Порядок применения НДС и льгот по его уплате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:50, курсовая работа

Описание

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

Содержание

Введение

1. Налог на добавленную стоимость и его элементы

1.1 Сущность налога на добавленную стоимость

1.2 Плательщики НДС

1.3 Объекты налогообложения

1.4 Операции не подлежащие налогообложению

1.5 Налоговая база, ставки и льготы

1.6 Исчисление НДС

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

безвозмездная передача основных средств органам  государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

          В целях исключения двойного налогообложения одних и тех же товаров в разных государствах важно определить место их реализации в целях исчисления НДС. Это определение соответствует мировой практике применения этого налога.

1.4 Операции, не подлежащие  налогообложению  (ст. 149 НК РФ).

         В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на два вида: 1) обязательно освобождаемые от НДС (п. 1--2 ст. 149 НК РФ) и операции, от льготы по которым налогоплательщик вправе отказаться (п. 3 ст. 149 НК РФ). Этот режим освобождения применяется к реализации предметов религиозного назначения религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, а также товаров, работ и услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, учреждениями социальной защиты или социальной реабилитации населения.

       Право самостоятельно принимать решение об освобождении перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ объектов от НДС обусловлено высокой общественной значимостью этих операций либо возможностью снизить цену товара за счет отсутствия в ее составе косвенного налога. При этом запрещено выборочное освобождение от НДС, зависящее от каких-либо критериев покупателя соответствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения возможен на срок не менее 1 года на основании представленного налогоплательщиком заявления в налоговый орган по месту регистрации.

        Поскольку предприятие вправе отказаться от использования льготы на срок не менее 1 года, ему до начала очередного налогового периода целесообразно определиться, стоит отказываться от льготы или нет. Такой отказ выгоден, если сумма уплаченного поставщикам налога по экспортируемым операциям будет больше суммы налога, которую предприятию придется заплатить по товарам, реализуемым на внутреннем рынке в случае его отказа от льготы.

       Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ не освобождаются от налогообложения операции при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения и комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено законом. Иными словами, комиссионер, поверенный или агент не имеют права на льготу в части своего вознаграждения.

        Однако п. 2 ст. 156 НК РФ содержит исключение из этого правила, согласно которому освобождаются от уплаты НДС посреднические услуги по реализации следующих товаров (работ, услуг):

- услуг по сдаче на территории РФ в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

- ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализации похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

- изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

        Таким образом, в названных выше случаях от НДС освобождаются как собственники товаров (исполнители работ и услуг), так и посредники, через которых они реализуются.

        Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) также следующие операции:

1. Предоставление  арендодателем в аренду на  территории РФ помещений иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным  в РФ, если их национальное  законодательство содержит аналогичную  льготу в отношении российских  граждан и юридических лиц  России либо эта льгота предусмотрена международными договорами;

2. Реализация (а также передача, выполнение, оказание  для собственных нужд) на территории  РФ медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по  перечню, утверждаемому Правительством  РФ, в том числе:

1) важнейшей  и жизненно необходимой медицинской техники:

2) медицинских  услуг, оказываемых медицинскими  организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися  частной медицинской практикой,  за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических  услуг. Однако это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

услуг по уходу за больными, инвалидами и  престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с  несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

продуктов питания, непосредственно произведенных  студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских  дошкольных учреждений и реализуемых  ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или учреждениям;

услуг по сохранению, комплектованию и использованию  архивов, оказываемых архивными  учреждениями и организациями;

услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе  маршрутного).

морским, речным, железнодорожным или автомобильным  транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в  пригородном сообщении;

8) ритуальных  услуг, работ (услуг) по изготовлению  надгробных памятников и оформлению  могил, а также реализации похоронных  принадлежностей (по перечню,  утверждаемому Правительством РФ); и так далее.

         Не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации следующие операции:

1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения  и религиозной литературы;

2) реализация  работ, услуг (за исключением  брокерских и иных посреднических  услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том  числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80%;

организациями, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность последних среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда -- не менее 25%;

учреждениями, единственными собственниками имущества  которых признаны общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3) осуществление  банками банковских операций (за исключением инкассации);

4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими  информационное и технологическое  взаимодействие между участниками  расчетов, включая оказание услуг  по сбору, обработке и рассылке  участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством  РФ правомочны их совершать без лицензии ЦБ РФ;

реализация  изделий народных художественных промыслов  признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ;

оказание  услуг по страхованию, сострахованию  и перестрахованию страховыми организациями, а также негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами; другие

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ:

- товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;

- материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

- художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;

- всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых в порядке международных некоммерческих обменов;

- продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;

- технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций; и другие.

       В случае использования товаров, при ввозе которых на таможенную территорию РФ не уплачен налог, на иные цели, чем те, которые обусловили это освобождение от налогообложения, он подлежит уплате в полном объеме с начислением пеней за весь период -- с даты их ввоза в РФ до фактической уплаты налога.

           Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

         При перемещении товаров через таможенную территорию (ввозе и вывозе) установлены определенные особенности налогообложения НДС. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ обложение НДС зависит от избранного таможенного режима. Полное освобождение от НДС предполагает таможенные режимы транзита, таможенного склада, реимпорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства.

         При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится:

- при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения -- налог уплачивается полностью;

- при их помещении под таможенный режим реимпорта -- налогоплательщик уплачивает суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые ему возвращены в связи с экспортом товаров;

- при их помещении под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов -- налог не уплачивается;

- при их помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию РФ с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории РФ;

- при их помещении под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в соответствии с таможенным законодательством РФ;

- при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога согласно таможенному законодательству РФ;

Информация о работе Порядок применения НДС и льгот по его уплате