Роль и место налога на прибыль в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение роли и места налога на прибыль в налоговой системе РФ, а так же пути его совершенствования, как способ увеличения поступлений в бюджет.
Для достижения цели были поставлены и разрешены следующие задачи:
1. Рассмотрен налог на прибыль как элемент налоговой системы;
2. Изучена его роль в формировании доходов бюджетной системы;
3. Проанализированы поступления налоговых платежей за 2008-2009 год;
4. Рассмотрены пути совершенствования налога на прибыль;
5. Дан анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ в 2008-2009г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………...5
1.1. Налог на прибыль и его место в налоговой системе РФ ….………………5
1.2. Элементы налогообложения по налогу на прибыль ……….………….…..8
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТ…….…………………………………………………………………...13
2.1. Анализ поступления налоговых платежей в бюджет РФ за 2006-2009г………………………………………………………………..…………......13
2.2. Пути совершенствования налога на прибыль, как способ увеличения поступлений в бюджет РФ ………….…………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 86.69 Кб (Скачать документ)

        В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 71,8 млрд. рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило 132,5 млрд. рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.

       Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд. рублей администрируемых доходов.

       Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей [16, с.7].

       Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей.

       Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей.

         Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей.

        Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей.

        Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1708,01 млрд. рублей.

        Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1251,4 млрд. рублей.

        В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей.

         В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей.

        Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном  законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.

         Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Рисунок 2.  Структура ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2009 году (в %)

          Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов [16, с.8].

          Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.

          Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.

         Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

          Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 887,6 млрд. рублей, газа горючего природного – 75,0 млрд. рублей, газового конденсата – 6,6 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

         Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 267,7 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

         В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2009 году поступило 61,5 млрд. рублей, что на 17% меньше, чем в 2008 году[16, с.8].

           В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89,8 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

В территориальные  фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 162,2 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года. 
 

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по налогу на прибыль за 2006-2009 г.

        Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2006 году составили 509,9 млрд. рублей. В 2007 году поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. В 2009 году поступления в федеральный бюджет налога на прибыль составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.  

2.3.Пути совершенствования  налога на прибыль, как способ  увеличения поступлений в бюджет  РФ 

         В ходе анализа правоприменительной практики возникает все больше вопросов, связанных с недостатками законодательного регулирования отдельных аспектов применения налога на прибыль организаций. 

         В рамках проведения амортизационной политики, направленной на создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства, в последние годы был принят целый ряд решений как общего характера (введение амортизационной премии), так и частного характера (ускоренная амортизация основных фондов, используемых исключительно для научно-исследовательской деятельности). Создание дальнейших стимулов в этой области возможно путем изменения состава амортизационных групп таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств. Принятие такого решения находится в компетенции Правительства Российской Федерации[21, с.19].

          В рамках повышения эффективности амортизационной политики требуется анализ практики применения существующей в настоящий момент  « амортизационной премии» в размере 10 процентов (отнесение на расходы текущего налогового периода расходов на приобретение основных средств в размере 10% их стоимости до начала начисления амортизации), а также оценка выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы в результате такой премии. Необходимо иметь в виду, что в условиях существенного роста капитальных вложений в основные средства, а также учитывая продолжительность инвестиционного проекта, основные объемы ввода в эксплуатацию объектов основных средств приходятся на 2007 – 2009 годы, поэтому размер потерь бюджетной системы (в первую очередь, бюджетов субъектов Российской Федерации) от уже применяемой «амортизационной премии» может быть значительным. Поэтому политика в области изменения размеров «амортизационной премии» может быть определена после такого анализа.

