Планирование НДС. Общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание

В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно классифицировать налоговую оптимизацию на перспективную и текущую. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Базовые понятия и категории………………………………………5
Понятия налогового планирования………………………..6
Пределы налогового планирования………………………..8
Элементы налогового планирования……………………..10
Этапы налогового планирования…………………………12
Планирование НДС. Общие положения…………………………14
Налоговое планирование НДС…………………………….17
Заключение……………………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Налоговое планирование.docx

— 40.80 Кб (Скачать документ)

     5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности  исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

     6.  Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

     7.  Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

     8.  Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

     9.   Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

     1.4 Этапы налогового планирования

 

     Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между  собой этапов, которые не следует  рассматривать как четкую и однозначную  последовательность действий, обязательно  гарантирующих снижение налоговых  обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства  финансового аналитика. До регистрации  и начала функционирования организации  необходим ответ на общие вопросы  стратегического характера.

     Первый  этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

     Второй  этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

     Третий  этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

     Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

     Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

     Пятый этап -  разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

     Шестой  этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями,  обусловленными  штрафными и иными санкциями.

     Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.  
 
 
 
 
 
 
 

     2. Планирование НДС. Общие положения 

     Оптимизация косвенного налогообложения начинается, прежде всего, с налога на добавленную стоимость, процесс планирования которого зависит от того:

     1) является ли анализируемое предприятие  конечным в цепочке производств  и реализации соответствующих  товаров, работ и услуг и  соответственно ему целесообразно  использовать освобождения от  исполнения обязанностей налогоплательщика  по налогу на добавленную стоимость  и производить реализацию товаров,  работ, услуг освобождаемых от  НДС;

     2) либо продукцию, работы, услуги  данного предприятия потребляют  другие хозяйствующие субъекты  и соответственно ему не целесообразно  использовать освобождения от  исполнения обязанностей налогоплательщика  по налогу на добавленную стоимость  и производить реализацию товаров,  работ, услуг, освобождаемых от  НДС, так как в данном случае  льготы по НДС носят «мнимый  характер».

     Занимаясь налоговым планированием налога на добавленную стоимость хозяйствующим субъектам целесообразно рассмотреть возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Организации и индивидуальные предприниматели (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также по обязанностям, возникающим в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации) имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 1 млн. руб.1

     Лица, использующие право на освобождение, в целях оптимизации налогообложения  должны представить соответствующее  письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое  освобождение, в налоговый орган  по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Следует учесть, что организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с порядком, указанным выше без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн. руб.

     Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

     • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

     • выписка из книги продаж;

     • выписка из книги учета доходов  и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

     • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

     • уведомление о продлении использования  права на освобождение в течение  последующих 12 календарных месяцев  или об отказе от использования данного  права.

     Если  в течение периода, в котором  организации и индивидуальные предприниматели  используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных  месяца превысила 1 млн. руб. либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, налогоплательщики  начиная с 1-го числа месяца, в  котором имело место такое  превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания  периода освобождения утрачивают право  на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное  выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров  и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

     В случае, если налогоплательщик не представил соответствующие документы либо представил документы, содержащие недостоверные  сведения, а также в случае, если налоговый орган установил, что  налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные Налоговым кодексом РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном  порядке с взысканием с налогоплательщика  соответствующих сумм налоговых  санкций и пеней. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии с положениями  Налогового кодекса РФ до использования  им права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. 

     2.1. Налоговое планирование НДС 

     Занимаясь вопросами налогового планирования, хозяйствующие субъекты должны помнить, что в случае, если ими осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, в т.ч. НДС (освобождаемые от налогообложения), они обязаны вести раздельный учет таких операций. Все операции не подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) при наличии  у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями, рассмотренными выше, не применяется при осуществлении  предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров  комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым  кодексом РФ.

     При отмене освобождения от налогообложения  или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, налогоплательщиками  применяется тот порядок определения  налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты. Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим налоговым законодательством в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

     Необходимо  отметить, что в результате одностороннего подхода к минимизации НДС (например, по использованию операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Налогового кодекса или освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС) предприятие, осуществляющее последующую  реализацию своей продукции, получает мнимую льготу для целей налогообложения. Например, организация, имеющая освобождение от НДС, все суммы НДС, уплачиваемые своим поставщикам, относят на расходы, в то время как реализация продукции  данной компании осуществляется без  предъявления НДС покупателям. При  этом эти покупатели, оплачивая товары, работы, услуги, не имеют права на налоговый вычет соответствующей  суммы НДС.

     Пример. Предприятие А, освобожденное от НДС, приобретает сырье на 100 руб. плюс 20% НДС и 20 руб. налога относит на расходы. Добавленная стоимость предприятия А составляет 200 руб., а реализация продукции без НДС — 320 руб. (200 + 120 = 320). Предприятие В, которое работает без льгот, приобретает это сырье за 320 руб. Добавленная стоимость предприятия В составляет 400 руб. Реализация продукции равна 720 руб. (400 + 320 = 720) плюс 20% НДС. Следовательно, от покупателя предприятие В получит 864 руб. (720 + 144 = 864). Не имея права на налоговый вычет по НДС, предприятие В перечислит в бюджет.! 44 руб., из которых НДС с его добавленной стоимости равен 80 руб., а налог на приобретение сырья составит 64 руб. Таким образом, предприятие В уплатило 64 руб. за приобретенный товар у предприятия А, из которых соответственно за сырье — 20 руб., а за добавленную стоимость — 44 руб.

Информация о работе Планирование НДС. Общие положения