Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 09:53, курсовая работа
Выбранная мной тема не случайна: наша страна находится на пути формирования правового государства с рыночной экономикой. И, естественно, этот путь не легкий. С формированием новых (рыночных) экономических отношений требуется формирование полноценной правовой базы, то есть принятие жизненно необходимых законов и подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и в сфере уголовного законодательства, регулирующих эти экономические отношения как между гражданами (физическими лицами), организациями (юридическими лицами), так и в отношениях последних с государством.
Введение…………………………………………………………………..………2
Глава 1. Понятие налогового преступления……………………………………5
§ 1. Причины возникновения налоговых правонарушений...…………………5
§ 2. Налоговое преступление и налоговая оптимизация………………………7
§ 3. Криминологическая характеристика налоговых преступлений…………16
Глава 2. Правовая характеристика налоговых преступлений………………...23
§ 1. Уклонение от уплаты налогов с организации……………………………..23
§ 2. Уклонение от уплаты налогов с физических лиц…………………………30
Глава 3. Некоторые проблемы применения уголовного законодательства….35
§ 1. Пробелы в законе……………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...40
Среди основных причин высокой латентности, выделяемых специалистами применительно к экономическим преступлениям, на счет преступлений в сфере налогообложения следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении. В результате совершения налоговых преступлений прежде всего затрагиваются интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений. Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но тем не менее крайне редко предпринимают какие-либо действия, для того чтобы воспрепятствовать этому. Повсеместное распространение получила практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенной денежной наличности и без надлежащего оформления в бухгалтерских документах.
К числу иных причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует отнести:
· изобретательность налоговых преступников;
· тщательную маскировку совершаемых ими налоговых преступлений;
· отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;
· наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления.
Отдельные авторы в качестве искусственных причин латентности называют недостатки в деятельности органов в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений.
Вышеприведенные показатели позволяют получить общее представление об уровне налоговой преступности. Однако анализ распространенности преступности предполагает также определение ее интенсивности. Основываясь на данных о зарегистрированных фактах налоговых преступлений, можно определить коэффициент налоговой преступности. Коэффициент преступности рассчитывается как отношение числа фактов преступлений и числа лиц, совершивших преступления, к численности населения возраста уголовной ответственности. Если в 1992 году в Российской Федерации в расчете на 100 тыс. человек, имеющих возраст уголовной ответственности, коэффициент налоговой преступности составлял в среднем чуть более 0,1 преступления, то в 1996 году - уже 5,7. Доля налоговой преступности в общей структуре преступлений экономической направленности, имевшая первоначально незначительные показатели, за этот же период возросла до 2,3% и стала сопоставима с такими преступными проявлениями, как фальшивомонетничество (3,6%), незаконное предпринимательство (3,8%) или незаконные сделки с валютными ценностями (6,3%).
Априори преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последним относится структура преступности. Обратившись к показателям 1996 года, можно убедиться в высоком удельном весе в налоговой преступности (73,5%) сокрытий доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. При этом более 55% преступлений данного вида совершалось в особо крупных размерах. Это обстоятельство дополнительно указывает на значительно возросшее число крупных собственников, не желающих по различным причинам платить налоги в государственный бюджет и использующих для этих целей различные ухищрения и маскировки, надеясь избежать разоблачения. Преступления, заключающиеся в противодействии или неисполнении требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, составляют 21,8%, уклонение от подачи декларации о доходах - 3,7%, иные - менее 1%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что лиц, считающих возможным оказать открытое противодействие органам налогового контроля, гораздо меньше, чем тех, которые склонны использовать различные ухищрения для уклонения от исполнения своих налоговых обязательств. Небольшое количество преступлений, связанных с порядком декларирования доходов физическими лицами, объясняется тем, что неудачная диспозиция соответствующей статьи УК РФ делала ее практически неприменимой. Ответственность же за иные преступления против порядка налогообложения предусматривалась непродолжительное время. Данные 1997-1998 годов свидетельствуют о некоторых изменениях в структуре налоговой преступности, происшедших за последнее время. На уклонение от уплаты налогов с организаций пришлось уже 79,3% всех преступлений в сфере налогообложения; при этом доля преступлений, совершаемых неоднократно, впервые составила за год более 5%. Последний показатель свидетельствует о наличии так называемого специального рецидива, характеризующего степень корыстной направленности налоговых преступников, а следовательно, - и о высокой устойчивости налоговой преступности.
