Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования.
Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особое внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время, НДС - один из важнейших федеральных налогов.
Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

Содержание

Введение.
Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)

Работа состоит из  1 файл

1..docx

— 95.08 Кб (Скачать документ)

 

По итогам 2008 финансового  года видно, что в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

По данным Росстата, основная доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ пришлась в 2008 году на доходы от внешнеэкономической деятельности - 3 584,9 млрд. рублей, в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ - 1 133,8 млрд. рублей и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ - 35,3 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 274,1 млрд. рублей, а расходы (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) равнялись 7 566,6 млрд. рублей.

Таким образом, анализируя данные таблицы 6 и Росстата, можно отметить, что НДС (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) составил 2 132,5 млрд. рублей, что составляет почти 23% от всех доходов федерального бюджета.

Положительные результаты поступлений за три квартала 2008 года компенсируют сокращение поступлений за 4 квартал 2008 года.

На основании данных таблицы 6 и  Росстата составлю диаграмму 2 (см. Приложение Б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему РФ. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране в 90-е годы. Но в целом он имеет позитивное значение и функционирует в России.

Можно отметить, что объективная  необходимость введения НДС в 
Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

  1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
  2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.

С появлением НДС и акцизов в  налоговой системе РФ косвенные  налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов  в бюджет. В консолидированном  бюджете РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ ( в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Таким образом, налог на добавленную стоимость играет очень важную роль в формировании доходной части бюджета.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его  регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС  и, в частности, через систему  построения ставок он влияет на ценообразование  и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму  налога.

В 2008 году Председатель Правительства  и Президент РФ выступили на расширенном  заседании Госсовета с программной  речью снизить ставку НДС до 12-13%. Предприниматели просили либо снизить НДС до 10%, либо отменить его, не заменяя его никаким налогом.

Если бы не мировой финансовый кризис, то возможно, что уже в 2009 году была бы снижена ставка НДС. А  пока Правительство РФ решило вернуться  к рассмотрению этой темы лишь после 2010 года, когда экономика страны выйдет из мирового финансового кризиса. Зато Правительство РФ снизило ставку по налогу на прибыль с 24 % до 20%. В 2009 году ожидается недоначисление в федеральный бюджет как минимум 400 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г., Консультант Плюс: Высшая школа – Весна 2008;
  2. Налоговый  Кодекс РФ по состоянию на 01.05.08 г., Консультант Плюс: Высшая школа – Весна 2008;
  3. www.Minfin.ru;
  4. www.Klerk.ru;
  5. www.Gazeta.ru;
  6. www.FINMARKET.RU;
  7. Дементьева Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ – М.: КноРус, 2008;
  8. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации - М: ИТК "Дашков и К", 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)

 

 


Информация о работе Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета