Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:45, курсовая работа
Цель работы – исследование теоретических основ региональных налогов и их роли в формировании региональных бюджетов, анализ механизма организации регионального налогообложения и разработка направлений его совершенствования.
Полученные результаты исследования – в процессе исследования изучены теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России; проведен анализ механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджета Республики Мордовия; разработаны основные направления совершенствования механизма взимания региональных налогов и их мобилизации в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.
Введение 5
1 Теоретические аспекты развития регионального налогообложения в России 7
1.1 Экономическая сущность региональных налогов и их роль в развитии
экономики региона 7
1.2 Нормативно-правовые основы формирования регионального
налогообложения в России 14
1.3 Актуальные проблемы развития регионального налогообложения в РФ 20
2 Анализ роли региональных налогов в экономическом развитии
Республики Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району
г. Саранска) 25
2.1 Оценка показателей динамики поступления региональных налогов
в бюджет Республики Мордовия 25
2.2 Исследование деятельности налоговой инспекции по взысканию
задолженности по региональным налогам 30
2.3 Анализ результатов налогового контроля за правильностью исчисления
и своевременностью уплаты региональных налогов 38
3 Основные направления повышения роли региональных налогов
в экономическом развитии субъектов РФ 45
3.1 Пути реформирования регионального налогообложения как основы
финансовой самостоятельности субъектов РФ 45
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового
контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты
региональных налогов в бюджет РМ 50
3.3 Возможности применения зарубежного опыта регионального
налогообложения в отечественной практике 55
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное) 72
Специалисты Отдела камеральных налоговых проверок выполняют большой объем работы по проведению камеральных проверок налоговых деклараций по региональным налогам и налоговых расчетов по авансовым платежам.
В абсолютном выражении камеральные проверки налога на имущество организаций выросли в исследуемый период на 399 ед., составив в 2009 г. 1454 ед. В 2009 г. Отделом камеральных проверок было проведено 677 ед. проверок транспортного налога, уплачиваемого юридическими и физическими лицами, что на 77 ед. больше показателя 2007 г. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Динамика количества камеральных проверок региональных налогов
Вид налога | Количество, ед. | Абсолютное изменение, ед. 2009 г. к 2007 г. | Темп роста 2009 г. к 2007 г., % | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
Налог на имущество организаций | 1055 | 1330 | 1454 | 399 | 137,8 |
Транспортный налог | 600 | 747 | 677 | 77 | 112,8 |
Всего по налогам | 1655 | 2077 | 2131 | 476 | 128,8 |
В ходе проведения камеральных проверок имущественных налогов с юридических лиц инспекторами было выявлено незначительное количество нарушений (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Динамика количественных показателей нарушений, выявленных ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ в ходе камеральных проверок плательщиков региональных налогов
Вид проверки | Количество нарушений, ед. | Удельный вес нарушений в объеме соответствующих проверок, % | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Налог на имущество организаций | 10 | 33 | 43 | 0,9 | 2,5 | 3,0 |
Транспортный налог | 35 | 44 | 45 | 5,8 | 5,9 | 6,6 |
Всего по налогам | 45 | 77 | 88 | 2,7 | 3,7 | 4,1 |
Как видим, количество выявленных нарушений по налогу на имущество организаций и транспортному налогу увеличилось почти в 2 раза, составив в прошлом году 88 ед., следствием чего стало увеличение результативности камеральных проверок региональных налогов с 2,7 % до 4,1 %.
Общими для всех региональных налогов нарушениями, выявленными в ходе камеральных проверок, являются: некорректное оформление налоговой декларации и налогового расчета, а именно заполнение не всех граф отчетности; отсутствие некоторых реквизитов; неправильное определение налоговой базы; неуплата налога (авансового платежа) в бюджет в сроки, предусмотренные налоговым законодательством РФ и РМ.
Мы видим, что увеличивается результативность камеральных проверок налога на имущество организаций, об этом свидетельствует рост доли нарушений в общем объеме камеральных проверок налога с 0,9 % до 3,0 %, что обусловлено увеличением количества нарушений в 4,3 раза (до 43 ед.). Наиболее распространенными нарушениями исчисления и уплаты налога на имущество организаций, выявляемыми инспекторами Отдела камеральных проверок, являются: необоснованное использование налогоплательщиками льгот по налогу на имущество; ошибки, допускаемые при исчислении первоначальной стоимости имущества.
Вследствие увеличения количества камеральных проверок транспортного налога, в ходе которых были выявлены нарушения, на 10 ед. (до 45 ед.), вырос и показатель их результативности с 5,8 % до 6,6 %. Камеральной проверкой правильности исчисления и уплаты транспортного налога, а также составления и представления отчетности по налогу были выявлены следующие ошибки и нарушения: неправильное применение кодов при расчете суммы налога и указании характеристик средства; неправильно определенный коэффициент, учитывающий время нахождения транспортного средства в организации в течение налогового (отчетного) периода; месяц регистрации или снятия с учета бывает не учтен или учтен в днях, а не полностью; транспортный налог уплачивается по месту регистрации организации, а не по местонахождению автомобиля.
По итогам камеральных проверок имущественных налогов с юридических лиц инспекторами были осуществлены доначисления (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Динамика дополнительно начисленных платежей
Наименование налога | Сумма, тыс.р. | Темп роста 2009 г. к 2007 г., % | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Налог на имущество организаций | 222 | 368 | 48 | 21,6 |
Транспортный налог | 130 | 71 | 39 | 30,0 |
Всего | 352 | 439 | 87 | 24,7 |
Из таблицы 2.6 видим, что произошло снижение доначисленных сумм как по налогу на имущество организаций, так и по транспортному налогу, в итоге общее снижение составило 75,3% (до 87 тыс.р. в 2009 г.). Данная тенденция обусловлена уменьшением количества ошибок при исчислении первоначальной стоимости имущества, а, следовательно, штрафных санкций и пеней по рассматриваемым имущественным налогам; по транспортному налогу – за счет уменьшения штрафных санкций вследствие сокращения нарушений.
В исследуемый период наблюдается сокращение количества выездных проверок налога на имущество организаций и транспортно налога на 14,3%, достигнув в 2009 г. 42 проверки по каждому налогу (таблица 2.7). Данная тенденция обусловлена сокращением количества плательщиков указанных налогов, отобранных для выездной проверки.
Таблица 2.7 – Динамика количественных показателей выездных проверок региональных налогов в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ
Вид проверки | Количество, ед. | Темп роста 2009 г. к 2007 г., % | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Налог на имущество организаций | 49 | 40 | 42 | 85,7 |
Транспортный налог | 49 | 41 | 42 | 85,7 |
Всего по налогам | 98 | 81 | 84 | 85,7 |
Результативность выездных проверок региональных налогов сокращается (таблица 2.8).
Таблица 2.8 – Динамика количества нарушений, выявленных ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска в ходе выездных проверок плательщиков региональных налогов
Вид проверки | Количество нарушений, ед. | Удельный вес в общем числе нарушений, % | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Налог на имущество организаций | 7 | 6 | 4 | 14,3 | 15,0 | 9,5 |
Транспортный налог | 3 | 7 | 2 | 6,1 | 17,1 | 4,8 |
Всего налогам | 10 | 13 | 6 | 10,2 | 16,0 | 7,1 |
Информация о работе Роль региональных налогов в развитии субъектов РФ