Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Задачами курсовой работы являются:
1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;
2) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
3) определение круга плательщиков государственной пошлины;
4) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;
5) представление видов ставок государственной пошлины;
6) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;
7) раскрыть вопрос, связанный с возвратом излишне уплаченной государственной пошлины.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1 Теоретические основы государственной пошлины--------------------------------5
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение-------------------------------------------------------------------5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ-----------8
2 Экономические основы уплаты государственной пошлины-------------------10
2.1 Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц--------------------10
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины---------14
2.3 Льготы для физических и юридических лиц----------------------------23
2.4 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета-----------31
3 Планирование доли государственной пошлины в общем объёме налоговых доходов бюджетной системы РФ в перспективе до 2023г. и пути совершенствования------------------------------------------------------------------------34
Заключение---------------------------------------------------------------------------------36
Список использованных источников--------------------------------------------------38
Приложение №1---------------------------------------------------------------------------39
Приложение №2---------------------------------------------------------------------------39
Приложение №3---------------------------------------------------------------------------40
Приложение №4---------------------------------------------------------------------------41
Приложение №5---------------------------------------------------------------------------42
Приложение №6---------------------------------------------------------------------------43
Приложение №7---------------------------------------------------------------------------44
Приложение №8---------------------------------------------------------------------------45

Работа состоит из  1 файл

кр нюифл 1.docx

— 107.01 Кб (Скачать документ)


 

МОСКВА – 2012

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

1 Теоретические основы  государственной пошлины--------------------------------5

1.1 Понятие государственной  пошлины, виды государственной  пошлины, её назначение-------------------------------------------------------------------5

1.2 Место государственной  пошлины в налоговой системе  РФ-----------8

2 Экономические основы уплаты государственной пошлины-------------------10

2.1 Плательщики  государственной пошлины, объекты  обложения, система ставок, порядок  и сроки уплаты, льготы для  некоторых категорий лиц--------------------10

2.2 Особенности уплаты  и размеры государственной пошлины---------14

2.3 Льготы  для физических и юридических лиц----------------------------23

2.4 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета-----------31

3 Планирование доли государственной  пошлины в общем объёме налоговых  доходов бюджетной системы РФ  в перспективе до 2023г. и пути  совершенствования------------------------------------------------------------------------34

Заключение---------------------------------------------------------------------------------36

Список использованных источников--------------------------------------------------38

Приложение №1---------------------------------------------------------------------------39

Приложение №2---------------------------------------------------------------------------39

Приложение №3---------------------------------------------------------------------------40

Приложение №4---------------------------------------------------------------------------41

Приложение №5---------------------------------------------------------------------------42

Приложение №6---------------------------------------------------------------------------43

Приложение №7---------------------------------------------------------------------------44

Приложение №8---------------------------------------------------------------------------45

 

 

 

Введение

 

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования  в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины  и сборы не имеют финансового  значения, присущего налогам. При  уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно  ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную  цель (целевые налоги), однако они  никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы  и пошлины являются индивидуальными  платежами. Но поскольку государство  обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

Актуальность темы работы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной  пошлины в налоговой системе. Необходимо заметить, что и ранее  регулированию взимания государственной  пошлины придавалось немаловажное значение.

Изначально порядок взимания государственной пошлины был  определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина", в соответствии с которой большая  часть лицензионных сборов переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов  деятельности" от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.

Налоги и сборы в  нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит  благополучие страны, региона, конкретного  города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов и сборов, поскольку для выполнения своих  функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые  могут быть собраны только посредством  налогообложения. Для нашей страны налогообложение играет большую  роль в укреплении экономической  потенциала России. Налогам и сборам отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. При помощи налогов  и сборов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

Таким образом, исследование института государственной пошлины  представляется весьма интересным с  научной точки зрения, а именно проследить эволюцию объекта исследования, заметить процесс совершенствования  механизма уплаты государственной  пошлины и ее роли в налоговой  системе страны.

Предметом исследования курсовой работы является рассмотрение механизма нормативно-правового регулирования института государственной пошлины, а объектом государственная пошлина и ее роль в налоговой системе Российской Федерации.

