Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа
Современное налогообложение физических лиц в РФ представляет собой разветвленную и достаточно сложную систему платежей, которая постоянно подвергается критике.
Цель данной работы - рассмотреть методику планирования налоговых поступлений бюджета от физических лиц.
Задачи данной работы:
- рассмотреть состав и структуру доходов бюджетов бюджетной системы РФ от налогов, уплачиваемых физическими лицами:
- проанализировать методику планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц;
- определить пути совершенствования методики планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц.
Объектом исследования выступают налоги, уплачиваемые физическими лицами.
Предметом исследования является методика планирования налогов, уплачиваемых физическими лицами.
Таким образом, необходимо отметить, что наиболее объемными доходными источниками бюджета на местном уровне являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход, составляющие более 90% всех налоговых доходов, при чем данная ситуация характерна не только для г. Казань, но и для всей территории РФ.
Планирование налоговых поступлений является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.
Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена [14]:
– деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;
– сложностью межотраслевых и региональных связей;
Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства [12].
За последние годы в налоговой системе произошел отказ от планирования поступлений налогов и сборов «от достигнутого» к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона.
Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
В зависимости
от поставленных целей налоговое
планирование может проводиться
различными методами. Однако все расчеты
должны учитывать следующие
– фоновый уровень поступлений;
– сезонную составляющую их изменений;
– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);
– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.
Наиболее простым методом является метод тренда, т. е. экстраполяции, продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.
При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.
Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.
Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах [16].
При осуществлении
планирования поступлений по важнейшим
налогам и сборам, как правило,
следует применять все вышепере
В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т. д., должен стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики.
Прогнозирование доходов бюджета включает в себя определение налоговой базы по каждому налогу, мониторинг динамики поступления налогов, определение объемов выпадающих доходов, определение задолженности (недоимки) по доходам, оценку результатов изменений бюджетного и налогового законодательства.
Методика
прогнозирования доходов
а) ставок налогов и сборов, установленных федеральным, областным законодательством и решениями представительных органов местного самоуправления на очередной финансовый год;
б) объёма налоговых льгот, установленного на текущий финансовый год и очередной финансовый год в соответствии с федеральным и областным законодательством и решениями представительных органов местного самоуправления;
в) налоговых платежей, осуществляемых организациями по месту нахождения обособленных подразделений в соответствии с действующим законодательством;
г) банкротства и (или) ликвидации организаций на дату составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год.
Расчёт прогноза
поступления доходов от налога на доходы физических лиц, взимаемого
с доходов, облагаемых по налоговой ставке,
установленной частью 1 статьи 224 Налогового
кодекса Российской Федерации (часть вторая),
за исключением доходов, полученных физическими
лицами, зарегистрированными в качестве
индивидуальных предпринимателей, частных
нотариусов и других лиц, занимающихся
частной практикой, производится по следующей
формуле:
НДФЛ = [(ФОТ - НВ ) х НС] х Норм. + Д,
где: НДФЛ - прогноз поступления налога на доходы физических лиц;
ФОТ - прогноз фонда оплаты труда;
НВ - налоговые вычеты (необлагаемый ФОТ) в соответствии с действующим законодательством;
НС - ставка налога (в процентах), установленная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
Норм. - норматив отчислений (в процентах) от налога на доходы физических лиц, подлежащий зачислению в городской бюджет ;
Д - сумма налога, дополнительно поступающая (выпадающая со знаком "-") в связи с изменением налогового и (или) бюджетного законодательства, по результатам перерасчетов за отчетный период и результатам контрольных мероприятий налоговых органов.
Расчетные налоговые поступления по налогу на имущество физических лиц определяются по следующей формуле:
НИ = Нн + Н,
Где: НИ – расчетные налоговые поступления налога на имущество физических лиц;
Нн – сумма исчисленного налога на имущество физических лиц налоговыми органами в предыдущем году на территории муниципального образования;
Н – прогнозируемые поступления в виде неисполненных обязательств (недоимки), возможной к взысканию, по состоянию на 1 число последнего отчетного периода.
