Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:54, реферат
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Введение
1. Организационно-правовые основы государственных доходов РФ
1.1 Характеристика состава доходов Федерального бюджета
1.1.1 Налоговые доходы
1.1.2 Неналоговые доходы
1.2 Правовая база доходов Федерального бюджета в РФ
2. Анализ доходов Федерального бюджета РФ.
3. Перспективы повышения государственных доходов в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Субъектами (плательщиками) таможенных пошлин и сборов являются декларанты или иные лица, определяемые Таможенным кодексом РФ.
Объектами обложения выступают товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Основой для исчисления таможенных пошлин и сборов является таможенная стоимость товаров.
Сроком уплаты таможенных пошлин и сборов является дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.
Таким образом, таможенные пошлины по своей экономической сущности - это налоги на потребление, регулирующая функция которых проявляется наиболее ярко и выражается в многообразном воздействии на экономическое положение государства посредством тарифных ставок и льгот, а также санкций за нарушение налогового законодательства по части взимания таможенных платежей. В свою очередь таможенные сборы представляют собой плату за предоставление таможенными органами разнообразных услуг участникам ВЭД.
Платежи за природные ресурсы
В соответствии с положениями Закона РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» плата за природные ресурсы должна взиматься за право пользования и использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Объектом налогообложения признаются как добытые, так и извлеченные из отходов полезные ископаемые. Налоговым периодом признается квартал. В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи по 1/3 ежемесячно. Налоговые ставки устанавливаются в размере 0% в части нормативных потерь полезных ископаемых и т.п. и в зависимости от вида полезного ископаемого от 3,8% по калийным солям до 16,5% -- по нефти и газу.
Сумма налога распределяется:
- по добытым полезным ископаемым (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) 40% - в доход федерального бюджета, 60% - в доход бюджета субъекта РФ;
- по углеводородному сырью - соответственно 80 и 20%;
- если углеводородное сырье добыто на территории автономного округа, входящего в состав края или области, то 74,5% налогов поступает в доход федерального бюджета, 20% - в доход бюджета округа, 5,5% - в доход бюджета края или области;
- по общераспространенным полезным ископаемым вся сумма налога идет в бюджет субъекта РФ;
- при добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе и т.п. вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.
Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных налогов включаются:
- экологический налог:
Законами РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 была введена плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. Общая сумма платежей складывалась из платы за указанные виды загрязнения окружающей природной среды в предельно допустимых размерах; в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); сверх установленных лимитов. Плата за предельно допустимые загрязнения и загрязнения в пределах лимитов относилась на себестоимость продукции (работ, услуг), а сверх этих размеров - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
- налог на пользование недрами:
Согласно Закону РФ от 21 декабря 1992 г. № 2396-1 «О недрах» пользование недрами в РФ становится платным. С 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами включает разовые платежи за пользование недрами (минимально 10% от суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации), регулярные платежи за пользование недрами (по ставкам за 1 км2 площади участка недр), плату за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий. Зачисление данных платежей в
различные бюджеты происходит в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Пользователи недр уплачивают и другие законодательно установленные налоги.
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами:
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Объектами обложения признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за пользование водными биологическими ресурсами вносится юридическими и физическими лицами, как российскими, так и иностранными, за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов.
- водный налог:
С 1998 г. введена плата за пользование водными объектами. Объектами обложения являются: объем забранной из водного объекта воды; объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций - количество выработанной электроэнергии; при сплаве леса - объем сплавляемой древесины); площадь акватории водных объектов; объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод.
- лесной налог:
Пользование лесным фондом в РФ является платным. Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими в себя лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду.
1.1.2 Неналоговые доходы
Неналоговые доходы являются составной частью доходов Федерального бюджета РФ. Большинство неналоговых доходов не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из физических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности,
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;
- доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:
- прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Неналоговые доходы устанавливаются для физических и юридических
лиц. Они могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей.
В нормативно-правовых актах указывается также на возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерно большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
2
- И др. статьи.
