Реформирование НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: 1) определить какие трудности возникают у налогоплательщика с применением вычетов по НДС, 2) проанализировать спорные вопросы, возникшие у государства по поводу реформирования НДС.
В первой главе курсовой работы будет рассмотрена краткая история налога на добавленную стоимость и изложен общий порядок применения налоговых вычетов по НДС.
Во второй главе производится анализ арбитражной практики, по которой можно четко проследить основные дискуссионные вопросы для налогоплательщиков в применении налоговых вычетов по НДС, то есть чаще всего возникающие ошибки налогоплательщиков при реализации их права на налоговый вычет по НДС.
Третья глава работы посвящена направлениям дальнейшего реформирования НДС, так как у государства есть достаточно веские причины для столь решительных шагов. Все это наиболее подробно разобрано в этой главе.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2007 Реформирование НДС.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Позиция организации-налогоплательщика.

   В постановлении Правительства   от 02.12.2000 РФ № 914 «Об утверждении  Правил ведения журналов учета  и выставленных счетов-фактур, книг  покупок и книг продаж при  расчетах по налогу на добавленную  стоимость» отмечено, что в строке "Адрес" должно быть указано место нахождения поставщика в соответствии с учредительным документом. Из п. 2 ст. 11 НК РФ следует, что местом нахождения организации является место ее государственной регистрации. В счете-фактуре по строке "Адрес" указан адрес государственной регистрации поставщика. Это подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Таким образом, счет-фактура содержит достоверные сведения о поставщике. Кроме того, по этому адресу налоговая инспекция направляла поставщику требование о представлении документов для встречной проверки, и документы были представлены.

Позиция суда.

  Налоговая  инспекция не доказала фиктивность  сделки организации с ее контрагентом.

   Пунктами 2 и 3 ст. 54 ГК РФ установлено,  что место нахождения юридического  лица определяется местом его государственной регистрации. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, поставщик зарегистрирован в качестве юридического лица по адресу, указанному в счетах-фактурах. Поскольку не было доказано, что в период выставления спорных счетов-фактур поставщик находился по другому адресу, довод налогового органа  обоснован. Отсутствие договорных отношений собственника здания с поставщиком товара не исключает возможности использования помещения на основании субарендных правоотношений. В возмещении НДС налогоплательщику отказано необоснованно.

  Решение принято ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 05.10.06 по делу № А19-13973/06-44-Ф02-5238/06-С1. [3]

   В последнее время налоговые  органы в ходе проведения налоговых  проверок запрашивают информацию  о большинстве контрагентов налогоплательщика. И если в результате контрольных мероприятий обнаруживается, что кто-то из них не вел хозяйственную деятельность, не сдавал в налоговые органы отчетность, не находится по адресу, указанному в документах, то налоговый орган делает вывод о фиктивности операций. На основании этого налогоплательщику отказывают в праве на налоговый вычет и в возмещении налога из бюджета.

   Попробуем найти аргументы, которые можно противопоставить доводам налоговых органов. Рассмотрим ситуацию, когда на запрос о представлении документов, направленный по адресу государственной регистрации поставщика, налоговая инспекция получает ответ, что указанная организация по данному адресу отсутствует. В этом случае можно возразить следующее. Деятельность организации не привязана к ее юридическому адресу и может осуществляться в ином месте. Наличие сведений о поставщиках в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о том, что такие лица существуют и могут вести предпринимательскую деятельность (ст. 23 и 49 ГК РФ). Если налоговая инспекция утверждает, что контрагент не сдает отчетность в налоговый орган и не уплачивает налоги, она должна доказать, что налогоплательщик знает об этом и находится со своим поставщиком в сговоре. Поскольку налоговыми органами проверяется деятельность конкретного налогоплательщика, именно его нужно оценивать на предмет добросовестности.

  Вместе  с тем следует учитывать, что  налогоплательщику необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе поставщиков (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53). Если окажется, что организация принимает к вычету НДС по товару, приобретенному, например, у фирмы-однодневки, то такой вычет нельзя считать правомерным.

  Теперь  о заполнении строки "Адрес" в счете-фактуре. Казалось бы, какая разница в том, фактический или юридический адрес указан в счете-фактуре, если поставщик ведет реальную деятельность, сдает отчетность, платит налоги и не скрывает своего фактического местонахождения. На первый взгляд — никакой, тем более что в ст. 169 НК РФ не сказано, какой адрес должен указываться в счете-фактуре – фактический или юридический. Однако в постановлении Правительства № 914 говорится, что в счете-фактуре указывается полное или сокращенное наименование и место нахождения продавца согласно его учредительным документам. То же самое говорится и об адресе покупателя. Поэтому налогоплательщикам можно дать следующий совет – указывайте в счете-фактуре адреса продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документами. Выписка из ЕГРЮЛ будет подтверждать факт регистрации по заявленному в счете-фактуре адресу. Такой вывод делают и суды.

   Теперь проанализируем одну из наиболее часто совершаемых налогоплательщиками ошибку – неправильное оформление счетов-фактур. Определим, какой существует подход к этому у арбитражных судов. 
   Ошибки, допущенные налогоплательщиком при оформлении счетов-фактур, но затем исправленные, не могут быть основанием для отказа в применении вычетов по НДС (конечно, если будет доказана фактическая уплата поставщику сумм налога в составе цены товара). То есть если при проверке будут выявлены нарушения в полученных счетах-фактурах, но во время проверки или досудебного разбирательства эти ошибки будут исправлены, то налоговики не смогут оспорить применение вычетов по НДС. Такое определение было вынесено в постановлении Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2004 г. № Ф04-7663/2004, а также в постановлении Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 19 октября 2004 г. № А65-3620/2004-СА2-38.

   Действительно, ни глава 21 Налогового  кодекса РФ, ни "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок/продаж по НДС" (утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914) не содержат положений о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена. Об этом, в частности, напомнили судьи Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа в своем постановлении от 6 октября 2004 г. № А31-2662.

   Также допускается заполнение  отдельных строк бланка счета-фактуры от руки при наличии в этом же счете-фактуре машинописного текста –  то есть комбинированным способом. Это не является допиской, исправлением, которое должно быть специально оговорено. Это подтверждается постановлением Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 7 октября 2004 г. № А49-4799/04-535А/7.

   Нужно  отметить, что не стоит так уж трепетно относиться к наличию расшифровки подписей на счете-фактуре. По мнению арбитров Восточно-Сибирского округа (постановление от 15 июля 2004 г. № А19-20265/03-30-Ф02-2662/04-С1) в статье 169 Налогового кодекса РФ не содержится требований об обязательной расшифровке подписей лиц, выдавших счета-фактуры. Следовательно, отсутствие расшифровки подписей на счете-фактуре не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Если, конечно, не имеется достоверных данных о том, что документ подписан лицами, не имеющими на то право.

   Также допускается применять  словосочетания "он же" в графе  "Грузоотправитель", если грузоотправитель и поставщик –  одно и то же лицо. В этом случае можно сослаться на постановления Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2004 г № А31-2662/19 и 6 сентября 2004 г. № А31-839/19.

   При этом налогоплательщикам  нужно внимательнее относиться к оформлению счетов-фактур. Потому что счет-фактура, содержащий, к примеру, неверный ИНН поставщика, не может являться основанием для вычета или возмещения налога. Это положение подтверждается постановлением Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 4 октября 2004 № А28-4680/2004-258/11.

   Налоговые инспекторы выявили ещё одну ошибку, которую стоит разделить на две проблемы. Первая – налоговые вычеты по оплаченным товарам, полученные от "недобросовестных" организаций. Вторая проблема – вычеты превышают сумму начисленного НДС.

   Статьи 171, 172 и 176 Налогового кодекса  РФ связывают право налогоплательщика  на возмещение налога из бюджета  с его уплатой поставщику. То  есть в данном случае не  имеет значения, перечислил ли  контрагент налог в бюджет. Недоимка по НДС у организации-поставщика подлежит взысканию с него как с самостоятельного налогоплательщика в установленном порядке.

   Данные выводы подтверждаются  постановлениями Федеральных Арбитражных  Судов Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2004 г. № Ф04-6909/2004, Уральского округа от 7 октября 2003 г № Ф09-3258/03-АК, Северо-Западного округа от 23 октября 2003 г. № А56-17451/03.

   Что касается проблемы, когда  сумма вычетов по НДС больше  суммы начисленного налога, то решение в этом случае очевидно. Налогоплательщик имеет право на вычеты по НДС в полном объеме. Однако как быть, если реализации продукции в налоговом периоде вообще не было? На этот вопрос однозначного ответа нет. Налоговый кодекс РФ не дает прямого разрешения возмещать НДС в случае отсутствия реализации, но и не запрещает делать это. Однако, как всегда, на помощь организациям приходит пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, в котором говорится о том, что все неустранимые противоречия толкуются в пользу налогоплательщика.

   Также нужно сказать, что есть  и более простое решение этой  проблемы. Тем налогоплательщикам, которые не хотят ссориться  с инспекторами, можно посоветовать  совершить в налоговом периоде  хотя бы одну незначительную  операцию по реализации, и все вопросы устранятся сами собой.