Таким образом, тема
Глава 2. Правовая характеристика налоговых преступлений
§ 1. Уклонение от уплаты налогов с организации
Статья 199 УК РФ носит название "Уклонение
от уплаты налогов и (или) сборов с организации".
В соответствии с частью
1 этой статьи
уклонение от уплаты налогов и (или) сборов
с организации, совершенное в крупном
размере, подлежит уголовному наказанию.
Налоги и сборы, которые уплачиваются
налогоплательщиками (плательщиками сборов)
- юридическими лицами, приносят в доход
государства огромные средства, за счет
которых в немалой части функционирует
его социальная сфера. Уклонение в этом
случае - весомая потеря социального резерва.
Непосредственным объектом рассматриваемого
преступления, предусмотренного статьей 199 УК
РФ, являются общественные отношения в
области уклонения от налогов, видовым
объектом - экономическая деятельность,
родовым - общественные отношения в сфере
экономики.
Объективная сторона этого преступления
выражена:
- в непредставлении налоговой декларации;
- в непредставлении иных документов. Под
иными документами следует понимать любые
предусмотренные НК
РФ и
принятыми в соответствии с ним федеральными
законами документы, служащие основанием
для исчисления и уплаты налогов и (или)
сборов. К таким документам, в частности,
относятся: выписки из книги продаж, из
книги учета доходов и расходов хозяйственных
операций, копия журнала полученных и
выставленных счетов-фактур, расчеты по
авансовым платежам и расчетные ведомости,
справки о суммах уплаченного налога,
годовые отчеты, документы, подтверждающие
право на налоговые льготы;
- во включении в налоговую декларацию
или такие документы заведомо ложных сведений.
К организациям, указанным в статье 199 УК
РФ, относятся все перечисленные в статье 11 НК
РФ организации: юридические лица, образованные
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также иностранные юридические
лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской
правоспособностью, либо созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств
международные организации, их филиалы
и представительства, расположенные на
территории Российской Федерации.
В отличие от административной
ответственности, субъектом которой может
быть само юридическое лицо, уголовное
наказание применяется только к физическим
лицам.
К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК
РФ, могут быть отнесены руководитель
организации-налогоплательщика, главный
бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в
штате должности главного бухгалтера),
в обязанности которых входит подписание
отчетной документации, представляемой
в налоговые органы, обеспечение полной
и своевременной уплаты налогов
и сборов, а равно иные лица, если они были
специально уполномочены органом управления организации
на совершение таких действий. К числу
субъектов данного преступления могут
относиться также лица, фактически выполнявшие
обязанности руководителя или главного
бухгалтера (бухгалтера).
Иные служащие организации-налогоплательщика
(организации - плательщика сборов), оформляющие,
например, первичные документы бухгалтерского
учета, могут быть при наличии к тому оснований
привлечены к уголовной ответственности
по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники
данного преступления (квалификация происходит
в таком случае с учетом части
5 статьи
33 УК РФ), умышленно содействовавшие его
совершению.
Лицо, организовавшее совершение преступления,
предусмотренного статьей
199 УК РФ, либо
склонившее к его совершению руководителя,
главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика
или иных сотрудников этой организации,
а равно содействовавшее совершению преступления
советами, указаниями и так далее, несет
ответственность в зависимости от содеянного
им как организатор, подстрекатель либо
пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей
части статьи 199 УК РФ.
Субъективная сторона
характеризуется прямым умыслом. Исходя
из того, что в соответствии с положениями
налогового законодательства срок представления
налоговой декларации и сроки уплаты налога
(сбора) могут не совпадать, моментом окончания
преступления, закрепленного в статье 199 УК
РФ, следует считать фактическую неуплату
налогов (сборов) в срок, установленный
налоговым законодательством.
