Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обязательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Постановка  налогоплательщиков на учет в налоговых  органах.

Введение

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Российская система налогообложения  на протяжении времени практически  всегда складывалась, развивалась и  претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Налоговым контролем  признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат регистрации постановке на учет в налоговых органах.

В соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах налогов плательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой налогового контроля. В  результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имеющемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обязательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Постановка  налогоплательщиков на учет в налоговых органах осуществляется:

•  по месту нахождения организации;

•   по месту нахождения ее обособленных подразделений;

•   по месту жительства физического лица;

•   по месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в  состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в  собственности которой находится  подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Местом нахождения имущества в целях налогообложения признается:

1)   для  морских, речных и воздушных  транспортных средств – место  нахождения (жительства) собственника имущества;

2)   для  иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;

3)   для  недвижимого имущества – место  фактического нахождения имущества.

Заявление о  постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Физические  лица, в том числе предприниматели, не обязаны подавать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс портных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юстиции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.

Организациями и индивидуальными предпринимателями  в налоговые органы подается заявление  о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, которые содержат все необходимые данные об этой организации налогоплательщике. Таковыми документами являются:

•  свидетельство государственной регистрации;

•   учредительные и иные документы, необходимые при государственной регистрации;

•   документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.

Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т.е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при  постановке на учет после регистрации  налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.

При подаче заявления  индивидуальный предприниматель одно временно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство  о государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя  или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах включаются также их персональные данные:

•  фамилия, имя, отчество;

•  дата и  место рождения;

•  пол;

•   адрес  места жительства;

•   данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

•   гражданство.

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства начинается отсчитываться с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых документов.

Учет налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами в соответствии с НК РФ и законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Постановка налогоплательщиков на учет при регистрации производится налоговыми органами на основании выписки из Государственного реестра юридических лиц или Государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Налоговый орган по месту нахождения юридического лица либо месту жительства физического лица обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет и присвоить ему ИНН до истечения 5 рабочих дней со дня подачи документов на государственную регистрацию и выдать свидетельство о постановке на учет одновременно с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

 Если налогоплательщик  изменяет местонахождение или место жительства, то снятие с учета производится налоговым органом на основании сведений, внесенных в Государственный реестр юридических лиц или Государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Датой снятия с учета является дата внесения записи в соответствующий реестр. Если физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем, то снятие с учета производится на основании сведений, предоставляемых органами, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность, обязаны в течение 5 дней сообщать в налоговые органы о фактах замены документов, удостоверяющих личность, и о фактах подачи заявлений об утрате документов. Постановка на учет по новому месту нахождения или месту жительства производится на основании данных, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства. В случае ликвидации или реорганизации юридического лица снятие с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Государственном реестре юридических лиц. Снятие с учета производится в течение одного рабочего дня, следующего за днем внесения записи в реестр.

 Организация,  в состав которой входят обособленные  подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений производится на основании заявления, которое должно быть подано в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. К заявлению прилагаются заверенные копии свидетельства о постановке организации на учет по месту ее нахождения и документов, подтверждающих факт создания обособленного подразделения (при наличии таких документов). Постановка на учет осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления всех документов. При этом налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление о постановке на учет.

 Если организация  принимает решение о прекращении деятельности через обособленное подразделение, то снятие с учета производится в течение 14 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика.

 Постановка  на учет организаций и физических  лиц по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственную регистрацию транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 5 дней со дня поступления сведений от соответствующих регистрирующих органов.

 Органы, осуществляющие  государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и  регистрацию транспортных средств,  обязаны сообщать сведения о  недвижимом имуществе, транспортном средстве и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации соответствующего имущества и сделок с ним. При регистрации налогоплательщика по месту нахождения имущества выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Порядок постановки на учет и требования устанавливаются  статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что  учет налогоплательщиков относится  Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что  налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные контрольные мероприятия.

Постановку  на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

Перечислю случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:

  • при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
  • при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой

адвокат:

  • при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Для организаций:

  • по месту нахождения обособленных подразделений
  • постановка на учет крупнейших налогоплательщиков
  • постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан
  • при выполнении соглашений о разделе продукции
  • при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

В каждом из приведенных  случаев есть множество спорных  моментов. Например, а когда иностранная  организация должна встать на учет? В Приказе МНС России от 07.04.2000 г. вроде бы указаны условия, при которых иностранная организация должна встать на учет в России, однако они не во всех случаях могут сработать. Одно из условий - это осуществление деятельности через постоянное представительство. НК РФ дает определение понятия «постоянное представительство», однако далеко не во всех случаях можно утверждать однозначно, что образовано представительство, а не просто осуществляется вспомогательная деятельность.

О спорных ситуациях  я расскажу в дальнейшем, сейчас остановлюсь на том, что НК РФ предусматривает еще некий вид учета - регистрация объектов налогообложения. Речь идет о налоге на игорный бизнес. Согласно ст. 366 НК РФ, налогоплательщик должен зарегистрировать каждый объект (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) в налоговом органе по месту установки каждого объекта. Такую регистрацию не следует путать с обычной постановкой на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения. Установка игрового автомата в другом муниципальном образовании не означает создание обособленного подразделения.

Следует учитывать, что установка объекта налога на игорный бизнес не по месту постановки на учет организации влечет за собой  необходимость еще и встать на учет по месту установки этого объекта (п. 2 ст. 366 НК РФ). Следовательно, у налогоплательщика возникает две обязанности: встать на учет и зарегистрировать объект. Ответственность за неисполнение этих обязанностей также будет двойной: по ст. 116 (или 117) за несоблюдение требований постановки на учет и по ст. 129.2 за нарушение порядка регистрации объектов налога на игорный бизнес.

Информация о работе Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах