Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:39, контрольная работа
Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В этом законе даются следующие понятия и определения налоговой системы:
а) Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.
б) Налоговая система:
совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Особенностью СРП является то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ, запрещающих проведение повторных проверок.
Ответственность за нарушение налогового законодательства |
Налоговые
правонарушения и ответственность
за их совершение установлены разделом
VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность
за деяние, совершенное налогоплательщиком,
наступает, если это деяние не содержит
признаков состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством РФ. Налогоплательщик
может быть привлечен к налоговой ответственности
с 16-летнего возраста при условии, что
оно виновно в совершении налогового правонарушения.
Налогоплательщик признается виновным
в совершении налогового правонарушения,
если противоправное деяние совершено
им умышленно или по неосторожности. Налогоплательщик
не подлежит ответственности за совершение
налогового правонарушения, если: - деяние,
содержащее признаки налогового правонарушения,
совершено вследствие стихийного бедствия
или других чрезвычайных и непреодолимых
обстоятельств; - деяние, содержащее признаки
налогового правонарушения, совершено
налогоплательщиком в состоянии, при котором
он не мог отдавать себе отчета в своих
действиях или руководить ими вследствие
болезненного состояния; - деяние, содержащее
признаки налогового правонарушения,
совершено в результате выполнения письменных
разъяснений по вопросам применения законодательства
о налогах и сборах, данных налоговым органом
или другим уполномоченным государственным
органом или их должностными лицами в
пределах их компетенции. Налоговые санкции
устанавливаются и применяются в виде
денежных взысканий (штрафов) в размерах,
предусмотренных соответствующими статьями
главы 16 НК РФ.
Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: - совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; - совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; - иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности). При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу: Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 5 000руб. Те же деяния, совершенные физическим лицом, - влекут взыскание штрафа в размере 500 руб. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1). Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб. Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). |
Административная ответственность
Юридическая
ответственность - это применение к
лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных
законом мер принуждения в
установленном для этого
В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:
- штрафная,
карательная ответственность (
- правовосстановительная
ответственность (направлена
Штрафная,
карательная ответственность
- преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);
- административные
проступки (посягающие на
- дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания).
Штрафная,
карательная ответственность
- обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;
- исследование
обстоятельств дела о
- принятие
решения о применении или
- исполнение
взыскания или наказания,
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.
Правовосстановительная ответственность осуществляется в процессуальной форме не всегда, а только в случае судебного (арбитражного) спора или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок, поскольку правонарушитель в ряде случаев может и сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные им права, прекратить противоправное состояние. Эта ответственность возникает с момента правонарушения и заканчивается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка.
Сообразно видам правонарушений и санкций за их совершение различают следующие виды юридической ответственности:
- уголовная ответственность,
- административная ответственность,
- гражданско-правовая ответственность,
- дисциплинарная ответственность.
В литературе
вместо понятия гражданско-правовой
ответственности нередко
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.
Как разновидность
юридической ответственности
- представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);
- наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
- применяется
компетентными органами и
- состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
- применяемые
санкции строго определены
В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности.
Административная
ответственность имеет
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Для сопоставления - основаниями других видов ответственности являются: уголовной - совершение преступления; дисциплинарной - совершение дисциплинарного проступка; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.
Субъектами
административной ответственности
могут быть физические и юридические
лица. Хотя вопрос административной ответственности
юридических лиц еще
Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности - имущественные санкции.
Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.
Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления - дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.
Применение
административного взыскания не
влечет за собой судимости и увольнения
с работы, а лицо, к которому оно
применено, считается имеющим
Дела
об административной ответственности
рассматриваются и
Уголовная ответственность
Уголовная
ответственность является разновидностью
юридической ответственности (наряду
с гражданско-правовой, административной,
дисциплинарной и т. д.). В теории уголовного
права понятие уголовной ответственности
является дискуссионным. При этом можно
выделить три основные позиции. Во-первых,
уголовная ответственность понимается
как обязанность лица, совершившего преступное
деяние, отвечать за содеянное в соответствии
с уголовным законом. Во-вторых, под уголовной
ответственностью понимается фактическая
реализация указанной обязанности, т.е.,
в конечном счете, реализация санкции
уголовно-правовой нормы. В-третьих, в
последние годы уголовная ответственность
стала рассматриваться в позитивном плане
(так называемая позитивная уголовная
ответственность) как ответственность,
лежащая в основе правомерного поведения
и выражающаяся в осознании индивидом
своей обязанности не совершать запрещенное
уголовным законом преступное деяние.