Деяния, предусмотренные частью 1 статьи
199 УК РФ, наказываются альтернативно:
- штрафом в размере от ста тысяч
до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного
за период от одного года до двух лет;
- арестом на срок от четырех до
шести месяцев;
- лишением свободы на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или
без такового.
Представляется, что введение в санкцию
этой нормы такого дополнительного вида
наказания, как лишение права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, вызвано
в первую очередь стремлением ограничить
сообщество коммерсантов от лиц, серьезно
попирающих принципы добросовестного
предпринимательства.
В связи с рассмотрением указанной
выше нормы законодательства рекомендуем
обратить внимание на положения Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 г. N 64 "О практике применения
судами уголовного законодательства об
ответственности за налоговые преступления"
(далее - Постановление N 64).
Данные рекомендации Пленум Верховного
суда Российской Федерации предложил
в целях обеспечения правильного и единообразного
применения судами уголовного законодательства
об ответственности за уклонение
от уплаты налогов и сборов, неисполнение
налоговым агентом обязанностей по их
исчислению, удержанию или перечислению
в соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком
денежных средств либо имущества, необходимых
для взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.
Согласно этим разъяснениям, под включением
в налоговую декларацию или в иные документы,
представление которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах является обязательным,
заведомо ложных сведений следует понимать
умышленное указание в них любых не соответствующих
действительности данных об объекте налогообложения,
расчете налоговой базы, наличии налоговых
льгот или вычетов и любой иной информации,
влияющей на правильное исчисление и уплату
налогов и сборов.
К заведомо ложным сведениям могут быть
также отнесены не соответствующие действительности
данные о времени (периоде) понесенных
расходов, полученных доходов, искажение
в расчетах физических показателей, характеризующих
определенный вид деятельности и так далее.
Квалифицированный состав преступления,
закрепленного в части
1 статьи 199 УК
РФ, регламентирован в ее части
2.
Квалифицирующими признаками
в данном случае выступают: совершение
тех же деяний группой лиц по предварительному
сговору и совершение его в особо крупном
размере. Для квалификации по части 2рассматриваемой
статьи достаточно хотя бы одного из них.
Наказывается оно штрафом в размере от
двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей
или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
от одного года до трех лет либо лишением
свободы на срок до шести лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.
Обязательным признаком
составов преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является крупный
или особо крупный размер неуплаченных
налогов и (или) сборов, определяемый согласно
Примечаниям к этой статье УК РФ.
При этом крупный или особо крупный
размер неуплаченных налогов и (или) сборов
определяется за период в пределах трех
финансовых лет подряд.
Обратите внимание, по смыслу уголовного
закона ответственность за преступление,
предусмотренное статьей
199УК РФ, может
наступить при наличии к тому оснований
и за отдельный налоговый период, установленный НК РФ,
если уклонение от уплаты одного или нескольких
налогов (сборов) составило крупный или
особо крупный размер. В связи с этим рекомендуем
ознакомиться с Постановлением N 64.
Федеральным законом от
29.12.2009 г. N 383-ФЗ "О
внесении изменений в часть первую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
(далее - Закон N 383-ФЗ) были внесены поправки
в НК РФ, УК
РФ, Уголовно-процессуальный кодекс
Указанный закон вступил в силу с 01.01.2010
г., за исключением положений, для которых
установлен иной порядок вступления в
силу (смотрите статью
5 Закона N 383-ФЗ).
Законом N
383-ФЗ, в частности,
воплощены в жизнь поправки в статью 199 УК РФ, которые касаются
увеличения размера неуплаченной суммы
налогов и сборов, влекущего уголовную
ответственность налогоплательщиков.