   Нововведение, которое произошло  в начале прошлого  года, помогло решить ещё одну проблему – всем известно правило: "Утром – деньги, вечером – стулья". С 1 января 2006 г. в отношении вычета "входного" НДС это правило перестало работать: для вычета "входного" НДС уже не важен факт оплаты. Остаются всего три условия, необходимые для вычета:

    1) товары (работы, услуги), имущественные  права приобретены для операций, облагаемых НДС;

    2) товары (работ, услуги), имущественные  права приняты к учету;

    3) имеется должным образом оформленный  счет-фактура поставщика, в котором  сумма НДС выделена отдельной  строкой.

   Факт оплаты остается обязательным  условием только в отношении  сумм НДС, уплачиваемых на таможне  при ввозе товаров на территорию РФ, а также сумм НДС, удержанных налоговыми агентами. Эти суммы, как и прежде, можно предъявить к вычету только после их фактической уплаты.

   Теперь уже не важно, какими  средствами (собственными или заемными) покупатель расплатился с поставщиком. При покупке товаров через подотчетное лицо никого не должно волновать, погашена задолженность перед подотчетным лицом или нет. При покупке товаров за наличный расчет теряет свою актуальность требование о необходимости выделения НДС в кассовом чеке. [8]

    После 1 января 2006 г. основным документом для  получения вычета является счет-фактура. А документы, подтверждающие уплату налога, будут нужны только в двух случаях – при уплате НДС на таможне и при уплате НДС налоговыми агентами.

    Проведя анализ спорных ситуаций, можно сделать вывод: что многие из них были разрешены в пользу налогоплательщика, но сам порядок получения вычета через суд, все-таки очень трудоемок.

    С точки зрения налоговых органов, для налогоплательщиков  предоставленное  право производить вычеты НДС еще до того, как произведена оплата поставщикам, является удобным, но  естественно, что все охотно воспользовались этим правом. В том числе и не чистые на руку налогоплательщики. С 1 января 2007 года введена единая декларация по НДС, позволяющая компаниям автоматически вычитать этот налог из стоимости продукции, что еще более сократит поступления от НДС. Таким образом,  проблемы с налоговыми вычетами появляются уже и у налоговых органов, точнее сказать непосредственно у доходной частью бюджета РФ. Данный аспект вопроса подробно разобран в главе третьей, где речь идет уже не просто о недопоступлениях НДС в бюджет, но и анализируются дальнейший путь реформирования данного налога. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Основные направления реформирования НДС в Российской Федерации.

   На сегодня вопрос о реформировании  налога на добавленную стоимость   является объектом дискуссий  на самом высоком уровне. Рассмотрим  несколько направлений реформирования:

  • Председатель Правительства М. Фрадков настаивает на необходимости снижения ставки налога до 13%.
  • Начальник экспертного управления Президента РФ А.Дворкович предлагает заменить НДС налогом с продаж.
  • Министр финансов А.Кудрин – ограничивается мерами по улучшению налогового администрирования.

   Такие неоднозначные подходы вызваны проблемами, которые требуют своего решения, перечислим основные трудности, связанные с НДС.

    1. удельный вес вычетов и возмещений в начислениях из года в год растет, так что нулевой  баланс будет достигнут в ближайшие годы, а значит, можно говорить о «самоликвидации» НДС. Как сообщает Федеральная налоговая служба, в 2006 году поступления в бюджет от НДС увеличились всего на 2,4 % по сравнению с прошлым годом, а объем возврата налога  при этом вырос на 30%. [9]
    2. сложность ведения отчетности по НДС.
    3. в 2006 году за девять месяцев в бюджет поступило 702,3 млрд. руб., т.е. всего на 3,6 млрд.  руб. больше, чем в 2005 году. Минфин в этой связи вынужден был снизить прогноз поступлений от НДС в 2006 году с 1123,7 млрд. руб. до 958 млрд. рублей. В итоге, удельный вес НДС в общей сумме налоговых платежей понизился до 30%, тогда как в предыдущие годы он составлял 40% и более. [6]
    4. Выше обозначенный факт, на фоне растущей экономики, свидетельствует или о неэффективности взимания, или возросшем почти до беспредела  мошенничества в сфере предоставления вычетов.
    5. Проблема со сбором НДС резко обострилась после введения упрощенной процедуры возврата налога. С 1 января 2006 года компаниям представлено право производить вычеты НДС еще до того, как произведена оплата поставщикам. Естественно, что все охотно воспользовались этим правом. В том числе и не чистые на руку налогоплательщики. В итоге, возмещения выросли за 9 месяцев 2006 года в 1,4 раза и преодолели планку в 70 %. [6] С 1 января 2007 года введена единая декларация по НДС, позволяющая компаниям автоматически вычитать этот налог из стоимости продукции, что еще более сократит поступления от НДС.

Информация о работе Реформирование НДС