Специфика же юридической ответственности,
в том числе и уголовной, больше связана
с мерами государственного принуждения,
применяемыми к правонарушителю. И в этом
смысле уголовная ответственность как
раз и выражается в тех мерах уголовно-правового
принуждения, которые применяются к лицу,
совершившему преступление. Среди принудительных
мер уголовно-правового характера главное
место занимает, конечно же, наказание,
которое и составляет основное содержание
уголовной ответственности. Однако уголовная
ответственность и наказание - не совпадающие
понятия. Это вытекает в первую очередь
из ст. 3 УК: «Уголовной ответственности
и наказанию подлежит только лицо, виновное
в совершении преступления...» Из этой
законодательной формулировки видно,
что понятие уголовной ответственности
шире понятия наказания, хотя и включает
его в себя.
Принципиальное различие между этими
понятиями проводится и в ст. 50 УК. Так,
в соответствии с ч. 1 ст. 50 лицо, совершившее
деяние, содержащее признаки преступления,
может быть освобождено от уголовной ответственности,
а в соответствии с ч. 2 этой же статьи лицо,
совершившее преступление может быть
освобождено от наказания.
В соответствии с этим уголовная ответственность
возможна как с применением наказания,
так и без применения. Согласно этому и
сама уголовная ответственность подразделяется
на два вида: без назначения наказания
и с назначением наказания. В первом случае
уголовная ответственность исчерпывается
фактом осуждения лица (в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством
суд в этих случаях постановляет обвинительный
приговор без назначения наказания). Во
втором случае содержанием уголовной
ответственности лица является не только
осуждение лица, но и применение к нему
наказания (в том числе в некоторых случаях
сюда входят и определенные уголовно-правовые
последствия отбывания наказания, связанные,
например, с институтом судимости).
Важное место в реализации уголовной ответственности
занимают меры уголовно-процессуального
принуждения, в первую очередь меры пресечения,
применяемые к подозреваемому и обвиняемому
(арест, подписка о невыезде и др.). Эти
меры применяются при наличии достаточных
оснований считать, что обвиняемый скроется
от дознания, предварительного следствия
или суда, или воспрепятствует установлению
истины по уголовному делу или будет продолжать
заниматься преступной деятельностью.
Смысл применения этих мер заключается
также в обеспечении исполнения будущего
обвинительного приговора (ст. 89 УПК РСФСР).
Эти меры принуждения носят процессуальный
характер, однако они могут стать составной
частью уголовной ответственности в материально-правовом
смысле. В соответствии со ст. 47 УК предварительное
заключение (арест) засчитывается судом
в срок наказания при осуждении лица к
лишению свободы или направлению в дисциплинарный
батальон из расчета день за день, а при
осуждении к исправительным работам -
из расчета день ареста за три дня исправительных
работ. Таким образом, когда вина обвиняемого
будет подтверждена обвинительным приговором,
примененные к нему меры процессуального
принуждения превращаются в составную
часть уголовной ответственности. Юридическая
ответственность возникает вследствие
совершения правонарушения, т. е. в результате
возникновения охранительных правоотношений
(в основе которых лежит нарушение нормы
права, противоправное поведение). Точно
так же и уголовная ответственность есть
следствие возникновения охранительных
уголовно-правовых отношений в их традиционном
понимании. В связи с этим понятие уголовной
ответственности может быть раскрыто
только в связи с содержанием охранительных
уголовно-правовых отношений. Правоотношение
всегда возникает в связи с юридическим
фактом. Для охранительного уголовно-правового
отношения таким фактом является совершение
лицом преступления. Это положение оспаривается
некоторыми криминалистами. Заметим, что
установление органом дознания, следователем
или судом признаков преступления еще
не предрешает окончательного выяснения
вопроса о реальности совершения преступления.
Последнее как существование юридического
факта вообще неправильно сводить к установлению
признаков преступления кем-либо, в том
числе следователем, прокурором или судом.
Известно, что на практике ошибки хотя
и нежелательны, но возможны и в стадиях
судебного разбирательства и вынесения
приговора. Ошибочно вынесенный приговор,
как обвинительный, так и оправдательный,
не может «отменить» реально совершенного
преступления или, наоборот, сделать его
реальностью. Поэтому последнее не связано
с фактом обнаружения его признаков органами
предварительного расследования или вынесения
судом обвинительного приговора. Если
преступление совершено, но органы дознания
или предварительного следствия не обнаружили
его, уголовно-правовые отношения существуют,
так как совершение преступления и есть
объективная реальность, которая должна
быть познана и установлена следствием
и судом, - т.е. тот юридический факт, который
порождает обязанность конкретного лица
ответить за совершенное преступление
перед государством в соответствии с санкцией
нарушенной им уголовно-правовой нормы.
