Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать влияние и роль налогов на экономику Украины.
Для достижении цели будут рассмотрены следующие задачи:
Рассмотреть историческое развитие налоговой системы;
Рассмотреть понятие налоговой системы;
Рассмотреть основные налоги и сборы Украины;
Рассмотреть роль налогов в экономике Украины;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..…………3
1. Историческое развитие налоговой системы
1.1. Возникновение налогов……………………………………………...……..……..4
Формирование налоговой системы Руси………………………….....……...6
1.2. Экономическая сущность, функции и принципы налогообложения
1.2.1. Двойственный характер налогов……………………………..……...………8
1.2.2. Классификация налогов………………………………………..……...……..9
1.2.3. Функции налогов………………………………………………..……..…….11
2. Налоговая система Украины и ее организационные принципы………….….……...15
2.1.Общегосударственные налоги и сборы в Украине………………..…………....16
2.1.1. Косвенные налоги
2.1.1.1. Налог на добавленную стоимость……………………..……………….16
2.1.1.2. Акцизный сбор………………………………………..………………....18
2.1.1.3.Таможенная пошлина………………………………..……………….….20
2.1.2. Личные прямые налоги
2.1.2.1. Налог на прибыль предприятия…………...………..………………….21
2.1.2.2. Налог на доходы физических лиц……………….…………….……….22
2.1.2.3. Единый налог для юридических и физических лиц….……….………24
2.1.3. Реальные прямые налоги
2.1.3.1. Налог с владельцев транспортных средств и других
самоходных машин и механизмов…………………………..………………….26
2.1.3.2. Плата (налог) за землю…………………………..……………….……..26
2.1.4. Прочие общегосударственные налоги и сборы
2.1.4.1.Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование……27
2.1.4.2. Сборы на обязательное социальное страхование…………….….……...29
3. Роль налогов в экономике Украины…………………………………………..………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………………...….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ
В зависимости от органа, который взимает налог, налоги делятся на общегосударственные налоги и сборы и на местные налоги и сборы (табл. 2.3.)
|
Общегосударственные налоги и сборы отражают разнообразные способы и виды налогообложения. Каждый из существующих налогов имеет свои специфические черты, роль, место и назначение в налоговой системе. Однако ничто из области налогообложения не вызывало столько противоречивых высказываний, как идея косвенных налогов. Исторически возникнув позднее прямых, впоследствии косвенные налоги превратились в более ощутимый источник финансирования государственных расходов и в настоящее время выполняют значительную роль в налоговом регулировании процессов производства и реализации.
2.1.1. Косвенные налоги
2.1.1.1.
Налог на добавленную
Налог на добавленную стоимость— непрямой налог на добавленную стоимость, создаваемую на всех стадиях производства и обращения, включаемый в виде надбавки в цену товара, работ, услуг и полностью оплачиваемый конечным потребителем товаров, работ, услуг.
Если понимать буквально, то НДС—это налог на добавленную стоимость, созданную на данном конкретном этапе движения товара, в результате чего происходит ликвидация кумулятивного (каскадного) эффекта налогообложения.
По
сути, добавленная стоимость
В момент каждого акта купли-продажи налог начисляется по стандартной ставке, а фактически уплачивается в сумме, уменьшенной на величину НДС, уплаченной на предыдущей стадии. Конечный потребитель оплачивает товар по цене, увеличенной на всю сумму платежей НДС, но авансированных на предыдущих стадиях производства и продвижения товара. Налог на добавленную стоимость характеризуется рядом существенных преимуществ, а как же рядом недостатков. Преимущества и недостатки приведены на рисунке 2.3.
С начала девяностых годов нашего столетия налог на добавленную стоимость уже вышел за рамки отдельных национальных налоговых систем. Поэтому одним из главных достижений в области формирования единого европейского рынка явилась договоренность об унификации системы косвенного налогообложения и введение усредненной ставки НДС на уровне 15%.
Подобное соглашение было достигнуто и главами правительств государств—участников СНГ от 13 ноября 1992 г., согласно которому признано целесообразным применять при расчетах за реализуемые товары между хозяйствующими субъектами единую ставку налога на добавленную стоимость в размере 20% [1].
2.1.1.2. Акцизный сбор.
Одним
из видов косвенных налогов
Акциз — это непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары, включаемый в виде надбавки в цену товара и оплачиваемый, в конечном счете, потребителем, а не производителем данного товара.
Механизм начисления и уплаты акцизного сбора очень похож на механизм начисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Как уже ранее отмечалось, и акциз, и НДС оплачиваются конечным потребителем, а предприятие выступает фактически в качестве сборщика данных налогов и через предприятие опосредуются взаимоотношения между покупателями товаров и государством, которое аккумулирует в государственном бюджете данные налоги.
Акцизный сбор и НДС тесно взаимосвязаны с таким финансовым инструментом как пошлина и при ввозе товаров на территорию государства используются в целях регулирования внешнеторговой деятельности.
НДС
и акцизный сбор имеют сходные
черты, которые представлены на рисунке
2.4.
Рис. 2.4. Схожие признаки НДС и акцизного сбора.
Однако эти налоги разделяет несколько принципиальных моментов, представленных на рис. 2.5.
С точки зрения формирования поступлений в бюджет акцизный сбор уступает НДС и по объему, и по стабильности доходов.
Все эти отличия одного налога от другого, а также их различное влияние на экономическую и социальную сферу и обусловили наличие двух форм акцизов в налоговых системах развитых стран.
2.1.1.3.
Таможенная пошлина, ее
Особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне. Как правило, нормативное обеспечение налогового регламента на таможне охватывает все косвенные налоги в комплексе, т. е. они касаются НДС, акцизных сборов и таможенных пошлин.
Таможенная пошлина представляет собой один из главных видов таможенных платежей и выступает в форме обязательного взноса, взимаемого таможенными органами.
Наряду с таможенной пошлиной по каждой грузовой таможенной декларации граждане и субъекты внешнеэкономической деятельности платят таможенный сбор за таможенное оформление товаров, транспортных средств, вещей и других предметов, перемещаемых через таможенную границу Украины. Подавляющее количество средств, поступающих за счет различных таможенных платежей, связано с начислением таможенной пошлины, НДС и акцизного сбора. Наряду с чисто фискальной, таможенная пошлина выполняет и регулирующую функцию, в том числе защитную (дестимулирующую) и стимулирующую. Защитная функция таможенной пошлины предполагает формирование барьеров, препятствующих проникновению на территорию государства товаров, более конкурентоспособных по отношению к национальным, либо просто тех, в которых государство не заинтересовано.
Плательщиками таможенной пошлины являются лица, ввозящие (вывозящие) или перемещающие товары через таможенную территорию государства.
Объект таможенной пошлины представляет собой, или физическую единицу импортируемого товара, или таможенную стоимость перемещаемых через границу товаров, в отношении которых должна начисляться таможенная пошлина.
Ставки таможенной пошлины едины на всей территории Украины. Это, однако, не исключает многообразия ставок. Всю их совокупность можно классифицировать по многим признакам: исходя из направления движения товара, по способу начисления и периоду применения, по степени поощрения и ограничения импортно-экспортных операций [3].
Таможенная пошлина полностью вносится в Государственный бюджет Украины, но первоначально уплачивается таможенным органам Украины, а по товарам и иным предметам, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — предприятиям связи. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенной пошлины определяется Таможенным кодексом Украины.
В заключение следует отметить, что одной из характерных особенностей таможенной пошлины является то, что ее взыскание, а также контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет осуществляется таможенными органами Украины, а не налоговыми администрациями. В состав таможенных органов Украины входят: Государственный таможенный комитет Украины и таможни Украины.
2.1.2. Личные прямые налоги
2.1.2.1. Налог на прибыль предприятия
Налог на прибыль предприятий является самым весомым из группы прямых налогов в налоговой системе Украины. Удельный вес этого налога достигает 23—25 процентов в сумме фактического объема поступлений Сводного бюджета Украины. По этому показателю налог на прибыль занимает ведущее место в группе прямых налогов, а в системе налогообложения Украины уступает по величине лишь налогу на добавленную стоимость.
Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с Законом Украины от 22 мая 1997 г. № 283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» с учётом изменений, внесённых Законом Украины от 24 декабря 2002 г. №349-ГУ. В отличие от НДС величина налога на прибыль целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.
Субъектами (плательщиками) налога на прибыль являются: во-первых, из числа резидентов — субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные, общественные и другие предприятия, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли как на территории Украины, так и за ее пределами; во-вторых, из числа нерезидентов — физические и юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме (компания, фирма, постоянные представительства иностранного юридического лица в виде филиала, бюро, конторы, агентства и др.) с целью осуществления предпринимательской деятельности в Украине и получения соответствующих доходов.