Перспективы развития налогообложения прибыли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в исследовании и анализе эволюции налога на прибыль организаций, современного механизма налогообложения прибыли и перспектив его развития.

В рамках вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены основные эволюционные вехи в применении налога на прибыль организаций в России;

- определено место налога на прибыль в современной налоговой системе;

- охарактеризованы основные элементы по налогу;

- приведены данные о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в федеральный бюджет;

- исследованы существующие проблемы налогообложения прибыли в РФ;

- проанализированы перспективы развития налогообложения в России в части налога на прибыль организаций.

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.docx

— 74.28 Кб (Скачать документ)

     Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 2%, прогнозируется в размере 147 169,9 млн. Рублей.

     Поступление налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению  в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20%, 15% и 9%, прогнозируется на 2011 год в сумме 83 036,5 млн. рублей.

     По  сравнению с уточненной оценкой  за 2010 год прогнозируется увеличение налога на прибыль организаций на 25 582,2 млн. рублей или на 11,2%, что связано  с изменением прогнозируемых объемов  прибыли прибыльных организаций  для целей бухгалтерского учета.

     Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет, на 2012 год прогнозируется в размере 270 237,6 млн. рублей (0,48% к ВВП), что на 16 923,8 млн. рублей или на 6,7% больше суммы, прогнозируемой на 2011 год. Увеличение поступления налога связано с изменением прогнозируемых объемов прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета.

     Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет, на 2013 год прогнозируется в сумме 294 259,9 млн. рублей (0,48% к ВВП). В общей сумме налога на прибыль организаций на 2013 год учтен налог по сельскохозяйственным организациям в сумме 1 914,7 млн. рублей, исчисленный по налоговой ставке в размере 3%, согласно норме федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Динамика изменения прогнозируемых поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет приведена в приложении Б.

     По  сравнению с прогнозом на 2012 год  планируется увеличение поступления  налога на прибыль организаций на 24 022,3 млн. рублей или на 8,9 %, что связано  с изменением прогнозируемых объемов  прибыли прибыльных организаций  для целей бухгалтерского учета.

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод  о том, что объем поступлений  налога на прибыль, начиная с 2011 г., по прогнозам специалистов, будет ежегодно увеличиваться по сравнению с  соответствующими данными предыдущих годов. 
 

    1.  Проблемы налогообложения прибыли в РФ
 
 

     в налоговой системе РФ, по данным на 2010 год, существовал ряд проблем, требующих решения. К таким проблемам относятся:

     - Состав амортизационных групп  основан на физическом сроке  службы того или иного объекта  основных средств. Однако не  во всех случаях этот срок  должен определять скорость отнесения  стоимости объекта основных средств  на расходы по налогу на  прибыль организаций.[10,С.3]

     Очевидно, что для начисления амортизации  важны не только физические сроки  службы основных средств, но и иные факторы- в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. При этом Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается для снижения уровня налоговой нагрузки и учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными;

     -  Применяемые нормы Налогового  кодекса РФ, регулирующие порядок  налогового учета расходов на  НИОКР в целях налога на  прибыль организаций, не дают  возможности однозначного толкования  в некоторых ситуациях.[10,С.3]

     Кроме того, в отдельные нормы НК РФ были внесены изменения, направленные на сближение порядка учета для  целей налогообложения расходов на НИОКР вне зависимости  от того, завершились ли они положительным  результатом либо утратили актуальность. Так, отличается определение расходов на НИОКР, давшие и не давшие положительный  результат, что приводит к сложностям, возникающим у налогоплательщиков с принятием в целях налогообложения  прибыли соответствующих расходов. Неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех  или иных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями Минфина России. Но такие письма не являются нормативными правовыми актами, обязательными  для исполнения, поэтому возникают  споры, которые решаются в судебном порядке;[10,С.5 ]

     - Существует неопределенность в  части принятия для целей налогообложения  прибыли расходов на приобретение  прав пользования программами  для ЭВМ и баз данных по  сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации;

     - Если организация является участником  совместной деятельности (договора  простого товарищества) и по такой  деятельности получен убыток, организация  не может уменьшить облагаемую  налогом прибыль на сумму данного  убытка;

     - По долговым обязательствам, оформленным  в рублях, в качестве показателя, на котором основан расчет  предельного уровня процентов,  принимаемого к вычету из базы  по налогу на прибыль организаций,  применяется ставка рефинансирования  ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, а  по обязательствам, оформленным  в иностранной валюте, используется  фиксированная ставка в размере  15% годовых.[22,С.8]

     При этом надо учитывать, что ставка рефинансирования не всегда отражает сложившийся в  экономике средний уровень процентной ставки, что может создавать нежелательные  искажения, которые либо приводят к  излишнему ужесточению налогового законодательства для налогоплательщиков ( как это происходит в российской экономике, начиная с осени 2009 г.), либо предоставляют избыточные возможности для отнесения уплаченных процентов на расходы.[10,С.4]

     Фиксированный размер предельной величины процентов  по долговым обязательствам, оформленным  в иностранной валюте, также не отвечает поставленным задачам, поскольку  средняя процентная ставка может  различаться не только в разные периоды  времени, но и определяется валютой, в которой оформлено обязательство;

     - НК РФ регламентирован особый  порядок признания расходов на  освоение природных ресурсов, к  которым относятся расходы на  поиск и оценку месторождений  полезных ископаемых. При этом  расходы на строительство и  ликвидацию разведочной скважины  на месторождениях нефти и  газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные  с расходами на освоение природных  ресурсов, то есть уменьшают налоговую  базу в текущем периоде, не  формируя первоначальную стоимость  объекта основных средств, которым  является такая скважина.

     По  мнению официальных органов, названный  порядок может быть применен только к разведочным скважинам, ликвидированным  как выполнившие свое назначение (непродуктивные). Порядок признания расходов на строительство и ликвидацию иных видов скважин ( например, опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных, которые необходимы, в частности при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья) НК РФ не предусмотрен.[12,C.35]

     Однако  суды придерживаются другой позиции. Так, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, действующее законодательство предусматривает  возможность признания расходов на освоение природных ресурсов в  качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, и включает в себя расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геологоразведочных работ.[10,С.5]

     Необходимо  уточнение Налогового кодекса, чтобы  исключить различные трактовки  законодательных норм;

     - Нельзя однозначно указать виды  деятельности, по которым на доходы (убытки) распространяется установленный  статьей о порядке налогообложения  прибыли налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность, связанную с использованием  объектов обслуживающих производств  и хозяйств, режим определения  налоговой базы. Также требуют  уточнения критерии признания  убытков обслуживающих производств  (хозяйств), приведенные в НК РФ;

     - В ст.251 НК РФ регламентированы  случаи, когда полученные налогоплательщиком  доходы не учитываются при  исчислении налогооблагаемой прибыли.

     Так, например, подп.11 п.1 ст.251 НК РФ установлено, что при определении налоговой  базы по налогу на прибыль не учитываются  доходы в виде имущества, полученного  российской организацией безвозмездно:

    1. От организации, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей организации;
    2. От организации, если уставный капитал передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада получающей организации;
    3. От физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада этого физического лица.

     При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения  только в том случае, если в течение  одного года со дня его получения  указанное имущество (за исключением  денежных средств) не передается третьим  лицам. [10,С.7]

     К сожалению, из приведенных норм не совсем ясно, о какой безвозмездности  идет речь. Несмотря на то что п.2 ст.248 НК РФ определено, что для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги), в ст.575 ГК РФ установлено, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ, в отношениях между коммерческими организациями.

     Проблемы  налогообложения прибыли в России и пути их совершенствования приведены  в приложении В.

     Некоторые из рассмотренных выше проблем находят  свое решение, начиная с 2011г, решение  остальных- в краткосрочной перспективе.[10,C.8] 
 

    1. Перспективы развития налогообложения прибыли  РФ в 2011-2013 годах
 
 

     В рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период были приняты Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годов.[8,C.14]

     В целях поддержки инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских разработок предлагается реализовать следующий набор мер:

  • Для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы. Поэтому в среднесрочной перспективе предлагается пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для каждой из них;
  • Предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в НК РФ, который не должен содержать неясностей и противоречий, устранив различия в порядке учета в расходах затрат на НИОКР для разных видов работ.[13,C.16]

     Следует также определить в НК РФ перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР в целях НК РФ. Этот вопрос особенно актуален в связи с предоставлением  возможности с 1 января 2009 г. применять  повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством РФ. Предоставление налоговой  субсидии по таким расходам без четкого  определения перечня их статей в  законодательстве о налогах и  сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов к расходам на НИОКР;

  • Предлагается передать полномочия по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций субъектам РФ с последующим администрированием налоговыми органами в уведомительном порядке (то есть сохранение за налоговыми органами полномочий по администрированию процедуры применения кредита, но не принятия решения по факту его предоставления и его сумме); увеличить размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого организации при проведении ею НИОКР либо технического перевооружения собственного производства с 30 до 100 % стоимости приобретенного организацией оборудования;
  • Предусматривается в ближайшее время внести изменения в НК РФ, направленные на освобождение доходов некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от налогообложения налогом на прибыль при соблюдении ряда ограничений и условий, в соответствии с которыми некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением непосредственно связанных с теми целями, для достижения которых были созданы эти некоммерческие организации;[10,C.6]
  • Предлагается освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, но в пределах 20% первоначальной стоимости такого имущества;
  • Существует неопределенность в части принятия для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных по сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Предусматривается уточнить соответствующие положения НК РФ, чтобы указанные расходы при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения принимались при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • Предлагается разрешить перенос убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества.

Информация о работе Перспективы развития налогообложения прибыли в РФ