М.С. Строгович справедливо отмечал, что
«приговор суда не делает человека преступником,
а признает преступником того, кто уже
есть преступник, кто стал им в момент
совершения преступления (если, разумеется,
обвинительный приговор вынесен правильно)».
Для возникновения охранительного уголовно-правового
отношения достаточно нарушения лицом
запрета, содержащегося в уголовно-правовой
норме, т.е. совершения преступления. Такое
событие никак нельзя отнести лишь к изменению
правосубъективности виновного или органов
предварительного следствия и суда по
отношению к виновному. Именно с момента
совершения преступного деяния возникает
и обязанность лица, его совершившего,
претерпеть те неблагоприятные последствия,
которые уголовный закон связывает с преступлением,
и право суда и следственных органов принудить
преступника к исполнению этой обязанности.
Таким образом, налицо как субъекты правоотношения,
так и их субъективные права и юридические
обязанности, т.е. налицо уголовно-правовые
отношения. Решение вопроса об определении
времени возникновения охранительного
уголовно-правового отношения усложнилось
в теории в связи с тем, что в 1981 г. в ст.
3 Основ уголовного законодательства Союза
ССР и союзных республик, а в 1982 г. и в ст.
3 УК РСФСР было записано: «Никто не может
быть признан виновным в совершении преступления,
а также подвергнут уголовному наказанию
иначе как по приговору суда и в соответствии
с законом» (эта формулировка воспроизводила
текст ст. 160 Конституции СССР 1977 г.).
В настоящее время это справедливое положение
(несколько в другой редакции) фактически
вошло в текст новой Конституции РФ (ст.
49). Означает ли это, что с тех пор событие
преступления уже нельзя считать юридическим
фактом, порождающим уголовно-правовое
отношение? Думается, что на этот вопрос
следует ответить отрицательно, хотя и
с определенными оговорками. Как уже было
отмечено, содержанием уголовно-правовых
охранительных отношений является отношение
их субъектов по поводу их субъективных
прав и юридических обязанностей. В связи
с этим уместно задать вопрос: неужели
и в свете указанной нормы (ч. 2 ст. 3 УК)
событие преступления не порождает еще
прав и обязанностей субъектов, вытекающих
из уголовно-правовых норм? Если исходить
из отрицательного ответа, то на каком
основании государство (в лице его правоохранительных
органов) осуществляет уголовное преследование
лица, совершившего преступление, до признания
его преступником по обвинительному приговору
суда? В таком случае получается, что уголовное
преследование до обвинительного приговора
лишается уголовно-правового (материального)
обоснования, а это никак не может быть
признано правильным. Уголовное преследование
без связи с уголовно-правовыми нормами
превращается в незаконное, т. к. определение
преступного и наказуемого деяния возможно
только в уголовном законе. Поэтому напрашивается
следующий вывод: охранительное уголовно-правовое
отношение начинается с совершения преступления
как юридического факта, однако права
и обязанности его субъектов реализуются
с момента признания лица виновным в совершении
преступления и назначения ему наказания.
Такой вывод не противоречит и ст. 49 Конституции
РФ. Если началом охранительного уголовно-правового
отношения является само событие преступления,
то юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные
отношения, должны быть признаны процессуальные
действия следователя, прокурора, суда,
направленные на установление лица, совершившего
преступление. Юридическим фактом, с которым
связывается возникновение уголовно-исполнительных
правоотношений, следует считать вынесение
судом обвинительного приговора. Прекращаются
правоотношения при полном осуществлении
прав и обязанностей субъектов. Обязанность
лица, совершившего преступление, не ограничивается
обязанностью подвергнуться наказанию,
а включает в себя обязанность понести
и другие неблагоприятные последствия
совершения им преступления, предусмотренные
нормами уголовного права. Уголовно-правовые
отношения могут, например, существовать
в связи с особым (судебным) порядком снятия
судимости согласно ст. 57 УК. Однако событие
преступления не является единственным
юридическим фактом, лежащим в основе
охранительных уголовно-правовых отношений.
В качестве основания классификации юридических
фактов в охранительных уголовно-правовых
отношениях можно принять динамику этих
правоотношений, т.е. их возникновение,
изменение и прекращение. Это позволяет
подразделить их на три группы: