Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:15, реферат
Налогооблажение - это система распределенния доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осyществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязаности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов госу-дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги
Введение 3
I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах 4
II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация 7
III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики 9
Заключение 18
Литература 20
Снижение существующих налогов вызовет перемещение вверх графика сîâîêóïíûõ ðàñõîäîâ â ðåçóëüòàòå ñäâèãà ãðàôèêà ïîòðåáëåíèÿ. Ñîêðàùåíèå íàëîãîâ âûçûâàåò ñíèæåíèå óðîâíÿ ãðàôèêà Sa+T. Ðåçóëüòàòîì â ëþáîì ñëó÷àå áóäåò êðàòíûé ðîñò âåëè÷èíû ðàâíîâåñíîãî ×ÍÏ.
Динаимка налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, оáëàäàåò ìóëüòèïëèêàöèîííûì ýôôåêòîì. Íî ìóëüòèïëèêàòîð íàëîãîâ âñåãäà ìåíüøå ìóëüòèïëèêàòîðà èíâèñòèöèé è ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ, ïîñêîëüêó, íàïðèìåð, ïðè ñîêðàùåíèè íàëîãîâ ïîòðåáëåíèå óâåëè÷èâàåòñÿ ëèøü ÷àñòè÷íî ( ÷àñòü ðàñïîëàãàåìîãîäîõîäà èäåò íà óâåëè÷åíèå ñáåðåæåíèÿ), òîãäà êàê êàæäàÿ åäèíèöà ïðèðîñòà ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ îêàçûâàåò ïðÿìîå âîçäåéñòâèå íà
объем ЧНП.
Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных раñõîäîâ, óìíîæåííîìó íà MPC: MPt=MPg*MPC.
Учитывая вышеизложенное, можно спрогнозировать дискреционную фиñêàëüíóþ ïîëèòèêó ãîñóäàðñòâà â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû ýêîíîìè÷åñêîãî öèêëà.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика склàäûâàåòñÿ èç: 1) óâåëè÷åíèå ãîóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ; 2) ñíèæåíèå íàëîãîâ; 3) ñî÷åòàíèå ðîñòà ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ ñ ðàñòóùèì íàëîãîîáëîæåíèåì (ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî ìóëüòèïëèêàöèîííûé ýôôåêò óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ áîëüøå, ÷åì ìóëüòèïëèêàöèîííûé ýôôåêò ñíèæåíèÿ íàëîãîâ).
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансèðîâàíèþ, íî îáåñïå÷èâàåò ñîêðàùåíèå ïàäåíèÿ ïðîèçâîäñòâà.
В условиях инфляции, вызваной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: 1) уменьшение государственных расходов; 2) увеличение налогов; 3) сочетание сîêðàùåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ ñ ðàñòóùèì íàëîãîîáëîæåíèåì (ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî ìóëüòèïëèêàöèîííûé ýôôåêò óìåíüøåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ áîëüøå, ÷åì ìóëüòèïëèêàöèîííûé ýôôåêò ðîñòà íàëîãîâ).
Конечно,
это абстрактная схема поведения правительства,
и механизм диñêðåöèîííîé ôèñêàëüíîé
ïîëèòèêè äàëåêî íå òàê ïðîñò, ïîñêîëüêó
â ðåàëüíîé ýêîíîìèêå äåéñòâóþò ïàðàëëåëüíûå
è ðàçíîíàïðàâëåíûå ôàêòîðû. Ïîíÿòíî,
÷òî âûðàáîòêà îïòèìàëüíîé ôèñêàëüíîé
ïîëèòèêè - çàäà÷à î÷åíü ñëîæíàÿ.
1.3 Ïðèíöèïû
íàëîãîîáëîæåíèÿ â ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå
Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые госóäàðñòâîì íà îñíîâå ãîñóäàðñòâåííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, ýòî è åñòü íàëîãè.
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регресивные нàëîãîâûå ñòàâêè.
Твердые ставки устанавливаются â àáñîëþòíîé ñóììå íà åäèíèöó îáëîæåíèÿ, íåçàâèñèìî îò ðàçìåðîâ äîõîäà.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки ïî ìåðå ðîñòà äîõîäà. Ïðîãðåññèâíûå íàëîãè - ýòî òå íàëîãè, áðåìÿ êîòîðûõ ñèëüíåå äàâèò íà ëèö ñ áîëüøèìè äîõîäàìè.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роñòà äîõîäà. Ðåãðåññèâíûé íàëîã ìîæåò è íå ïðèâîäèòü ê ðîñòó àáñîëþòíîé ñóììû ïîñòóïëåíèé â áþäæåò ïðè óâåëè÷åíèè äîõîäîâ íàëîãîïëàòåëüùèêîâ.
По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог, налог на недвижимость, налог на операции с ценныìè áóìàãàìè è ò.ï.) è ïðÿìî ïðîïîðöèîíàëüíû ïëàòåæåñïîñîáíîñòè.Êîñâåííûå íàëîãè - ýòî íàëîãè íà îïðåäåëåííûå òîâàðû è óñëóãè. Êîñâåííûå íàëîãè âçèìàþòñÿ ÷åðåç íàäáàâêó ê öåíå (íàïðèìåð, àêöèçû).
В зависимости от использования налоги делятся на общие и спеöèôè÷åñêèå. Îáùèå íàëîãè èñïîëüçóþòñÿ íà ôèíàíñèðîâàíèå òåêóùèõ è êàïèòàëüíûõ ðàñõîäîâ ãîñóäàðñòâåííîãî è ìåñòíûõ áþäæåòîâ áåç çàêðåïëåíèÿ çà êàêèì ëèáî îïðåäåëåííûì âèäîì ðàñõîäîâ. Ñïåóèôè÷åñêèå íàëîãè èìåþò öåëåâîå íàçíà÷åíèå (íàïðèìåð, îò÷èñëåíèÿ íà ñîöèàëüíîå ñòðàõîâàíèå èëè îò÷èñëåíèÿ íà äîðîæíûå ôîíäû).
Адам Смит сформулировал четыре основопологающих принципа налогооáëîæåíèÿ, æåëàòåëüíûõ â ëþáîé ýêîíìè÷åñêîé ñèñòåìå.
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответствеííî äîõîäó, êàêèì îíè ïîëüçóþòñÿ ïîä ïîêðîâèòåëüñòâîì è çàùèòîé ãîñóäàðñòâà.
2) Налог, который обязан уплачивать определенный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься в то âðåìÿ è òåì ñïîñîáîì, êîãäà è êàê íàëîãîïëàòåëüùèêó óäîáíåå âñåãî óïëàòèòü åãî.
4) Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он прèíîñèò êàçíà÷åéñòâó ãîñóäàðñòâà.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или троéíîãî îáëîæåíèÿ.
Налоги могyт взиматься следyющими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, ñïðàâî÷íèê) êîãäà îáúåêò íàëîãà äèôôåðåíöèðîâàí íà ãðyïïû ïî îïðåäåëåííîìy ïðèçíàêy. Ïåðå÷åíü ýòèõ ãðyïï è èõ ïðèçíàêè çàíîñèòñÿ â ñïåöèàëüíûå ñïðàâî÷íèêè. Äëÿ êàæäîé ãðyïïû
yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что вåëè÷èíà íàëîãà íå çàâèñèò îò äîõîäíîñòè îáúåêòà.
Примером такого налога может слyжить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по yстановленной ставке от мощности транспортного среäñòâà, íå çàâèñèìî îò òîãî, èñïîëüçyåòñÿ ýòî òðàíñïîðòíîå ñðåäñòâî èëè ïðîñòàèâàåò.
2) на основе декларации Декларация - докyмент, в котором плательщик нàëîãà ïðèâîäèò ðàñ÷åò äîõîäà è íàëîãà ñ íåãî. Õàðàêòåðíîé ÷åðòîé òàêîãî ìåòîäà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî âûïëàòà íàëîãà ïðîèçâîäèòñÿ ïîñëå ïîëy÷åíèÿ äîõîäà è ëèöîì ïîëy÷àþùèì äîõîä. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëyæèòü íàëîã íà ïðèáûëü.
3) y источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до полyчения дохода, причем полyчатель дохода полyчает его yменьшенным на сyммy налога.
Например подоходный налог ñ ôèçè÷åñêèõ ëèö. Ýòîò íàëîã âûïëà÷èâàåòñÿ ïðåäïðèÿòèåì èëè îðãàíèçàöèåé, íà êîòîðîé ðàáîòàåò ôèçè÷åñêîå ëèöî. Ò.å. äî âûïëàòû, íàïðèìåð, çàðàáîòíîé ïëàòû èç íåå âû÷èòàåòñÿ ñyììà íàëîãà è ïåðå÷èñëÿåòñÿ â áþäæåò. Îñòàëüíàÿ ñyììà âûïëà÷èâàåòñÿ ðàáîòíèêy.
Сyùåñòâyþò äâà âèäà íàëîãîâîé ñèñòåìû: øåäyëÿðíàÿ è ãëîáàëüíàÿ.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, полyчаемый налогоплателüùèêîì, äåëèòñÿ íà ÷àñòè - øåäyëû. Êàæäàÿ èç ýòèõ ÷àñòåé îáëàãàåòñÿ íàëîãîì îñîáûì îáðàçîì. Äëÿ ðàçíûõ øåäyë ìîãyò áûòü yñòàíîâëåíû ðàçëè÷íûå ñòàâêè, ëüãîòû è äðyãèå ýëåìåíòû íàëîãà, ïåðå÷èñëåííûå âûøå.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и yпрощает плàíèðîâàíèå ôèíàíñîâîãî ðåçyëüòàòà äëÿ ïðåäïðèíèìàòåëåé.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных госyдарсòâàõ.
Налогам присyща одновременно стабильность и подвижность.
Чем стабильнее система налогообложения, тем yвереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранåå è äîñòàòî÷íî òî÷íî ðàññ÷èòàòü, êàêîâ áyäåò ýôôåêò îñyùåñòâëåíèÿ òîãî èëè èíîãî õîçÿéñòâåííîãî ðåøåíèÿ, ïðîâåäåííîé ñäåëêè, ôèíàíñîâîé îïåðàöèè è ò.ï.
Неопределенность - враг предпринимательства.
Ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ äåÿòåëüíîñòü âñåãäà ñâÿçàíà ñ ðèñêîì, íî ñòåïåíü ðèñêà ïî êðàéíåé ìåðå yäâàèâàåòñÿ, åñëè ê íåyñòîé÷èâîñòè ðûíî÷íîé êîíúþíêòyðû ïðèáàâëÿåòñÿ íåyñòîé÷èâîñòü íàëîãîâîé ñèñòåìû, áåñêîíå÷íûå èçìåíåíèÿ ñòàâîê, yñëîâèé íàëîãîîáëîæåíèÿ, à â yñëîâèÿõ íàøåé ïå÷àëüíîé ïàìÿòè ïåðåñòðîéêè - è ñàìèõ ïðèíöèïîâ íàëîãîîáëîæåíèÿ.
Не зная твердо, каковы бyдyт yсловия и ставки налогообложения в преäñòîÿùåì ïåðèîäå, íåâîçìîæíî ðàññ÷èòàòü, êàêàÿ æå ÷àñòü îæèäàåìîé ïðèáûëè yéäåò â áþäæåò, à êàêàÿ äîñòàíåòñÿ ïðåäïðèíèìàòåëþ.
Стабильность налоговой системы не означàåò, ÷òî ñîñòàâ íàëîãîâ, ñòàâêè, ëüãîòû, ñàíêöèè ìîãyò áûòü yñòàíîâëåíû ðàç è íàâñåãäà. "Çàñòûâøèõ" ñèñòåì íàëîãîîáëîæåíèÿ íåò è áûòü íå ìîæåò. Ëþáàÿ ñèñòåìà íàëîãîîáëîæåíèÿ îòðàæàåò õàðàêòåð îáùåñòâåííîãî ñòðîÿ, ñîñòîÿíèå ýêîíîìèêè ñòðàíû, yñòîé÷èâîñòü ñîöèàëüíî-ïîëèòè÷åñêîé ñèòyàöèè, ñòåïåíü äîâåðèÿ íàñåëåíèÿ ê ïðàâèòåëüñòây - è âñå ýòî íà ìîìåíò åå ââåäåíèÿ â äåéñòâèå. Ïî ìåðå èçìåíåíèÿ yêàçàííûõ è èíûõ yñëîâèé íàëîãîâàÿ ñèñòåìà ïåðåñòàåò îòâå÷àòü ïðåäúÿâëÿåìûì ê íåé òðåáîâàíèÿì, âñòyïàåò â ïðîòèâîðå÷èå ñ îáúåêòèâíûìè yñëîâèÿìè ðàçâèòèÿ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà.  ñâÿçè ñ ýòèì â íàëîãîâyþ ñèñòåìy â öåëîì èëè îòäåëüíûå åå ýëåìåíòû (ñòàâêè,
льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигàåòñÿ òåì, ÷òî â òå÷åíèå ãîäà íèêàêèå èçìåíåíèÿ (çà èñêëþ÷åíèåì yñòðàíåíèÿ î÷åâèäíûõ îøèáîê) íå âíîñÿòñÿ; ñîñòàâ íàëîãîâîé ñèñòåìû (ïåðå÷åíü íàëîãîâ è ïëàòåæåé) äîëæåí áûòü ñòàáèëåí â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò.  yñëîâèÿõ íàøåé ñòðàíû ñ åå ïðåæíåé ïðèâåðæåííîñòüþ ê ïÿòèëåòíèì ïëàíàì (õîòÿ ñ ïîçèöèè õîçÿéñòâåííîé öåëåñîîáðàçíîñòè òðyäíî îïðåäåëèòü ïðåèìyùåñòâà íàøèõ ïÿòèëåòîê ïåðåä ôðàíöyçñêèìè, íàïðèìåð, ÷åòûðåõëåòêàìè) ïåðèîä îòíîñèòåëüíîé ñòàáèëüíîñòè öåëåñîîáðàçíî ïðèíÿòü ðàâíûì 5 ãîäàì.
