Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:40, курсовая работа
В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы формируют основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество убыточен для бюджета. Следует заметить, что и налог на добавленную стоимость и акцизы являются косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость и его роль в налоговой системе РФ 5
2. Порядок налогообложения экспортно-импортных операций в РФ. Виды таможенных режимов 9
3. Существующие проблемы взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 25
Кроме того, в Российской Федерации почти 50 процентов налогоплательщиков в совокупности или не состоят на налоговом учете, или не представляют налоговым органам никакой отчетности, или представляют так называемые нулевые балансы. То есть часто они, получив от покупателя сумму налога на добавленную стоимость, которую тот затем засчитывает, сами не вносят ее в бюджет. О масштабах уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость свидетельствует тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации реально облагается налогом только 41 процент ВВП, притом, что льгот по этому налогу не так уж много и применительно к ВВП они сокращаются.
В части возмещения налога на добавленную стоимость существует также немало проблем и у самих налогоплательщиков. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная при приобретении товаров, работ, услуг, использованных при производстве и реализации товаров, работ, услуг, по которым документально подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, подлежит возмещению.
Возмещение сумм налога на добавленную стоимость производится не позднее 3 месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и требуемого пакета документов, подтверждающих экспорт товаров.
В течение этого срока налоговый орган на основании представленных документов производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении. Причем возвращается лишь та сумма, которая осталась после погашения всех долгов налогоплательщика, имеющихся перед федеральным бюджетом.
Если организацией не представлен пакет документов до истечения 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении.
Причем Конституционный суд подтвердил неизменность порядка возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. Судьи пришли к выводу, что особая процедура возврата и зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость прав налогоплательщика не нарушает.[11]
В определении Конституционного суда сказано, что выделение порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам в отдельную процедуру связано с особенностями самих экспортных операций. Ведь они облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Поэтому законодатель вправе установить в их отношении особые правила и особые меры контроля.
Итак, проблемы, возникающие при взимании налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ свидетельствуют о несовершенстве самого механизма взимания.
В данной работе был рассмотрен один из основных элементов налоговой системы России - налог на добавленную стоимость.
Следует сказать, что данный налог является одним из важнейших источников формирования доходов консолидированного и федерального бюджетов. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России.
Несмотря на то, что в целом объем поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет достаточно велик, остается много проблем, связанных со взиманием данного налога.
Основные проблемы, возникающие при взимании налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу, связаны с недоимками или излишними переплатами. Причем недоимки по налогу на добавленную стоимость могут быть связаны не только с занижением налоговой базы и неправомерным применением вычетов при ведении экономической деятельности на территории Российской Федерации, но и при ведении внешнеэкономической деятельности.
Введение в действие с 2001 г. второй части Налогового кодекса существенно упорядочило отношения между экспортерами и налоговыми органами, так как непосредственно в текст кодекса (ст. 165 НК РФ) был включен перечень документов, подтверждающих право на возмещение налога на добавленную стоимость. Тем не менее необоснованные отказы налоговых органов в возмещении по-прежнему весьма распространены; соответственно, массовый характер носят и иски налогоплательщиков по данному поводу.
Также в настоящее время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в области фискальной политики является упорядочение положения с возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0 процентов.
Причем важно, что проблема возмещения налога заключается главным образом не в том, имел ли место реальный экспорт, а была ли произведена уплата в бюджет возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость и поступила ли эта сумма налога в бюджет.
К сожалению, не все заявки на возмещение налога на добавленную стоимость подаются законопослушными налогоплательщиками. Довольно широкое распространение получила мошенническая схема «лжеэкспорта», направленная на незаконное получение средств из бюджета.
Основные трудности, возникающие при взимании акцизов при перемещении товаров через таможенную границу, связаны с несовершенством российского налогового законодательства. В первую очередь это относится к внешнеторговым отношениям России со странами СНГ.
Таким образом, не проработанность межгосударственных соглашений и соглашений о таможенном союзе снижает действенность интеграции в этой области.
1. Конституция РФ от 12.12.93
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07. 98 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.00 № 117-ФЗ.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.03 № 61-ФЗ.
4. Соглашение от 15.09.04 года между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
5. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость » Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.00 № БГ-3-03/447.
6. Бирюкова Н.В. Налог на добавленную стоимость. – М.: НалогИнформ, 2008.
7. Брызгалин В.В. О применении ставки 0 процентов при обложении налогом на добавленную стоимость экспортных операций. // Налоговый вестник. – 2003. – №2.
8. Дозоров Р.Е. Коварство экспортного налога на добавленную стоимость. //Практическая бухгалтерия. – 2005. – №3.
9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Дело, 2009.
10. Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г. Черника – М.: Финансы и статистика, 2005.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008.
12. Романова И. Б. Налоги и налогообложение: учеб.-метод. Комплекс / Федер. агентство по образованию; Ульянов. гос. ун-т. Ульяновск: УлГУ, 2006.
13. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
[1] Бирюкова Н.В. Налог на добавленную стоимость. – М.: НалогИнформ, 2008.
[2] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Дело, 2009.
[3] Романова И. Б. Налоги и налогообложение: учеб.-метод. Комплекс / Федер. агентство по образованию; Ульянов. гос. ун-т. Ульяновск: УлГУ, 2006.
[4] Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
[5] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008.
[6] Соглашение от 15.09.04 года между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
[7] Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость » Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.00 № БГ-3-03/447.
[8] Брызгалин В.В. О применении ставки 0 процентов при обложении налогом на добавленную стоимость экспортных операций. // Налоговый вестник. – 2003. – №2.
[9] Дозоров Р.Е. Коварство экспортного налога на добавленную стоимость. //Практическая бухгалтерия. – 2005. – №3.
[10] Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г. Черника – М.: Финансы и статистика, 2005.
[11] Брызгалин В.В. О применении ставки 0 процентов при обложении налогом на добавленную стоимость экспортных операций. // Налоговый вестник. – 2003. – №2.