        Кроме того, введение в действующее налоговое законодательство различных способов ускорения начисления амортизации не сопровождалось мерами, противодействующими использованию этих инструментов в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

        Анализ правоприменительной практики свидетельствует о возможностях получения необоснованной налоговой выгоды при использовании ускоренной амортизации (в первую очередь, повышающих коэффициентов и «амортизационной премии»). В частности,  наличие «амортизационной премии» в виде возможности отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу в налоговом периоде, до 10 процентов первоначальной стоимости основных средств без каких-либо ограничений создает возможность для произвольного занижения стоимости имущества путем последовательности операций по продаже основных средств между взаимозависимыми лицам с применением 10-процентной премии после каждой реализации имущества. Это приводит к необоснованному росту амортизации, фактически – приводит к переоценке основных фондов, не допускающейся в налоговых целях[21, с.20].

        Для устранения возможностей применения различных вариантов ускоренной амортизации для получения необоснованной налоговой выгоды необходимо предусмотреть в налоговом законодательстве ограничения по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской и наоборот. Также следует сократить возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге, установив, что этот коэффициент используется только при первичном приобретении основного средства у лизинговой компании. Если основное средство, приобретенное организацией по договору лизинга, передается в новый лизинг или сублизинг, то ускоряющий коэффициент применяться не должен[20, с.21].

          В рамках совершенствования амортизационной политики будет рассмотрен вопрос о концептуальном пересмотре подходов к начислению амортизации в налоговых целях, начиная с 2010 – 2011 годов. В частности, предлагается отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

        Можно утверждать, что действующая система начисления амортизации при налогообложении прибыли организаций может оказывать существенное искажающее воздействие на инвестиционные решения. Рациональным в этих обстоятельствах является решение, которое приводило бы к таким искажениям, которые в совокупности влияли бы на инвестиционные решения желательным образом (например, стимулировали бы приобретение качественных активов в тех случаях, когда производство с их участием предполагается осуществлять длительное время), и при этом, чтобы способ начисления амортизации приводил к меньшим издержкам администрирования и исполнения налогового законодательства в сравнении с другими способами.

        Такой способ разработан и применяется в ряде стран. Это способ начисления амортизации по методу убывающего остатка в составе укрупненных групп (пулов). Применение данного способа основывается на следующих положениях:

        1) определяется период, за который начисляется амортизация (в тех странах, где отчетный период равен налоговому, для начисления амортизации используется такой же период, обычно это год). Каждому пулу при этом методе соотнесена определенная норма амортизации d;

        2) амортизация начисляется по методу убывающего остатка, то есть в каждом периоде, для которого начисляется амортизация, сумма начисленной за период амортизации равна остаточной стоимости пула активов, умноженной на норму амортизации d. Остаточная стоимость пула при этом уменьшается на сумму начисленной амортизации;

        3) при приобретении актива стоимость вновь приобретенного актива включается в соответствующую этому активу амортизационную группу (пул);

        4) при реализации актива из стоимости амортизационной группы (пула) вычитается цена, по которой актив был реализован;

        5) применение ускоренных норм амортизации в рамках данного способа реализуется путем выделения субгрупп (субпулов) для каждой из групп, к которой применяются повышенные коэффициенты амортизации[20, с.17].

Представляется  необходимым отметить следующие  достоинства предлагаемого метода начисления амортизации:

       -во-первых, при использовании пулов стимулируется использование активов, выполняющих те же функции, но имеющих большую продолжительность службы;

       -во-вторых, данному методу свойственна чрезвычайная простота начисления амортизации и контроля правильности начисления, что приводит к значительному снижению издержек на исполнение налогового законодательства[20, с.16].

         В частности, для определения сумм начисленной амортизации достаточно проделать весьма простой расчет для каждой группы (которых может быть до 10). Это существенно экономит время в сравнении с начислением амортизации по отдельным видам активов. Не требуется отслеживать срок эксплуатации отдельного актива. Для включения актива в группу выполняется простая арифметическая операция, а отнесение актива к той или иной группе не представляет сложности. Исключение актива из группы также сопровождается очень простым расчетом. Все эти расчеты могут быть очень легко и с минимальными затратами времени проверены контролирующими органами за нужное число лет. При этом основной объект контроля – проверка правильности отнесения актива к нужной амортизационной группе.

Информация о работе Роль и место налога на прибыль в налоговой системе РФ