Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа
Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.
Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72
Налоговые органы должны оптимизировать методы принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу, для чего целесообразно организовывать для налоговых инспекторов работу по участию в ежемесячных рейдах совместно с органами ГИБДД и службой судебных приставов. В целях увеличения поступления транспортного в республике следует рассмотреть вопрос о том, чтобы органы внутренних дел при регистрации, перерегистрации и техническом осмотре транспортных средств осуществляли проверки уплаты транспортного налога. Одновременно необходимо обеспечить актуальную базу данных владельцев транспортных средств. Стоит вопрос и о введении нового порядка исчисления налога – и ходя из веса автомобиля (нагрузки на ось). Все это создаст условия налоговым органам для исчисления достоверной налоговой базы по налогу.
В части администрирования налога на имущество организаций важно обеспечить формирование достоверных данных в БТИ, а также проводить инвентаризацию имущества организаций.
Повысить уровень администрирования региональных налогов невозможно без: создания в регионе Единой базы данных по движимому и недвижимому имуществу, куда должны войти сведения Регистрационной службы, БТИ и ГИМСа.
В зарубежных странах система региональных налогов шире, но предусматривает пониженные и дифференцированные ставки. Если следовать опыту зарубежных стран в области регионального налогообложения, то в России расширение перечня региональных налогов позволит существенно увеличить налоговый потенциал территорий, а более низкие ставки создадут более благоприятный режим для налогоплательщиков.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (1993) // СПС «Консультант Плюс»
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год // СПС «Консультант Плюс». – (Российское законодательство).
3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год // СПС «Консультант Плюс». – (Российское законодательство).
4 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год // СПС «Консультант Плюс». – (Российское законодательство).
5 О транспортном налоге: Закон Республики Мордовия 17.10.2002 № 46-З (ред. от 25.09.2008) // СПС «Консультант Плюс»
6 О налоге на имущество организаций: Закон Республики Мордовия от 27.11.2003 № 54-З (ред. от 07.10.2008.) // СПС «Консультант Плюс»
7 О ставках налога на игорный бизнес на территории РМ: Закон Республики Мордовия от 27.11.2003 № 56-З (ред. от 30.09.2008) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
8 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 09.03.2007 на 2008-2010 гг. // СПС «Консультант Плюс»
9 Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации: Приказ ФНС РФ от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 31.03.2009) // СПС «Консультант Плюс»
10 Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561 // СПС «Консультант Плюс»
11 О налоговой политике на 2009-2010 годы: Письмо Минэкономразвития России от 03.04.2009 № 4892-ЭН/Д01 // СПС «Консультант Плюс»
12 Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов от 26.05.2008 // СПС «Консультант Плюс»
13 Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов от 25.05.2009 // СПС «Консультант Плюс»
14 Алексеева С.Н. «Азартный» налог 2007-2008 годов / С.Н. Алексеева // Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2008. – №1. – С. 15-21.
15 Березин М. Ю. Характерные отличия процессов по установлению и введению региональных и местных налогов / М. Ю. Березин // Законодательство и экономика. – 2008. – №10. – С. 11-18.
16 Веденина Е. Л. Нюансы определения категории транспортного средства для целей налогообложения / Е. Л. Веденина // Аудитор. – 2008. – № 12. – С. 26-32.
17 В России будет сформирована единая база данных всей недвижимости. Режим доступа: http://www.appraiser.ru/
18 Гаврилова Н. А. Об имущественных налогах / Н. А. Гаврилова // Налоговый вестник. – 2007. – № 2. – С. 79-85.
19 Гаврилова Н. А. Об обложении имущественными налогами / Н. А. Гаврилова // Налог. вест. – 2009. – № 10. – С . 101-105.
20 Гаджиев Н.Г. Оценка формирования доходов бюджета субъекта РФ в счете реформы межбюджетных отношений / Н.Г. Гаджиев // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №7. – С. 83-87.
21 Головин А.Ю. Проблемы правового регулирования налогообложения игорного бизнеса / А.Ю. Головин // Справочно-правовая система Консультант Плюс
22 Евстигнеева Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ Е.Н. Евстигнеева. – М.: Инфра-М, 2006. – 256 с.
23 Комов М. Льгота по налогу на имущество / М. Комов, К. Фролов // Труд и право. – 2008. – № 22. – С. 86-89.
24 Кузнецова Ю. Платить ли транспортный налог? Решения для неоднозначных ситуаций / Ю. Кузнецова // Главбух. – 2009. – № 12. – С. 53-56.
25 Кочетков Ю. Пять нестандартных ситуаций уплаты налога на имущество / Ю. Кочетков // Главбух. – 2008. – № 19. – С. 50-52.
26 Лермонтов Ю. Уплата региональных налогов / Ю. Лермонтов // Аудит и налогообложение. – 2009. – № 10. – С. 34-36.
27 Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.И. Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2009. – 330 с.
28 Мещерякова Л. А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета / Л. А. Мещерякова // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 7. – С. 41-44.
29 Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: учеб. пособие / О.В. Мещерякова – М.: Юнити, 2007. – 336 с.
30 Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебник / Н.В. Миляков. – М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.
31 Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Д.Г. Черника. – М.: Инфра-М, 2008. – 328 с.