Задачами курсовой работы являются:

1) определение места государственной  пошлины в налоговой системе  РФ;

2) рассмотрение объектов  обложения государственной пошлиной;

3) определение круга плательщиков  государственной пошлины;

4) рассмотрение категорий  льгот по уплате государственной  пошлины;

5) представление видов  ставок государственной пошлины;

6) рассмотрение порядка  расчета и уплаты государственной  пошлины;

7) раскрыть вопрос, связанный  с возвратом излишне уплаченной государственной пошлины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы формирования государственной  пошлины

1.1 Понятие государственной  пошлины, виды государственной  пошлины, её назначение

 

В современной налоговой  системе РФ государственная пошлина  наиболее "древний" элемент. До налоговой  реформы 1930-х годов существовали различные пошлины, которые в  ходе реформы были преобразованы  в единую государственную пошлину. В 1942 г. она была заменена просто государственной пошлиной.

Законодательство рассматривает  государственную пошлину как  сбор, взимаемый уполномоченными  на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов, их копий и дубликатов.

В современных  условиях государственная пошлина  регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса  Российской Федерации.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных  в статье 333.17 Налогового Кодекса  РФ, при их обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов  Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в  отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ранее законодательно определение понятия  государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ "О государственной  пошлине", согласно которой под  государственной пошлиной понимался  установленный названным Законом  обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или  должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу  государственной пошлины – это  не просто платеж, а именно сбор, под  которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

При этом в НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина  взимается при обращении плательщика  сбора исключительно в государственные  органы, органы местного самоуправления, другие органы и к должностным  лицам, которые уполномочены федеральными или региональными законами, или  же нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления[1].

Четкого критерия отграничения государственной  пошлины от иных сборов законодателем  не установлено. Сборы взимаются  за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных  главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

Можно выделить следующие  основные черты государственной  пошлины, которые раскрывают её назначение:

1.обязательный и возмездный  характер, так как она выступает  в качестве обязательной компенсации  за оказание юридическим и  физическим лицам конкретных  государственных услуг;

2.определённый регулятивный  характер, так как она выступает  в качестве особого инструмента  для управления спросом и предложением  на государственные услуги;

3.фискальный характер, так  как она обеспечивает бюджетам  определённый доход от установления  монополии государства на отдельные  виды услуг;

4.учитывается в составе  налоговых доходов бюджетов различных  уровней[2].

Поскольку государственная  пошлина является сбором, включенным в российскую налоговую систему, то на порядок её исчисления и уплаты в бюджет распространяются все положения, установленные в НК РФ. При это  необходимо подчеркнуть, что госпошлина была включена в налоговую систему  с первых лет её формирования, несмотря на то, что из системы налогов  за непродолжительную историю были исключены или переведены в категорию  неналоговых платежей многочисленные налоги и сборы.

Между уровнями бюджетной  системы госпошлина распределяется в зависимости от того, за что  именно взимается конкретный платёж. Так, госпошлина по делам, рассматриваемым  в Конституционном суде, Арбитражных  судах, а так же за регистрацию  юридических лиц зачисляется  в доход федерального бюджета. В  остальных случаях госпошлина зачисляется  в местные бюджеты по месту  нахождению банка, принявшего платёж[3].

Все уплачиваемые государственные  пошлины можно разделить по различным  видам.

Во-первых, их можно разделить  по объекту обложения на две группы:

1.плата за получение  различных документов;

2.плата за выполнение  услуг нотариального, судебного  характера.

Во-вторых, по способу взимания государственная пошлина может  быть простой, пропорциональной и смешенной.

В-третьих, можно разделить  государственную пошлину по срокам уплаты:

1.до совершения юридически  значимых действий, предусмотренных  законодательством;

2.после совершения юридически  значимого действия, предусмотренного  законодательством.

В-четвёртых, государственную  пошлину можно разделить по видам  оплаты. Здесь выделяют оплату в  наличной и безналичной форме.

В-пятых, государственную  пошлину необходимо разделить по видам плательщиков:

1.плательщики, которые  уплачивают государственную пошлину  в полном объёме в порядке,  установленном НК РФ;

2.плательщики, имеющие  право в соответствии с законодательством  РФ получить отсрочку или рассрочку  платежа;

3.плательщики, имеющие  право на уменьшение размера  государственной пошлины;

4.плательщики, полностью  освобождаемые от уплаты государственной  пошлины;

5. плательщики, имеющие  право на частичное освобождение  от уплаты государственной пошлины[4].

Рисунок 1 – Государственная пошлина


 



 


 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд Российской  Федерации и конституционные  (уставные) суды субъектов Российской  Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов  гражданского состояния (ЗАГСы)  и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних  дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  Российской Федерации, выходом  из гражданства Российской Федерации,  с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные органы  исполнительной власти по вопросам  официальной регистрации программы  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

Информация о работе Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение