Показатели, наличие которых должно быть обеспечено в обязательном порядке в налоговой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования.docx

— 30.30 Кб (Скачать документ)

       В группу базовых показателей включим  обычные данные налоговой отчетности, которые не только характеризуют  общее состояние системы налогов, но и служат исходной информационной базой для любых расчетов общей  налоговой эффективности (оценки налоговой  политики).

       Минимальный, с нашей точки зрения, перечень таких показателей должен включать следующие блоки и группы данных:

       «Налогоплательщики» – характеризует динамику и изменение  структуры налогоплательщиков, включая  процессы постановки и снятия с учета.

       «Налоговые  платежи» – характеризует поступление  платежей по основным видам налогов  и уровням бюджетов в региональном и отраслевом разрезах.

       «Задолженность» — характеризует налоговую задолженность  по основным видам налогов и уровням  бюджетов в региональном и отраслевом разрезе.

       «Налоги и бюджет» — характеризует  пропорции между налоговыми доходами, доходами бюджета и его расходами, в том числе по регионам.

       «Налоговые  льготы» – характеризует «налоговые расходы» государства по основным видам  налогов и уровням бюджетов, в  том числе в региональном разрезе.

       «Налоговый  контроль» — характеризует работу контрольных органов: численность  работников и расходы на их содержание, количество проверок и их результаты, доначисленные суммы, оспариваемые суммы, возврат и т.п.

       «Налоги в зарубежных странах» – материалы  этого блока могли бы характеризовать  российские налоги на фоне налоговых  систем зарубежных стран. Сюда целесообразно  включить общие сведения о видах  и структуре налогов, их распределении  по бюджетам, занимаемой доле в ВВП  и другие. При всей специфике российских условий нельзя пройти мимо векового зарубежного опыта обложения, так  что межгосударственные налоговые  сравнения, несомненно, станут важной информацией об уровне и качестве российских налогов.

       «Налоговое  бремя» – эта группа показателей  закрывает перечень базовых характеристик  налоговой системы и одновременно занимает переходное положение в  движении к аналитическим показателям. Действительно, такие данные, как  налоговое бремя отраслей и регионов, в сопоставлении со средними значениями уже несут существенную качественную информацию о налоговой системе. Сюда же можно отнести и расчеты  по налоговой нагрузке предприятий  и населения.

       Предложенные  показатели в целом достаточно полно  характеризуют налоговый режим  и в этом смысле представляют основу для качественного анализа налоговой  политики (реформы). Комплексное сопоставление  динамики этих базисных данных о налогах  с важнейшими социально-экономическими показателями позволит в определенной мере делать выводы относительно их взаимосвязи. В этом плане уместно еще раз  подчеркнуть необходимость крайней  осторожности в обращении с результатами сопоставлений в силу преобладания нелинейных зависимостей между экономикой и налогами. 
 

    1. Обеспечение оптимизации процесса организации  и ведения налогового учета при формировании учетной политики
 

       Существует 5 различных подходов к ведению  налогового учета, основанных на двух основных принципах.

       Первый  принцип предполагает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета на основе одного и того же массива первичных документов, определяющих хозяйственную деятельность организации. Здесь регистры строятся на основе первичных документов. Этот подход невозможен без мощных систем автоматизации  функций учета в организации.

       Второй  принцип - принцип максимального  сближения с существующей в организации  системой методологии и организации  бухгалтерского учета. При реализации этой модели регистры налогового учета  строятся также, как на основе регистров бухгалтерского учета, так и на основе первичных документов бухгалтерского учета. Особенность этого принципа - оптимизация обеспечения учетно - финансовой функции бизнеса. При организации ведения налогового учета предприятие вправе разработать свой собственный способ группировки и кодирования объектов налогового учета в целях построения плана счетов налогового учета, например, с использованием порядка последовательного присвоения кодов налоговым категориям Костылев В.А. Бухгалтерский и налоговый учет в организации // Аудиторские ведомости. - 2002. - №4..

       При выборе соответствующего подхода ведения  налогового учета организация также  может, например, дополнительно к  бухгалтерскому Плану счетов ввести «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе  требований главы 25 НК РФ, с открытием  субсчетов к налоговым счетам, основанном на принципе, по которому заполняется  налоговая декларация. Используя данный вариант, при необходимости можно и нужно ввести дополнительные аналитические регистры.

       Предприятие вправе использовать способ ведения  налогового учета и без разработки конкретных форм аналитических регистров.

       Но  если организация самостоятельно разрабатывает  формы регистров как бухгалтерского, так и налогового учета, необходимо рассмотреть неотъемлемые условия  для минимизации количества как автономных налоговых регистров, так и бухгалтерских регистров с дополнительными резервами, т.е. комбинированных регистров в целях оптимизации налогового планирования.

       Первым  условием является выбор совпадающих  способов ведения бухгалтерского и  налогового учета, причем как вариантных, прописанных в учетной политике, так и безвариантных. Он позволяет  снизить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности  информации.

       В этом случае достаточно использовать только бухгалтерские регистры, а  налоговые вообще можно не вести. При несовпадающих способах ведения  учета (например, при учете представительских  расходов) целесообразно применять  автономные регистры бухгалтерского и  налогового учета.

       Второе  условие - тождественность классификации  объектов учета. При этом их идентичность по содержанию, а не по форме должна быть главенствующей.

       Несмотря  на то, что в бухгалтерском учете  эти расходы относятся к операционным расходам, а в налоговом учете - к внереализационным расходам, в обоих видах учета указанные расходы не относятся к расходам, связанным с реализацией продукции, товаров, работ, услуг. А вот различия в определении первоначальной стоимости ОС или нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете в ряде случаев могут привести к тому, что организация, даже выбрав совпадающий для обоих видов учета способ начисления амортизации, вынуждена будет вести либо комбинированные, либо автономные регистры бухгалтерского и налогового учета как по формированию первоначальной стоимости объекта учета, так и по учету его амортизации.

       Финансовые  разработки индивидуальных программ в  соответствии с объемом (количеством) хозяйственных операций, особенностями  организации бизнеса доступно только крупным и средним организациям, что касается организаций с небольшим  объемом операций, то постановка налогового учета для них окажется весьма обременительным. При внедрении  налогового учета в крупных и  средних организациях могут потребоваться:

       - реорганизация действующих бухгалтерских  и финансовых служб;

       - увеличение кадрового состава  действующей финансовой службы;

       - обучение и специализация персонала;

       - внедрение систем автоматизации  налогового учета.

       Подводя итоги, необходимо выделить следующие  критерии оптимизации учетной политики:

       - сбалансированность целей налогового  и управленческого планирования  в рамках единой системы учета;

       - соответствие затратности ее осуществления и необходимой потребности в информации о деятельности предприятия для целей управленческого и налогового планирования. Иными словами, излишняя детализация ведения управленческого учета бывает неоправданна, если она не является необходимой для принятия обоснованных управленческих решений Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Юристь, 2001..

       Одним из основных элементов оптимизации  налогового планирования является разработка отдельного документа, определяющего  учетную политику организации для  целей налогообложения, а не совместного, объединяющего две учетные политики в одну.

       Главное, о чем должен помнить бухгалтер, не забывая о том, что конечной целью разработки учетной политики предприятия является построение интегрированной системы управленческого учета, - проведенное Налоговым Кодексом «раздвоение» существовавшей единой учетной политики организации на «Учетную политику для целей налогообложения» и «Учетную политику для целей бухгалтерского учета» заключает в себе огромные возможности по выбору оптимальных управленческих решений.

Информация о работе Показатели, наличие которых должно быть обеспечено в обязательном порядке в налоговой политике