32 Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.
33 Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 415 с.
34 Налоги и налогообложение: учебник / под ред. И.Г. Русакова. – М.: Финансы, 2006. – 495 с.
35 Налоговая политика. Теория и практика: учебник / под ред. И. А. Майбурова. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 519 с.
36 Осипов М. Налоговые источники доходов регионального бюджета / М.А. Осипов // Государственная служба. – 2009. – №3. – С. 136-142.
37 Осипов М. А. Расширение финансовых возможностей регионального бюджета за счет налоговых источников / М. А. Осипов // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №4. – С. 123-129.
38 Оспанов Т.М. Налоговые системы развитых стран: учеб. пособие / Т.М. Оспанов. – М.: Гардарики, 2006. – 370 с.
39 Проблемы собираемости транспортного налога. – Режим доступа: http://www.r68.nalog.ru.
40 Пронина Л. И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов РФ / Л. И. Пронина // Финансы. – 2009. – №3. – С.15-19.
41 Семенов В. И. Методическая ошибка при начислении налога на имущество / В. И. Семенов // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 12. – С. 46-47.
42 Спицина И. «Транспортный налог» из первых уст / И. Спицина // Консультант. – 2008. – № 15. – С. 20-22.
43 Тамбовцева А. Р. Налог на имущество: очередные шаги на пути реформирования / А. Р. Тамбовцева // Экономика железных дорог. – 2010. – № 3. – С. 8-17.
44 Транспортный налог нуждается в перезагрузке. – Режим доступа: http://www.kadis.ru/daily/?id=
45 Транспортный налог предлагают заменить налогом на реализацию ГСМ. – Режим доступа: http:// pravopiter.ru/content/view/
46 Трошин Г. А. Администрирование налоговых поступлений: региональные особенности, проблемы и пути их решения / Г. А. Трошин, А. Г. Трошин // Вестник Амурского государственного университета. – 2008. – Вып. 43. Естеств. и экон. науки. – С. 89-91.
47 Управление налоговым процессом в развитых странах // Экономика и управление в зарубежных странах. – 2010. – № 3. – С. 23-29.
48 Ушвицкий Л.И. Формирование механизма обеспечения устойчивой бюджетной системы региона / Л.И. Ушвицкий, Н.К. Васильева // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №8. – С. 35-39.
49 Хритинина О. В. Отчетность по налогу на имущество организаций / О. В. Хритинина // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 4. – С. 27-31.
50 Шуба В. Б. Заключение на проект Федерального закона №162522-5 «О внесении изменение в НК РФ» (об отмене транспортного налога и введении налога на реализацию горюче-смазочных материалов) / В. Б. Шуба // СПС «Консультант Плюс»
Приложение А
(обязательное)
Таблица А.1 – Сравнительные ставки по транспортному налогу в Республике Мордовия за 2003-2010 гг.
Наименование объекта налогообложения | Величина налоговой ставки, р. | |||||||
2003-2004 гг. | 2005 г. | 2006-2007 гг. | 2008-2009 гг. | 2010 г. | ||||
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | ||||||||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло более 15 лет | 5 | 10 | 11 | 12,5 | 12,5 | |||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно | х | х | х | х | 14,4 | |||
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 7 | 14 | 15 | 18,8 | 21,6 | |||
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 10 | 20 | 22 | 27,5 | 31,6 | |||
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 15 | 40 | 44 | 55 | 63,3 | |||
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 30 | 75 | 83 | 103,8 | 119,4 | |||
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | ||||||||
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 2 | 3 | 3 | 3,8 | 4,4 | |||
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 4 | 6 | 7 | 8 | 9,2 | |||
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 10 | 7 | 8 | 10 | 11,5 | |||
свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт) | х | 20 | 22 | 25 | 28,8 | |||
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | ||||||||
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 10 | 15 | 17 | 21,3 | 24,5 | |||
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 20 | 30 | 33 | 41,3 | 47,5 | |||
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | ||||||||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 5 | 20 | 22 | 25 | 28,8 | |||
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 8 | 30 | 33 |
| 46 | |||
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 10 | 40 | 44 |
| 57,5 | |||
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 13 | 50 | 55 |
| 74,8 | |||
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 17 | 60 | 66 | 82,5 | 94,9 |
Продолжение таблицы А.1
Наименование объекта налогообложения | Величина налоговой ставки, р. | ||||
2003-2004 гг. | 2005 г. | 2006-2007 гг. | 2008-2009 гг. | 2010 г. | |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 5 | 20 | 20 | 25 | 28,8 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |||||
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 5 | 10 | 11 | 13,8 | 15,9 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 10 | 30 | 33 | 41,3 | 47,5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |||||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 | 20 | 22 | 27,5 | 31,6 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 | 40 | 44 | 55 | 63,3 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |||||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 | 40 | 44 | 55 | 63,3 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 | 80 | 88 | 110 | 126,5 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |||||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 | 50 | 55 | 68,8 | 79,1 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 | 100 | 110 | 137,5 | 158,1 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 20 | 40 | 44 | 55 | 63,3 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 | 25 | 28 | 35 | 40,3 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) (введено Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ) | х | х | х | 55 | 63,3 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 | 400 | 440 | 550 | 632,5 |
Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