различных слоев населения.

Восьмой блок - демографический прогноз: прогноз численности населения, его половозрастной структуры, масштабов и векторов миграционных процессов, уровня мобильности, профессиональной структуры трудоспособного и занятого населения, прогноз занятости, динамики и состава пенсионного контингента и т. п.

Девятый блок - прогноз изменения общей структуры налогов и сборов, изменений их ставок и порядка взимания, определения более эффективного порядка использования налогов и сборов.

Десятый блок должен включать в себя следующие данные:

- прогноз налогового потенциала и уровня собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков;

- оценка эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины;

- прогноз возможных мер по стимулированию и принуждению налогоплательщиков;

- перспективная оценка платежеспособности различных групп корпоративных структур и физических лиц;

- прогноз увеличения (сокращения) количества налогоплательщиков и, наконец, прогноз суммы налоговых поступлений в прогнозируемом периоде.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Неотъемлемой частью налогового планирования должен стать анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствие товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т.д. Ранее же господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики.

Одиннадцатый блок - развитие инфраструктуры налоговых органов страны. Здесь приобретает важнейшее значение уровень информационно-технического оснащения налоговых органов и степень квалификации сотрудников.

Значительную роль играет четкое разграничение перечисленных выше блоков по горизонтам прогнозирования: краткосрочные прогнозы на 1 - 1,5 года, среднесрочные - до 5 лет и долгосрочные - до 10 лет. Некоторые блоки, например прогноз инфраструктуры, могут охватывать все три горизонта, тогда как другие целесообразно ориентировать преимущественно на один из горизонтов. Это, в частности, относится к первому и девятому блокам. Эффективность налоговой системы во многом зависит от стабильности общих принципов ее функционирования, состава налогов и ставок налогообложения.

В отличие от первого - шестого и восьмого блоков прогнозирование седьмого, девятого, десятого и одиннадцатого блоков должно осуществляться силами, главным образом, ФНС России и соответствующих внебюджетных фондов.

 

 

 

Заключение

 

Налоговое планирование – это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени.

Несмотря на большое  количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и львиную  долю налоговых поступлении обеспечивают всего несколько налогов - так  называемые основные налоги. К ним  можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц.

Значение прямых налогов, особенно налога на прибыль предприятий  падает, а косвенных налогов, и  особенно НДС, возрастает.

Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон.

Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных.

Бюджет является главным  звеном в формировании государственных  финансов. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В работе рассмотрены  теоретические и методологические аспекты проведения налогового планирования и прогнозирования. Произведен сравнительный анализ представленных моделей применительно к прогнозированию налоговых поступлений как в бюджетную систему страны, так и при прогнозировании отдельных видов налогов.

Для успешной работы налоговых  органов необходим достаточно точный прогноз налоговых поступлений в бюджетную систему страны, а именно текущий регулярный прогноз, используемый при формировании месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям.

При рассмотрении особенностей по расчету поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет выявил, что обязательным условием расчета является выстраиваемый сопоставимый динамический ряд: фактические показатели начислений и поступлений за предшествующие периоды, оценка текущего периода и краткосрочный перспективный прогноз (месяц, квартал и т. д.).

При налоговом планировании используются фактические объемы ВВП, его оценка и прогноз на перспективу, разработанные специалистами Минэкономразвития России.

Таким образом, можно  прийти к выводу, что составлении  прогнозов и планировании поступлений необходимо применять различные подходы и показатели в совокупности.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.- М.: Проспект, КноРус, 2010, 736с.

2. Федеральный закон от 29.07.2009г. №95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах”.

3. Федеральный закон от 20.07.2009г. №65-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую НК РФ

4. Налоги налогообложение: Учеб. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г.Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 495 c.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации /В.Г. Пансков : Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010. - 335 с.

6. Петров А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение /А.В. Петров, А.В. Толкушин: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2010.-670с.

7. Гарант – Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии, практика - http://www.garant.ru/

8. Федеральная налоговая служба РФ - http://www.nalog.ru

 

 


Информация о работе Основы налогового планирования и прогнозирования