Отчет о прохождении организационной практики в ИМНС Республики Беларусь по Октябрьскому району г. Могилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:47, отчет по практике

Описание

Для прохождения практики определено предприятие, находящееся в г. Могилеве – инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы организации предприятия (фирмы) как
функции управления.
2 Организационная структура инспекции Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району
г. Могилёва.
3 Функциональные обязанности отделов экономической службы
инспекции Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь по Октябрьскому району г. Могилёва.
4 Должностные обязанности работников отдела экономического
анализа инспекции Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Октябрьскому району г. Могилёва.
5 Предложения по совершенствованию организационной структуры
управления и должностных обязанностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

отчет по организационной практике.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

     От  масштабов полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий  управление становится слишком централизованным.

     Главная цель делегирования полномочий - сделать  возможной децентрализацию управления организацией, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия, всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

     Полномочия  могут передаваться письменно или  устно. Передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, чтобы каждый подчиненный знал, кто его уполномочил  и перед кем он несет ответственность.

     Преимущества  централизованного управления:

  • лучший контроль за деятельностью предприятия,
  • возможность приведения к единому стандарту всех операций в рамках организации,
  • устранение возможного дублирования тех или иных мероприятий, усилий,
  • более эффективное использование кадров, оборудования, производственных площадей.

     Недостатки  централизованного управления:

  • рост бюрократизма, накопление срочных для решения вопросов, увеличение документации,
  • задержки в принятии решений, в особенности на рабочем месте,
  • решения принимаются теми, кто незнаком с реальной ситуацией на производстве.

     В современной теории менеджмента  выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально  различных основаниях и имеют  специфические черты, позволяющие  выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

     Исторически первым сформировался бюрократический  тип. Соответствующую концепцию  подхода к построению организационных  структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:

     1) четкое разделение труда, использование  на каждой должности квалифицированных  специалистов;

     2) иерархичность управления, при которой  нижестоящий уровень подчиняется  и контролируется вышестоящим;

     3) наличие формальных правил и  норм, обеспечивающих однородность  выполнения менеджерами своих  задач и обязанностей;

     4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными  лицами своих обязанностей;

     5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

     Главные понятия бюрократического типа структуры  управления - рациональность, ответственность  и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих.

     Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления). Постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. Так возникает второй упомянутый - органический - тип структур управления, имеющий сравнительно недолгую историю и возникший как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Свойства, характеризующих органический тип структуры управления:

     Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.

     Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.

     В-третьих, главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.    

     В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью  каждого индивида и миссией.

     В-пятых, правила работы формулируются в  виде принципов, а не установок.

     В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.

     В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных  изменений. 
 
 

     Сравнительные характеристики типов структур управления

     Бюрократический тип       Органический  тип
     Четко определенная иерархия       Постоянные  изменения лидеров (групповых  или  индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем 
     Система обязанностей и прав       Система норм и ценностей, формируемая в  процессе обсуждений и согласований  
     Разделение  задачи на ряд процедур       Процессный  подход к решению проблем
     Обезличенность  во  взаимоотношениях      Возможность самовыражения саморазвития
     Жесткое разделение трудовых функций       Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами

     Среди традиционных  типов организационных  структур выделяются:

     линейная  организация;

     функциональная  организация;

     дивизиональная организация.

     Дадим краткое описание каждой из них.

     Сущность  линейной (иерархической) структуры  управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем. Данный тип организации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность).  

     Рис.1.1. Линейная организация.

       

     Преимущества  линейной структуры объясняются  простотой применения. Все обязанности  и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия  для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

     В числе недостатков линейного  построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность  к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована  на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

     Возрастание масштабов производства и его сложности сопровождается углублением разделения труда, дифференциацией функций деятельности производственной системы. При этом рост объема работ по управлению сопровождается углублением функционального разделения управленческого труда, обособлением фи специализацией подразделений управления. При этом создается функциональный тип структуры управления.

     Функциональная  структура (рис. 1.2) сложилась как  неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Так, отдел планирования управляет таким ресурсом, как время, отдел кадров - это люди, отдел финансов - деньги, отдел информационных систем - данные и т.д. 

     Рис. 1.2. Функциональная организация.

       

     На  практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная, структура, предусматривающая  создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. 

     Рис. 1.3. Линейно-функциональная организация.

       

     Наряду  с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

     Эта система имеет две разновидности: цеховую структуру управления, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую структуру управления, применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цехи, а на участки.

     Основным  достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность  специализировать выполнение отдельных  функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.

     К преимуществам функциональной структуры  можно отнести то, что она стимулирует  деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и  потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

     Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий.

     Функциональные  отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач  своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает вероятность конфликтов между функциональными отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.

     Опыт  показывает, что функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить предприятия, действующие в металлургической, резинотехнической промышленности, в отраслях, производящих сырьевые материалы.

Информация о работе Отчет о прохождении организационной практики в ИМНС Республики Беларусь по Октябрьскому району г. Могилёва