Расчет поступления транспортного налога производится по следующей формуле:
Нтранс = Нфл * Кфл * Ктрфл – Л тр+ Нтрфл, [2.3]
Где: Нтранс – прогноз поступления доходов от транспортного налога;
Нфл– сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами в бюджет, за отчетный финансовый год по данным налоговой отчетности;
Кфл – средний коэффициент индексации ставок транспортного налога;
Ктрфл – коэффициент роста (снижения) количества транспортных средств, зарегистрированных физическими лицами на территории города, по данным управления внутренних дел;
Лтр – сумма льгот по транспортному налогу, предоставленных физическим лицам с 1 января финансового года;
Нтрфл - прогнозируемые поступления в виде неисполненных обязательств (недоимки), возможной к взысканию, по состоянию на 1 число последнего отчетного периода.
Расчетные налоговые поступления земельного налога рассчитываются по следующей формуле:
ЗН = Нзем * Ки + Недз
Где: ЗН – прогноз поступления земельного налога;
Нзем – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за отчетный финансовый год по данным налоговой отчетности;
Ки – коэффициент, учитывающий индексацию ставок земельного налога;
Недз - прогнозируемые поступления в виде неисполненных обязательств (недоимки), возможной к взысканию, по состоянию на 1 число последнего отчетного периода.
Метод математического моделирования основан на возможности установления определенного соответствия между знанием об объекте познания и самим объектом. Применение математических методов обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и своевременности прогнозов. В прогностике используют различные виды моделей: оптимизационные, статические, динамические, факторные, структурные, комбинированные и другие. В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип моделей может быть применен к различным экономическим объектам, т.е. макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные и другие модели.
Рассмотрим совершенствование методики планирования на основе налога на доходы физических лиц. С позиций выбора информационной базы планирования - ставка налога, поскольку в разрезе налоговых ставок формируются налоговые базы, исчисляются суммы налогов и данные показатели приводятся в статистической отчетности налоговых органов
Выявлены шесть групп налога на доходы физических лиц, идентичных по налоговой ставке, набору облагаемых налогом доходов, налоговых вычетов или сумм, уменьшающих налогооблагаемую базу, субъекту, исчисляющему и перечисляющему налог в бюджет [18]:
группа 1: налоги, исчисляемые по ставке 13 % и удерживаемые агентом;
группа 2: налоги, исчисляемые по ставке 30 % и удерживаемые агентом;
группа 3: налоги, исчисляемые по ставке 9 % и удерживаемые агентом;
группа 4: налоги, исчисляемые по ставке 35 % и удерживаемые агентом;
группа 5: налоги, исчисляемые по иным ставкам и удерживаемые агентом;
группа 6: налоги,
исчисляемые
Наличие различных по характеристикам групп налога на доходы физических лиц обусловило необходимость реализации структурированного подхода к планированию НДФЛ, базирующегося на расчете плановых показателей в разрезе групп налогов с последующим их агрегированием, с целью повышения точности прогноза, особенно на достаточно длительном трехлетнем горизонте планирования.
Обоснована ограниченность существующих теоретических подходов и методических разработок, а также практики планирования налога на доходы физических лиц в целях формирования среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации с позиций структурированного подхода.
В исследовании Е.В. Дронова проанализирована существующая теория и практика налогового планирования с целью ответа на вопрос, насколько действующие походы отвечают концепции структурированного подхода.
Сравнительная характеристика теоретических подходов к налоговому планированию выступила предпосылкой анализа отечественных методических разработок в области планирования налоговых поступлений, в том числе и по налогу на доходы физических лиц, в субъектах Федерации. В результате сделан вывод о том, что многие субъекты разрабатывают лишь методики формирования, утверждения, исполнения и мониторинга исполнения среднесрочных финансовых планов, оставляя «за скобками» неотъемлемый элемент формирования бюджета - прогнозирование налоговых доходов.
Информация о работе Планирование налоговых поступлений бюджета от физических лиц