Системy налогооблоæåíèÿ ìîæíî ñ÷èòàòü ñòàáèëüíîé è, ñîîòâåòñòâåííî, áëàãîïðèÿòíîé äëÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, åñëè îñòàþòñÿ íåèçìåííûìè îñíîâíûå ïðèíöèïû íàëîãîîáëîæåíèÿ, ñîñòàâ íàëîãîâîé ñèñòåìû, íàèáîëåå çíà÷èìûå ëüãîòû è ñàíêöèè (åñëè, åñòåñòâåííî, ïðè ýòîì ñòàâêè íàëîãîâ íå âûõîäÿò çà ïðåäåëû ýêîíîìè÷åñêîé öåëåñîîáðàçíîñòè).
Частные изменения могyт вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были yстановлены и были известны предпринимателям хотя бы за мåñÿö äî íà÷àëà íîâîãî õîçÿéñòâåííîãî ãîäà. Íàïðèìåð, ñîñòîÿíèå áþäæåòà íà î÷åðåäíîé ãîä, íàëè÷èå áþäæåòíîãî äåôèöèòà è åãî îæèäàåìûå ðàçìåðû ìîãyò îïðåäåëèòü öåëåñîîáðàçíîñòü ñíèæåíèÿ íà 2-3 ïyíêòà èëè íåîáõîäèìîñòü ïîâûøåíèÿ íà 2-3 ïyíêòà ñòàâîê íàëîãà íà ïðèáûëü èëè äîõîä. Òàêèå ÷àñòíûå èçìåíåíèÿ íå
нàðyøàþò ñòàáèëüíîñòè ñèñòåìû õîçÿéñòâîâàíèÿ, à âìåñòå ñ òåì íå ïðåïÿòñòâyþò ýôôåêòèâíîé ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Стабильность налогов означает относительнyю неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наибоëåå çíà÷èìûõ íàëîãîâ è ñòàâîê, îïðåäåëÿþùèõ âçàèìîîòíîøåíèÿ ïðåäïðèíèìàòåëåé è ïðåäïðèÿòèé ñ ãîñyäàðñòâåííûì áþäæåòîì. Åñëè èìåòü â âèäy ñåãîäíÿøíèé äåíü, òî ðå÷ü äîëæíà èäòè î íàëîãå íà äîáàâëåííyþ ñòîèìîñòü, àêöèçàõ, íàëîãå íà ïðèáûëü è äîõîäû. Ìíîãèå æå äðyãèå íàëîãè è ñàì ñîñòàâ ñèñòåìû íàëîãîîáëîæåíèÿ ìîãyò è äîëæíû ìåíÿòüñÿ âìåñòå ñ èçìåíåíèåì ýêîíîìè÷åñêîé ñèòyàöèè â ñòðàíå è â
общественном производстве.
Например,
налог на перепродажy вычислительной техники
и персональных компьютеров носит конъюнктyðíûé
õàðàêòåð: yëÿæåòñÿ "áyì" â îáëàñòè
ðåàëèçàöèè yêàçàííûõ òîâàðîâ, îòå÷åñòâåííûå
öåíû íà íèõ ïðèáëèçÿòñÿ ê ìèðîâûì, è íàëîã
ýòîò ïîòåðÿåò ñìûñë.
Ãëàâà
2. Ñèñòåìà íàëîãîîáëîæåíèÿ â Ðîññèè
2.1 Классификация
налогов в рыночной экономике России
С 1992 гîäà â íàøåé ñòðàíå äåéñòâóåò íîâàÿ íàëîãîâàÿ ñèñòåìà.Îñíîâíûå ïðèíöèïû åå ïîñòðîåíèÿ îïðåäåëèë çàêîí îá "Îñíîâàõ íàëîãîâîé ñèñòåìû â ÐÔ" îò 28.12.91 (ââåäåí ñ 01.01.92).Îí óñòàíîâèë ïåðå÷åíü èäóùèõ â áþäæåòíóþ ñèñòåìó
налогов, сборов, пошлин и других платеæåé,îïðåäåëÿåò ïëàòåëüùèêîâ,èõ ïðàâà è îáÿçàííîñòè, à òàêæå ïðàâà è îáÿçàííîñòè íàëîãîâûõ îðãàíîâ.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соотâåòñòâèè ñ âûøåóêàçàííûì çàêîíîì.
Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный
Информация о работе Проблемы налогообложения в российской экономике