Роль налогов в экономике Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы проанализировать влияние и роль налогов на экономику Украины.
Для достижении цели будут рассмотрены следующие задачи:
Рассмотреть историческое развитие налоговой системы;
Рассмотреть понятие налоговой системы;
Рассмотреть основные налоги и сборы Украины;
Рассмотреть роль налогов в экономике Украины;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..…………3
1. Историческое развитие налоговой системы
1.1. Возникновение налогов……………………………………………...……..……..4
Формирование налоговой системы Руси………………………….....……...6
1.2. Экономическая сущность, функции и принципы налогообложения
1.2.1. Двойственный характер налогов……………………………..……...………8
1.2.2. Классификация налогов………………………………………..……...……..9
1.2.3. Функции налогов………………………………………………..……..…….11
2. Налоговая система Украины и ее организационные принципы………….….……...15
2.1.Общегосударственные налоги и сборы в Украине………………..…………....16
2.1.1. Косвенные налоги
2.1.1.1. Налог на добавленную стоимость……………………..……………….16
2.1.1.2. Акцизный сбор………………………………………..………………....18
2.1.1.3.Таможенная пошлина………………………………..……………….….20
2.1.2. Личные прямые налоги
2.1.2.1. Налог на прибыль предприятия…………...………..………………….21
2.1.2.2. Налог на доходы физических лиц……………….…………….……….22
2.1.2.3. Единый налог для юридических и физических лиц….……….………24
2.1.3. Реальные прямые налоги
2.1.3.1. Налог с владельцев транспортных средств и других
самоходных машин и механизмов…………………………..………………….26
2.1.3.2. Плата (налог) за землю…………………………..……………….……..26
2.1.4. Прочие общегосударственные налоги и сборы
2.1.4.1.Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование……27
2.1.4.2. Сборы на обязательное социальное страхование…………….….……...29
3. Роль налогов в экономике Украины…………………………………………..………....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………………...….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….……

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

   Плательщики сбора на обязательное государственное  пенсионное страхование представлены на рисунке 2.7: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  В Украине установлены следующие  станки сбора на обязательное государственное пенсионное страхование:

  1. для субъектов предпринимательской деятельности, использующих труд наемных работников,— 31,8% от объекта налогообложения (фонда оплаты труда работников).
  2. Для физических лиц, не использующих труд наемных работников, адвокатов, частных нотариусов— 31,8% от объекта налогообложения (суммы дохода (прибыли)); 3) Для субъектов предпринимательской деятельности (юридических и физических лиц) — 31,8% суммы вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера; 4) Для физических лиц, выполняющих работы (услуги) согласно трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам,—2% от объекта налогообложения (совокупного дохода).

  Средства  Пенсионного фонда используются на финансирование таких мероприятий:

  выплата пенсий по возрасту (в том числе  работающим пенсионерам), по инвалидности, в случае потери кормильца, по выслуге лет, социальных и других пенсий, установленных законодательством Украины;

  выплата помощи по уходу за ребенком;

  повышение пенсий в связи с изменением индекса  потребительских цен и повышением заработной платы;

  реализация  государственных, региональных и областных  программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, детей и других категорий населения;

  обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления Фонда;

  укрепление  материально-технической базы системы  Фонда, органов и учреждений социального обеспечения [4];

  2.1.4.2. Сбор на обязательное социальное  страхование

  Для целей социального страхования  граждан Украины был создан Фонд социального страхования Украины, средства которого входят в состав Государственного бюджета Украины.

  За  счет средств Фонда социального  страхования осуществляют расходы на такие цели:

  выплату помощи по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка;

  организацию санаторно-курортного лечения и  отдыха трудящихся, их детей, ветеранов и инвалидов;

  финансирование  затрат, связанных с обеспечением занятости населения.

  Бюджет  Фонда социального страхования  формируется в основном за счет сборов на обязательное социальное страхование (в том числе сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы), которые по свой сути выступают целевыми налогами.

   Плательщики сбора на обязательное социальное страхование  представлены  на рисунке 2.8: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  На  обязательное социальное страхование (в том числе на обязательное социальное страхование на случай безработицы) устанавливаются ставки сбора в следующих размерах:

  1. Для субъектов предпринимательской деятельности, использующих труд наемных работников, —2,9% от объекта налогообложения (фонда оплаты труда работников), в том числе 1,3% от объекта налогообложения на сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы;
  2. Для физических лиц, не использующих труд наемных работников, адвокатов, частных нотариусов и для физических лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта), и физических лиц, выполняющих работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам —0,5% от объекта налогообложения (суммы дохода (прибыли) и совокупного облагаемого дохода), только на сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы [2].

  Уплаченный  субъектами предпринимательской деятельности сбор на обязательное социальное страхование относится на валовые расходы производства и обращения плательщика сборов.

  Контроль  за своевременным и полным поступлением страховых взносов и других платежей, а также правильностью расходования средств Фонда социального страхования осуществляют страхователи, профсоюзные комитеты, органы Фонда социального страхования Украины, государственная налоговая администрация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. РОЛЬ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИКУ  УКРАИНЫ

  В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

  В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике? Отвечая на этот вопрос, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

  Налоги  это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

  Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

  В условиях переходной экономики резко  возрастают роль и значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий [1].

  3.1. Влияние налогов на рыночное  равновесие

  Вопрос  об уровнях и ставках налогообложения  является актуальным во всех странах  во все времена, для всех правительств. Около 100 лет назад налоговые платежи составляли меньше 5 % дохода среднего гражданина. Сегодня в некоторых странах этот показатель достигает 80 % . Остается он высоким и в Украине. Сторонники уменьшения налогов считают, что высокие налоги ведут к сокращению рынка, поскольку покупателям и производителям невыгодно быть его участниками.

  В 1974 г. американский экономист Артур  Лаффер изложил свой взгляд на взаимозависимость ставок налога и налоговых поступлений. При увеличении размера налога поступления возрастают, но со временем начинают сокращаться вследствие того, что уменьшается размер рынка, и из него уходят и продавцы, и покупатели.

  Налоги  имеют фискальное, экономическое и социальное значения:

  • они обеспечивают органы государственной власти необходимыми средствами.
  • оптимальные ставки налогов и налоговые льготы призваны стимулировать развитие производства.
  • с помощью налогов регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения люди, находящиеся за чертой бедности [7].

  Дополнительные  поступления используются для влияния на покупательную способность негосударственного сектора экономики. Так, повышение ставок налогообложения снижает чистый доход предприятий и домашних хозяйств, а значит, их возможности потребления и сбережений. Уменьшение налогообложения в период экономических кризисов положительно влияет на чистый доход домашних хозяйств и предприятий, который стимулирует спрос.

  С позиции плательщика все равно, как называется тот или иной налог и куда он зачисляется. Так или иначе, это все издержки, которые увеличивают цену товаров и услуг и перекладываются сначала на производителя, а затем на потребителя. Отмена или уменьшение тех платежей, которые относятся на себестоимость, способствует увеличению прибыли и приводит, с одной стороны, к расширению финансовых ресурсов плательщика, а с другой — к возможному уменьшению цены.

  Для государства также несущественно, как называется тот или другой платеж, главное для него — его полное и своевременное поступление. Отнесение этого платежа к определенному централизованному фонду ограничивает государство только в использовании средств — в одних случаях они имеют целевое назначение, в других — нет.

  Безразлично, кто облагается налогами, — покупатели или продавцы. Если налог платит покупатель — уменьшается средний спрос, кривая спроса сдвигается вниз на размер налога. Если налог платит продавец — сокращается совокупное предложение, кривая предложения сдвигается вверх. В результате продавцы и покупатели распределяют налоговое бремя независимо от того, кто платит деньги в государственную казну.

  Налог вклинивается между ценой, которую  платят покупатели, и прибылью, которую получают продавцы. Это приводит к сокращению объема продаж. Налогообложение изменяет поведение покупателей и продавцов, что обусловливает сокращение размера рынка ниже оптимального.

  Налоги  оказывают непосредственное влияние  на экономические решения людей. Так, если правительство облагает налогом мороженое, его потребление уменьшается, а покупки, например, йогуртов возрастают. Если правительство облагает налогом площадь жилых домов, количество строительства уменьшается, кое-кто переселяется в дома меньших размеров. Тем не менее, увеличиваются расходы на приобретение других потребительских товаров.

  Реформа налоговой системы Украины направлена на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Уменьшение ее «тенизации» за счет уменьшения налогового бремени, увеличение реальных доходов граждан остаются актуальными [2]. 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Так как налоги—наиболее эффективный инструмент регулирования экономических процессов, государственное регулирование экономики путем использования налоговых рычагов в наших условиях должно быть направлено на обеспечение и поддержку сбалансированного экономического роста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности.

  Современное экономическое развитие Украины  и ее регионов в значительной мере определяется состоянием налоговой политики.

  Создание  альтернативных производств, малых  и средних предприятий должно стимулироваться налоговой политикой в форме уменьшения налоговых ставок или повышения необлагаемого минимума. Налоговая система, через которую осуществляется налоговая политика, как составная часть бюджетной политики государства должна быть построена таким образом, чтобы она не препятствовала нормальному осуществлению расширенного воспроизводства с учетом необходимых резервов для каждого типа хозяйства.

  Теоретическая база и практический опыт стран Запада должны быть пересмотрены и адаптированы к нашим условиям. Установление высокого уровня налоговых взысканий с целью решения, прежде всего, фискальных заданий и пополнения бюджета не может быть основной налоговой стратегией на длительное время, так как это препятствует эффективному функционированию предпринимательских структур, приводит к банкротству и спаду производства, а значит к спаду в экономике. 
 
 
 
 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зазнова Л.А., Фомин Ф.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – К.: Изд – во Евпроп. ун – та,2003. – 265 с.
  2. Гридчина М.В., Вдовченко Н.И., калина А.В. Налоговая система Украины: учеб. пособие. –2 –е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2001. – 128 с.
  3. В.В. Буряковский, В.Я. Кармазин, С.В. Каламбет, О.Н. Водолазская Налоги: Учеб. пособие. – Днепр- ск: «Пороги».,- 2000. – 615 с.
  4. Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт – М, 2001. – 555 с.
  5. Ісаншина Г.Ю. Податковий менеджмент: Навч. посіб. – Київ: ЦУЛ, 2003. – 260 с.
  6. Організація і методика податкових перевірок Навчальний посібник/ О.П. Чернявський, В.П. Хомутенко, В.В. Немченко. – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – 288 с.
  7. Интернет: www.rambler.ru
  8. Акулин Д.Е. Оптимизация налоговых платежей. – М.: Современная экономика и право, 2002. – 184с.
  9. Государственное регулирование экономики переходного периода Т.И. Горенко, В.А. Карпов, А.Б. Кондрашихин, В.Р. Кучеренко, Т. И. Лозовая. – Севастополь: Просвита, 200.-182 с.
  10. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. – М.: Издательство “ЛИС”, 1997. – 320 с.
  11. Экономика рынка: Осн. пон. и терм.: Слов. – справ. делового человека/Авт. – сов. В.И. Шевьев, И.И. Брант, В.К. Терасименто, Р.И. Минцо – Шапиро. – К.: Изд – во ФП “СВЕНА”, 1994.- 176 с.
  12. Паркинсон С. Закон и доходы. – М.: ПКК «Интерконтракт»,1992.
  13. О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения». Закон Украины от 18.02.97. г. № 77/97 – ВР // Буряковский В.В. и др. Налоги: Учеб. пособ. – Днепропетровск: Пороги, 1998. – с 40 –73.

Информация о работе Роль налогов в экономике Украины