Так, крупным размером в статье 199 УК
РФ признается сумма налогов и (или) сборов,
составляющая за период в пределах трех
финансовых лет подряд более двух миллионов
рублей, при условии, что доля неуплаченных
налогов и (или) сборов превышает 10 процентов
подлежащих уплате сумм налогов и (или)
сборов, либо превышающая шесть миллионов
рублей. А особо крупным размером
- сумма, составляющая за период в пределах
трех финансовых лет подряд более десяти
миллионов рублей, при условии, что доля
неуплаченных налогов и (или) сборов превышает
20 процентов подлежащих уплате сумм налогов
и (или) сборов, либо превышающая тридцать
миллионов рублей.
Ранее эти суммы равнялись, соответственно,
более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных
налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих
уплате сумм налогов и (или) сборов, либо
превышающая 1 500 000 руб. и более 2 500 000 руб.,
при условии, что доля неуплаченных налогов
и (или) сборов превышает 20% подлежащих
уплате сумм налогов и (или) сборов,
либо превышающая 7 500 000 руб. Период: также
три финансовых года.
Таким образом, приведенные изменения
увеличивают пороговые значения крупного
и особо крупного размера неуплаченных
сумм налогов и (или) сборов по статье 199 УК
РФ в среднем в 4 раза. А это означает, что
теперь за данные нарушения налогового
законодательства привлечь нарушителей
к уголовной ответственности гораздо
сложнее.
Более того, согласно поправкам, внесенным
Законом N
383-ФЗ в НК РФ, в
случае если налогоплательщик не уплатил
в течение установленного срока в полном
объеме указанные в требовании налогового
органа суммы недоимки, размер которой
позволяет предполагать факт совершения
нарушения, содержащего признаки преступления,
налоговые органы обязаны направлять
материалы в органы внутренних дел для
решения вопроса о возбуждении уголовного
дела, при этом в направляемом налогоплательщику
требовании должно содержаться предупреждение
об указанной обязанности налогового
органа.
Если в течение двух месяцев со
дня истечения срока исполнения требования
об уплате налога (сбора), направленного
налогоплательщику (плательщику сбора)
на основании решения о привлечении к
ответственности за совершение налогового
правонарушения, налогоплательщик (плательщик
сбора) не уплатил в полном объеме указанные
в данном требовании суммы недоимки,
размер которой позволяет предполагать
факт совершения нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащего признаки
преступления, соответствующих пеней
и штрафов, налоговые органы обязаны в
течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств
направить материалы в органы внутренних
дел для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела (часть
3 статьи 32 НК
РФ).
Соответственно, можно говорить о том,
что теперь инициировать возбуждение
уголовного дела за уклонение от уплаты
налогов и сборов обязаны сами налоговые
органы, ведь именно от них в органы правопорядка
должна поступить соответствующая информация.
Закон N
1026-1 в
связи с этим дополнен новыми положениями,
устанавливающими, в частности, обязанность
милиции уведомлять налоговые органы
о результатах рассмотрения полученных
от них материалов.
Обратите особое внимание еще
на одно существенное изменение. Лицо,
впервые совершившее преступление, освобождается
от уголовной ответственности, если оно
полностью уплатило суммы недоимки, соответствующих
пеней и сумму штрафа. В связи с этим глава
4 УПК РФ дополнена новой статьей
28.1, предусматривающей
порядок прекращения уголовного преследования,
связанного с нарушением законодательства
о налогах и сборах. Теперь уголовное преследование
в отношении лица, подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления,
предусмотренного статьями 198 - 199.1 УК
РФ, прекращается наряду с общими основаниями
(статьи 24 и 27 УПК РФ) и в том случае,
если до окончания предварительного следствия
ущерб, причиненный бюджетной системе
Российской Федерации в результате преступления,
возмещен в полном объеме.
В заключение отметим, что Законом N 383-ФЗ в
статью 108 УПК РФ также внесены поправки.
Теперь в отношении подозреваемого или
обвиняемого в уклонении от уплаты налогов
(сборов) не может применяться такая мера
пресечения, как заключение под стражу
(за некоторыми исключениями, содержащимися
в пунктах 1-4 части 1 названной статьи
УПК РФ).
