Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:40, курсовая работа
В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы формируют основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество убыточен для бюджета. Следует заметить, что и налог на добавленную стоимость и акцизы являются косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость и его роль в налоговой системе РФ 5
2. Порядок налогообложения экспортно-импортных операций в РФ. Виды таможенных режимов 9
3. Существующие проблемы взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт налогов и налогового менеджмента
Кафедра налоговой политики и налогового менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Федеральные налоги и сборы»
на тему:
“Особенности применения налога на добавленную стоимость при перемещение
товаров через таможенную границу РФ”
Выполнила студентка
очно-заочной формы обучения
специальности “Налоги и налогообложение”
(подпись) (инициалы, фамилия)
Руководитель работы
Москва 2010
Оглавление
2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость и его роль в налоговой системе РФ 5
2. Порядок налогообложения экспортно-импортных операций в РФ. Виды таможенных режимов 9
3. Существующие проблемы взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 25
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.
В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы формируют основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество убыточен для бюджета. Следует заметить, что и налог на добавленную стоимость и акцизы являются косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место.
В настоящее время налог на добавленную стоимость - один из важнейших федеральных налогов. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
За период существования налога на добавленную стоимость механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом и отражения организации учета данного налога в бухгалтерском учете предприятия. Одним из наиболее трудных случаев налогообложения является взимание налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу. Проблемы возникают в связи с несовершенством законодательной базы, которая позволяет уклоняться от уплаты налога на добавленную или производить незаконное возмещение. Это и обусловило актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления, взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, история возникновения налога;
- охарактеризовать значение и роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе России;
- описать особенности взимания налога на добавленную стоимость перемещении товаров через таможенную границу РФ;
- выявить основные проблемы, связанные с взиманием налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступление от 12 до 30 процентов налоговых доходов государства. Не действует данный вид косвенного налогообложения в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.
Распространение налога на добавленную стоимость в 1970—1980-е гг. XX века можно считать одним из наиболее важных достижений мировой теории и практики налогообложения. История развития налогов не знает других примеров, когда бы налог так быстро был переведен из теоретической конструкции в практическую область, заняв при этом доминирующее положение среди налогов на потребление в большинстве стран мира.[1]
Широкое распространение налога на добавленную стоимость обусловлено рядом фундаментальных преимуществ данного налога:
- стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;
- потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются налогом на добавленную стоимость );
- регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;
- получение государством части дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма налога на добавленную стоимость, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;
- применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;
- косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются налогом на добавленную стоимость), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0 процентов).[2]
В РФ налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 году и в совокупности с акцизами фактически вытеснил другие косвенные налоги с оборота и с продаж, намного превзойдя их по своей роли и значению. В настоящее время налог на добавленную стоимость в России является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в доходе консолидированного и в особенности федерального бюджета остается стабильно высокой. Так, в 2008 году удельный вес данного налога в консолидированном бюджете составлял около 24 процентов всех налоговых доходов, а в федеральном бюджете — около 37 процентов.[3]
Начиная с 1 января 2001 г. взимание налога на добавленную стоимость в РФ осуществляется в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса.
В большинстве случаев бремя уплаты налога на добавленную стоимость переносится на конечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых других случаях он приобретает признаки прямого налога.
Доходы бюджетов складываются из двух основных источников: налоговых и неналоговых доходов. Причем налоговые доходы составляют основную часть доходов бюджетов во многих странах.
В Российской Федерации очень велика роль косвенных налогов в формировании доходной части консолидированного бюджета. Наиболее важным налогом является налог на добавленную стоимость, потому что уже много лет подряд он занимает важное место в структуре поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость, являясь косвенным налогом, включается в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачивается потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.[4]
Налог на добавленную стоимость - важнейший косвенный налог на потребление. Налог на добавленную стоимость представляет собой многоступенчатый косвенный налог, взимаемый на каждой стадии движения товара (услуги), начиная с первого производственного цикла и заканчивая продажей товара потребителю.
Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Преимуществом налога на добавленную стоимость является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка налога на добавленную стоимость — в размере 0 процентов. Налог на добавленную стоимость, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
Налог на добавленную стоимость для государства является чрезвычайно привлекательным налогом, так как он зависит от оборота (объема реализации) и не зависит от эффективности работы предприятия, от прибыльности или убыточности, от наличия и стоимости имущества, от того, какую заработную плату получают работники и получают ли ее вообще. Если предприятие ведет хоть какую-нибудь деятельность, то оно создает добавленную стоимость и должно платить этот налог. Благодаря этому фискальная функция налога на добавленную стоимость очень велика. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты.
Сегодня налог на добавленную стоимость в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в 2009 г. около 23 процентов всех поступлений налогов, сборов и платежей.[5]
В результате можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость является одним из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России в 2009 году.
Итак, налог на добавленную стоимость является одним из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимает первые места в структуре доходов консолидированного бюджета России.
Статьей 147 Налогового Кодекса Российской Федерации установлен порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость. Так, согласно данной статье НК РФ местом реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки или транспортировки на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. Если такие товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, операции по их реализации облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. При этом вышеуказанная налоговая ставка применяется независимо от условий поставки товаров, в том числе места перехода права собственности.
Экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с этой территории без обязательств об их обратном ввозе (ст. 165 Таможенного кодекса РФ).
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и его передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов с 1 января 2005 года применяется также и в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ. При реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ до 1 января 2005 года применялась ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.