Региональные и местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:09, дипломная работа

Описание

Цель работы – ознакомление со структурой региональных налогов, введенных на территории Российской Федерации в настоящее время, определение их роли в формировании бюджетов различного уровня, их значения в финансовом обеспечении конкретного субъекта.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Сущность налогов...
1.2 Региональные и местные налоги – нормативно-правовая база
Глава 2. Современное состояние региональных и местных налогов
2.1 Анализ налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от юридических лиц в 2004-2006 году
2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами
Глава 3. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов
3.1 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами
3.2 Динамика развития предприятия ЮФО на примере ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

3572 попытка2.rtf

— 1.40 Мб (Скачать документ)

Кроме региональных и местных налогов, в региональные и местные бюджеты зачисляется также определенная доля от федеральных (для местных бюджетов также региональных) налогов и сборов, передаваемых бюджетам более низкого уровня в порядке установленном Бюджетным кодексом РФ. Такие налоги называют регулирующими. В Бюджетном кодексе записано, что к доходам бюджетов субъектов РФ относятся также отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогично определяются и регулирующие налоги местных бюджетов.27

 

 

Таблица 2

Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ (в % ко всем налоговым поступлениям)28

Виды налогов

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего налоговых поступлений

100

100

100

100

из  них:

       

Федеральные налоги

88

91

92

91

Региональные налоги

7

7

7

7

Местные налоги

5

2

1

2


То есть, из данной таблица видно, что доля налогов в  федеральный бюджет неуклонно растет, тогда как на прежнем уровне в течение трех лет находится региональный налоги,  а доля местных налогов снизилась в 2, 5 раза. В 2005 году положение дел ухудшилось. Доля региональных налогов составила 4,3%, а местных - еще снизилась до 1, 2%. Это все связанно с отменой большинства региональных и местных налогов, поэтому местным бюджетам и нечем себя подпитывать.

В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами

 

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения.

Элементами налогообложения являются:

- объект налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами либо иным образом в установленные законодательством сроки применительно к каждому налогу. Конституционный Суд РФ Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П признал, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.

В исключительных случаях сроки уплаты налога или сбора могут быть перенесены. Изменение сроков уплаты налогов производится в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты принимается финансовыми органами, таможенными органами, органами соответствующих внебюджетных фондов.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения лицу ущерба в результате стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа;

3) угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.

Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Если отсрочка или рассрочка предоставляется на основании 1 и 2 пунктов, то на сумму задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании 3, 4 и 5 пунктов, то начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки ЦБ РФ.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога или нескольких налогов на срок от 3 месяцев до 1 года как с начислением процентов, так и без начисления их в зависимости от оснований предоставления налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации на основании предусмотренных законодательством случаев предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается в следующих случаях:

1) возбуждено уголовное дело против налогоплательщика;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении или по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением налоговых законов;

3) есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия денежных средств или имущества от налогообложения.

При неуплате налога (сбора) в срок налогоплательщику направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Требование об уплате налога направляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика при наличии у него недоимки.Такие требования должны быть высланы налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.

Особое место в элементах налогообложения занимают налоговые льготы, поскольку налог может считаться установленным и при отсутствии налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот: - необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта исключается из обложения; - изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения; - освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; - понижение налоговых ставок; - целевые налоговые льготы.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

- залог имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо;

- поручительство. Поручитель принимает обязанность перед налоговыми органами по исполнению в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и пени с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке;

- пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты ими причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

- приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счету в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (например, выплаты по решению суда имеют более раннюю очередность).

Прекращение обязанности по уплате налога (сбора) возникает: 1) при уплате налога (сбора) налогоплательщиком; 2) в случае отмены налога (сбора) при отсутствии задолженности у плательщика по его уплате; 3) при освобождении от уплаты налога (сбора) при вступлении в действие соответствующего закона; 4) в связи со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством РФ или ликвидацией юридического лица.

Особые процедуры исполнения налогового обязательства складываются у ликвидируемой организации. Указанные обязательства исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пени и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.

Ликвидируемая организация может иметь и излишне уплаченные налоги, сборы, пени, штрафы. Эти суммы засчитываются в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пени, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пени, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пени, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пени и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пени, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации.

При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы должны применять меры финансовой ответственности в виде штрафных и административных санкций. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за: - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; - уклонение от постановки на учет в налоговом органе; - нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; - непредставление налоговой декларации; - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; - неуплату или неполную уплату сумм налога; - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение; - несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест; - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; - отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа; - ответственность свидетеля; - отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода; - неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе возникает в случае несвоевременной подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган. Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, следует подать в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после государственной регистрации.

Информация о работе Региональные и местные налоги