В отношении доходов федерального бюджета кодекс определяет:
- Виды доходов федерального бюджета (Статья 49);
1. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
2. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.
- Что может относиться к налоговым доходам федерального бюджета и их порядок распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации (Статья 50);
- Виды неналоговых доходов федерального бюджета и порядок их формирования (Статья 51);
- Передача собственных доходов федерального бюджета в бюджеты
других уровней (Статья 52);
- Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов (Статья 53);
Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ. В нем определяются:
Виды налогов и сборов в Российской Федерации (Глава II, Статья 12),
виды федеральных налогов и сборов (Глава II, Статья 13), налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел, их ответственность, ответственность за правонарушения и др.
Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. В нем определяются:
Налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки по налогам и сборам, входящим в состав федеральных налогов и сборов и др.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской федерации»
Бюджетная классификация Российской Федерации включает классификацию доходов и применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации издаются Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В них утверждается бюджет на очередной финансовый год и определяется, за счет чего сформированы доходы федерального бюджета. Там также утверждаются пропорции распределения федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот закон определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В отношении федеральных налогов и сборов он определяет их перечень, порядок зачисления в бюджет и др.
Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»». В нем даются распоряжения органам власти о мерах, которые нужно принять для наиболее эффективной реализации закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», а также о порядке сбора и учета налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет.
Постановление Правительства РФ «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года». Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года направлена на достижение целей, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в Бюджетных Посланиях Президента Российской Федерации по развитию системы межбюджетных отношений и реализацию соответствующих разделов стратегии развития Российской Федерации на период до 2010 года и программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год». В них анализируется работа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, главных распорядителей средств федерального бюджета, иных участников бюджетного процесса по составлению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год» и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проверяется наличие и оценивается состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок их формирования и расчетов параметров основных показателей.
Итак, правовые основы регулирования доходов федерального бюджета базируются на Бюджетном кодексе РФ и могут принимать формы как законов о бюджете на очередной финансовый год, так и иных законов, подзаконных актов и постановлений.
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Структура доходов федерального бюджета 2004-2007 г. г. приведена в Приложении А.
В 2004 году доходы проекта федерального бюджета составили 3273844,6 млн. руб. или 17,9 % к ВВП. В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2004 год налоговые доходы занимают 93 %, что выше фактического на 1,2 % (налоговые доходы бюджета за 2004 год составили 3154261,87 млн.руб.). Снижение роста проектируемых доходов федерального бюджета в 2004 году в значительной мере обуславливается проведением налоговой реформы, обеспечивающей в 2004 году снижение налоговой нагрузки на экономику на 1 % ВВП, что может позволить увеличить темпы роста ВВП на 0,3 процентного пункта. Важной причиной проектируемого снижения роста доходов федерального бюджета в 2004 году является также прогнозируемое падение мировых цен на нефть с 26,0 доллара США за баррель в 2003 году до 22,0 доллара США за баррель в 2004 году.
В 2005 году доходы федерального бюджета составили 5127228933,9 млн.руб., что на 2,96 % больше запланированного. В 2005 году в федеральный бюджет поступило 4811152,315 млн. рублей налоговых доходов, что на 1,024 %, превышает объем, предусмотренный федеральным бюджетом. За отчетный период налоговые поступления в федеральный бюджет увеличились по сравнению с 2004 годом на 1656,89 млрд. рублей, или в 1,52 раза. Вместе с тем величина налоговых доходов в сопоставимых условиях, без учета изменений, внесенных в налоговое и бюджетное законодательство, а также роста инфляции, составляет 1656,89 млрд. рублей, или 152,5 % к уровню 2004 года. В 2005 году неналоговых доходов поступило в федеральный бюджет 316076,62 млн. рублей, или 1 13,0 % от установленного объема на год. На величину доходов федерального бюджета, поступивших в 2005 году, повлияли изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство. Так же в течение 2005 года в экономике страны имела место положительная динамика основных макроэкономических показателей (объем валового внутреннего
Информация о работе Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