§ 2. Уклонение от уплаты налогов с физических лиц
Общественная опасность
Ответственность физического лица (в т.ч.
индивидуального предпринимателя) за
уклонение от уплаты налогов (НДФЛ, налога
на имущество, транспортного налога и
так далее) установлена статьей 198 "Уклонение
от уплаты налогов и (или) сборов с физического
лица" УК РФ. В соответствии с
Непосредственным объектом рассматриваемого
состава преступления являются общественные
отношения в области уклонения от налогов,
видовым объектом - экономическая деятельность,
родовым - общественные отношения в сфере
экономики.
Объективная сторона этого преступления
выражена:
- в непредставлении налоговой декларации;
- в непредставлении иных документов. Под
иными документами следует понимать любые
предусмотренные НК
РФ и принятыми
в соответствии с ним федеральными законами
документы, служащие основанием
для исчисления и уплаты налогов и (или)
сборов. К таким документам, в частности,
относятся: выписки из книги продаж, из
книги учета доходов и расходов хозяйственных
операций, копия журнала полученных и
выставленных счетов-фактур, расчеты по
авансовым платежам и расчетные ведомости,
справки о суммах уплаченного налога,
годовые отчеты, документы, подтверждающие
право на налоговые льготы;
- во включении в налоговую декларацию
или такие документы заведомо ложных сведений.
Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом. При этом не следует забывать
о статье
111 НК РФ, которая
регламентирует обстоятельства, исключающие
вину лица в совершении налогового
правонарушения. Напоминаем, что ими являются:
- совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонарушения,
вследствие стихийного бедствия или других
чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств
(Постановление ФАС Поволжского округа
от 24.10.2006 г. по делу N А55-34333/2005-11);
- совершение деяния, содержащего признаки
налогового правонарушения, налогоплательщиком
- физическим лицом, находившимся в момент
его совершения в состоянии, при котором
это лицо не могло отдавать себе
отчета в своих действиях или руководить
ими вследствие болезненного состояния
(Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 19.09.2008 г. по делу N А56-46717/2007);
- выполнение налогоплательщиком
(плательщиком сбора) письменных разъяснений
о порядке исчисления, уплаты налога (сбора)
или по иным вопросам применения законодательства
о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному
кругу лиц финансовым, налоговым или другим
уполномоченным органом государственной
власти (уполномоченным должностным лицом
этого органа) в пределах его компетенции
(Постановление Президиума ВАС Российской
Федерации от
08.06.2004 г. N 1339/04 по
делу N А40-26813/02-98-267; Постановление ФАС Московскогоокруга
от 02.10.2006 г. N КА-А40/9083-06 по делу N А40-11334/06-127-70).
Это обстоятельство не применяется, если
указанные письменные разъяснения основаны
на неполной или недостоверной информации,
представленной налогоплательщиком (плательщиком
сбора);
- иные обстоятельства, которые могут быть
признаны судом или налоговым органом,
рассматривающим дело, исключающими вину
лица в совершении налогового правонарушения.
Так, например, Арбитражный суд
Свердловской области в своем Решении
от 22.10.2008 г. по делу N А60-20541/2008-С6 признал
обстоятельством, исключающим вину лица
в совершении налогового правонарушения,
вывод налогового органа о правомерности
применения налогоплательщиком льготы,
сделанный ранее при проведении проверки
правильности исчисления налога.
Исходя из того, что в соответствии с положениями
налогового законодательства срок представления
налоговой декларации и сроки уплаты налога
(сбора) могут не совпадать, моментом окончания
преступления, закрепленного встатье 198 УК
РФ, следует считать фактическую неуплату
налогов (сборов) в срок, установленный налоговым
законодательством.
Субъект указанной статьи специальный.
Это физическое лицо (гражданин Российской
Федерации, иностранный гражданин, апатрид),
достигшее шестнадцатилетнего возраста,
на которое в соответствии с российским
законодательством о налогах и сборах
возложена обязанность по исчислению
и уплате в соответствующий бюджет налогов
и (или) сборов, а также по представлению
в налоговые органы налоговой декларации
и иных документов, необходимых для осуществления
налогового контроля. Им может быть и иное
физическое лицо, осуществляющее
представительство в совершении действий,
регулируемых законодательством о налогах
и сборах, поскольку в соответствии со
статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик
(плательщик сборов) вправе участвовать
в таких отношениях через законного или
уполномоченного представителя (за некоторым
исключением).
Деяния, предусмотренные частью
1 статьи 198 УК
РФ, наказываются альтернативно:
- штрафом в размере от ста тысяч до трехсот
тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до двух лет;
- арестом на срок от четырех до шести месяцев;
- лишением свободы на срок до одного года.
В связи с рассмотрением указанной
выше нормы законодательства рекомендуем
обратить внимание на положения Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 г. N 64 "О практике применения
судами уголовного законодательства об
ответственности за налоговые преступления".
Данные рекомендации Пленум Верховного
суда Российской Федерации предложил
в целях обеспечения правильного и единообразного
применения судами уголовного законодательства
об ответственности за уклонение от уплаты
налогов и сборов, неисполнение налоговым
агентом обязанностей по их исчислению,
удержанию или перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд), а также
за сокрытие налогоплательщиком денежных
средств либо имущества, необходимых для
взыскания недоимки (статьи 198, 199, 199.1, 199.
Согласно этим разъяснениям, под
включением в налоговую декларацию или
в иные документы, представление которых
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах является
обязательным, заведомо ложных сведений
следует понимать умышленное указание
в них любых не соответствующих действительности
данных об объекте налогообложения, расчете
налоговой базы, наличии налоговых льгот
или вычетов и любой иной информации, влияющей
на правильное исчисление и уплату налогов
и сборов.
Необходимо иметь в виду, что в
приговорах по делам о преступлениях,
предусмотренных статьями 198, 199, 199.1и 199.
Квалифицированный состав преступления,
закрепленного в части
1 статьи
198 УК РФ, регламентирован в ее части 2.
Квалифицирующим признаком в данном случае
выступает совершение тех же деяний в
особо крупном размере. Наказывается оно
штрафом в размере от двухсот тысяч до
пятисот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от восемнадцати месяцев до трех
лет либо лишением свободы на срок до трех
лет.
Глава 3. Некоторые проблемы применения уголовного законодательства
На мой взгляд законодатель не согласовал между собой санкции ст. 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей) и ст. ст. 198, 199 УК. Таможенные платежи - это разновидность налогов, взимаемых на территории РФ. В случае их неуплаты государство, как уже не раз отмечалось, терпит экономический ущерб, как и при неуплате любых других налогов. Между тем законодатель считает уклонение от уплаты таможенных платежей деянием менее опасным. Оно максимально может повлечь наказание в виде обязательных работ на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, при неоднократном совершении - в виде лишения свободы на срок до двух лет. Уклонение же гражданина от уплаты другого налога в размере, в пять раз меньшем, чем за уклонение от уплаты таможенных платежей, влечет наказание максимально - в виде лишения свободы на срок до одного года; в размере, в два раза меньшем, - в виде лишения свободы на срок до трех лет. Уклонение от уплаты налогов с организаций (кроме таможенных платежей) наказывается максимально лишением свободы на срок до трех лет; при неоднократном совершении - лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Нужна корреляция санкций указанных статей.
Здесь, однако, следует заметить, что степень и характер общественной опасности налоговых преступлений совершенно не соответствуют их санкциям. Эти преступления отнесены законодателем к преступлениям небольшой (ч. 1 ст. 198 УК) и средней тяжести (ч. 2 ст. 198, ст. 199 УК). В то же время ущерб, наносимый государству неполучением должного, практически не поддается исчислению.
Обязательные
платежи - неотъемлемая часть бюджета;
при формировании ее в неполном размере
страдают все - граждане, организации,
общество, государство. Международная
законодательная практика относит налоговые
преступления к категории тяжких, сурово
карает за их совершение.
Заключение
В заключение хочется отметить, что применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные меры уголовно - правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения.