Планирование налоговых поступлений бюджета от физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Современное налогообложение физических лиц в РФ представляет собой разветвленную и достаточно сложную систему платежей, которая постоянно подвергается критике.

Цель данной работы - рассмотреть методику планирования налоговых поступлений бюджета от физических лиц.

Задачи данной работы:

- рассмотреть состав и структуру доходов бюджетов бюджетной системы РФ от налогов, уплачиваемых физическими лицами:

- проанализировать методику планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц;

- определить пути совершенствования методики планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц.

Объектом исследования выступают налоги, уплачиваемые физическими лицами.

Предметом исследования является методика планирования налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, необходимо отметить, что наиболее объемными доходными источниками бюджета на местном уровне являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход,  составляющие более 90% всех налоговых доходов, при чем данная ситуация характерна не только для г. Казань, но и для всей территории РФ.

 

     2. Методика планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц.

       

         Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определении объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Планирование  налоговых поступлений является одной из действенных хозяйственных  функций государства в условиях экономики рыночного типа.

      Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена [14]:

– деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

– сложностью межотраслевых и региональных связей;

– необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

      Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства [12].

За последние  годы в налоговой системе произошел  отказ от планирования поступлений  налогов и сборов «от достигнутого»  к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления  налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона.

Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов  и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование  включает в себя определение налоговых  баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления  за ряд периодов, расчет уровней  собираемости налогов и сборов, объемов  выпадающих доходов, состояние задолженности  по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

В зависимости  от поставленных целей налоговое  планирование может проводиться  различными методами. Однако все расчеты  должны учитывать следующие составляющие [15]:

– фоновый уровень поступлений;

– сезонную составляющую их изменений;

– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);

– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.

Наиболее простым методом является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.

При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

 

Следующим, более  сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.

Экспертный  метод включает в себя определение  налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления  за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

Исходной составляющей налогового планирования является определение  налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах [16].

При осуществлении  планирования поступлений по важнейшим  налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип  минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Анализ таких показателей, как налоговая  база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и  сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д., должен стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики.

Прогнозирование доходов бюджета включает в себя определение налоговой базы по каждому налогу, мониторинг динамики поступления налогов, определение объемов выпадающих доходов, определение задолженности (недоимки) по доходам, оценку результатов изменений бюджетного и налогового законодательства.

   Методика  прогнозирования доходов бюджета  разработана в соответствии с  действующим бюджетным законодательством  и в целях создания единой  методологической базы для расчёта  доходов бюджета городского округа «город Казань» на очередной финансовый год и плановый период, с учётом:

   а) ставок налогов и сборов, установленных федеральным, областным законодательством и решениями представительных органов местного самоуправления на очередной финансовый год;

   б) объёма налоговых льгот, установленного на текущий финансовый год и очередной финансовый год в соответствии с федеральным и областным законодательством и решениями представительных органов местного самоуправления;

   в) налоговых платежей, осуществляемых организациями по месту нахождения обособленных подразделений в соответствии с действующим законодательством;

   г) банкротства и (или) ликвидации организаций на дату составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год.

Расчёт прогноза поступления доходов от налога на доходы физических лиц, взимаемого с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной частью 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, производится по следующей формуле:                                                                                             [2.1]

 

НДФЛ = [(ФОТ - НВ ) х НС] х Норм. + Д,

 

где: НДФЛ - прогноз поступления налога на доходы физических лиц;

ФОТ - прогноз  фонда оплаты труда;

НВ - налоговые вычеты (необлагаемый ФОТ) в соответствии с действующим  законодательством;

НС - ставка налога (в процентах), установленная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

Норм. - норматив отчислений (в процентах) от налога на доходы физических лиц, подлежащий зачислению в городской  бюджет ;

Д - сумма налога, дополнительно поступающая (выпадающая со знаком    "-") в связи с изменением налогового и (или) бюджетного законодательства, по результатам перерасчетов за отчетный период и результатам контрольных мероприятий налоговых органов.

Расчетные налоговые  поступления по налогу на имущество  физических лиц определяются по следующей формуле:

 

НИ = Нн + Н,                                                                                         [2.2]

 

Где: НИ – расчетные налоговые поступления налога на имущество физических лиц;

Нн – сумма  исчисленного налога на имущество физических лиц налоговыми органами в предыдущем году на территории муниципального образования;

Н – прогнозируемые поступления в виде неисполненных  обязательств (недоимки), возможной  к взысканию, по состоянию на 1 число  последнего отчетного периода.

Расчет поступления транспортного налога производится по следующей формуле:

 

Нтранс = Нфл * Кфл * Ктрфл – Л тр+ Нтрфл,                                       [2.3]             

 

Где: Нтранс – прогноз поступления доходов от транспортного налога;

Нфл– сумма  налога, подлежащая уплате физическими лицами в бюджет, за отчетный финансовый год по данным налоговой отчетности;

Кфл – средний  коэффициент индексации ставок транспортного  налога;

Ктрфл – коэффициент  роста (снижения) количества транспортных средств, зарегистрированных физическими лицами на территории города, по данным управления внутренних дел;

Лтр – сумма  льгот по транспортному налогу, предоставленных  физическим лицам с 1 января финансового  года;

Нтрфл - прогнозируемые поступления в виде неисполненных  обязательств (недоимки), возможной к взысканию, по состоянию на 1 число последнего отчетного периода.

Расчетные налоговые  поступления земельного налога рассчитываются по следующей формуле:

 

ЗН = Нзем * Ки + Недз                                                                           [2.4]

 

Где: ЗН – прогноз поступления земельного налога;

Нзем – сумма  налога, подлежащая уплате в бюджет, за отчетный финансовый год по данным налоговой отчетности;

Ки – коэффициент, учитывающий индексацию ставок земельного налога;

Недз - прогнозируемые поступления в виде неисполненных обязательств (недоимки), возможной к взысканию, по состоянию на 1 число последнего отчетного периода.

Метод математического  моделирования основан на возможности  установления определенного соответствия между знанием об объекте познания и самим объектом. Применение математических методов обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и своевременности прогнозов. В прогностике используют различные виды моделей: оптимизационные, статические, динамические, факторные, структурные, комбинированные и другие. В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип моделей может быть применен к различным экономическим объектам, т.е. макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные и другие модели.

 

3. Совершенствование  методики планирования налоговых  поступлений бюджетов от физических  лиц

 

Рассмотрим  совершенствование методики планирования на основе налога на доходы физических лиц. С позиций выбора информационной базы планирования - ставка налога, поскольку в разрезе налоговых ставок формируются налоговые базы, исчисляются суммы налогов и данные показатели приводятся в статистической отчетности налоговых органов

Выявлены шесть групп налога на доходы физических лиц, идентичных по налоговой ставке, набору облагаемых налогом доходов, налоговых вычетов или сумм, уменьшающих налогооблагаемую базу, субъекту, исчисляющему и перечисляющему налог в бюджет [18]:

группа 1: налоги, исчисляемые по ставке 13 % и удерживаемые агентом;

группа 2: налоги, исчисляемые по ставке 30 % и удерживаемые агентом;

группа 3: налоги, исчисляемые по ставке 9 % и удерживаемые агентом;

группа 4: налоги, исчисляемые по ставке 35 % и удерживаемые агентом;

группа 5: налоги, исчисляемые по иным ставкам и  удерживаемые агентом;

группа 6: налоги, исчисляемые налогоплательщиками  самостоятельно.

Наличие различных  по характеристикам групп налога на доходы физических лиц обусловило необходимость реализации структурированного подхода к планированию НДФЛ, базирующегося  на расчете плановых показателей в разрезе групп налогов с последующим их агрегированием, с целью повышения точности прогноза, особенно на достаточно длительном трехлетнем горизонте планирования.

        Обоснована ограниченность существующих теоретических подходов и методических разработок, а также практики планирования налога на доходы физических лиц в целях формирования среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации с позиций структурированного подхода.

В исследовании Е.В. Дронова проанализирована существующая теория и практика налогового планирования с целью ответа на вопрос, насколько действующие походы отвечают концепции структурированного подхода.

Сравнительная характеристика теоретических подходов к налоговому планированию выступила  предпосылкой анализа отечественных методических разработок в области планирования налоговых поступлений, в том числе и по налогу на доходы физических лиц, в субъектах Федерации. В результате сделан вывод о том, что многие субъекты разрабатывают лишь методики формирования, утверждения, исполнения и мониторинга исполнения среднесрочных финансовых планов, оставляя «за скобками» неотъемлемый элемент формирования бюджета - прогнозирование налоговых доходов.

Информация о работе Планирование налоговых поступлений бюджета от физических лиц