Правилами
осуществления брокерской деятельности
при совершении некоторых сделок
на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением
ФКЦБ от 23 марта 2001 г. № 6).
3
3. Управляющий
- профессиональный участник рынка
ценных бумаг, осуществляющий
деятельность по управлению ценными
бумагами. Деятельностью по управлению
ценными бумагами признается
осуществление юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем
от своего имени за вознаграждение
в течение определенного срока
доверительного управления переданными
ему во владение и принадлежащими
другому лицу в интересах этого
лица или указанных этим лицом
третьих лиц:
- ценными
бумагами;
- денежными
средствами, предназначенными для
инвестирования в ценные бумаги;
- денежными
средствами и ценными бумагами,
получаемыми в процессе управления
ценными бумагами.
Порядок
осуществления деятельности по управлению
ценными бумагами, права и обязанности
управляющего определяются ст. 5 Закона
о РЦБ, Положением о доверительном
управлении ценными бумагами и средствами
инвестирования в ценные бумаги (утв.
Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г.
N° 37), а также договором.
4. Клиринговая
организация - профессиональный
участник рынка ценных бумаг,
осуществляющий клиринговую деятельность
(клиринг). Клирингом признается
деятельность по определению
взаимных обязательств (сбор, сверка,
корректировка информации по
сделкам с ценными бумагами
и подготовка бухгалтерских документов
по ним) и их зачету по
поставкам ценных бумаг и расчетам
по ним. Порядок осуществления
клиринговой деятельности регламентируется
ст. 6 Закона о РЦБ, а также
Положением о клиринговой деятельности
на рынке ценных бумаг Российской
Федерации (утв. Постановлением
ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 51).
4
5. Депозитарий
- профессиональный участник рынка
ценных бумаг, осуществляющий
депозитарную деятельность. Депозитарной
деятельностью признается оказание
услуг по хранению сертификатов
ценных бумаг и (или) учету
и переходу прав на ценные
бумаги. Договор между депозитарием
и депонентом, регулирующий их
отношения в процессе депозитарной
деятельности, именуется депозитарным
договором (договором о счете
депо). Порядок осуществления депозитарной
деятельности, права и обязанности
депозитария, условия депозитарного
договора определяются ст. 7 Закона
о РЦБ, а также Положением о депозитарной
деятельности (утв. Постановлением ФКЦБ
от 16 октября 1997 г. N° 36.)
6. Держатель
реестра (регистратор) - профессиональный
участник рынка ценных бумаг,
осуществляющий деятельность по
ведению реестра владельцев ценных
бумаг. Под такой деятельностью
понимается сбор, фиксация, обработка,
хранение и предоставление данных,
составляющих систему ведения
реестра владельцев ценных бумаг.
Держателями реестра могут быть
только юридические лица. Реестр
представляет собой список зарегистрированных
владельцев ценных бумаг с
указанием количества, номинальной
стоимости и категории принадлежащих
им именных ценных бумаг, составленный
по состоянию на любую установленную
дату и позволяющий идентифицировать
этих владельцев, количество и
категорию принадлежащих им ценных
бумаг. Договор на ведение реестра
заключается только с одним
юридическим лицом. Регистратор
может вести реестры владельцев
ценных бумаг неограниченного
числа эмитентов. Порядок осуществления
деятельности держателей реестра
регулируется ст. 8 Закона о РЦБ,
а также Положением о ведении
реестра владельцев ценных бумаг
(утв. Постановлением ФКЦБ от 2
октября 1997 г. N° 27, с последующими
изменениями).
7. Организатор
торговли на рынке ценных бумаг
- профессиональный участник рынка
ценных бумаг, предоставляющий
услуги, непосредственно способствующие
заключению гражданско-правовых
сделок с ценными бумагами
между участниками рынка ценных
бумаг. Права и обязанности
данного субъекта регулируются
ст. 9 Закона о РЦБ, а также
Положением о требованиях, предъявляемых
к организаторам торговли на
рынке ценных бумаг (утв. Постановлением
ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. N° 49).
Возможность
совмещения профессиональных видов
деятельности на рынке ценных бумаг
определяется нормативно-правовыми
актами. Например, осуществление деятельности
по ведению реестра не допускает
ее совмещения с другими видами профессиональной
деятельности. Брокерская, дилерская деятельность,
деятельность по управлению ценными бумагами
и депозитарная деятельность могут осуществляться
одной организацией.
1.2
Понятие и цели регулирования рынка ценных
бумаг
Регулирование
рынка ценных бумаг РЦБ – это упорядочение
деятельности на нём всех его участников
и операций между ними со стороны организаций,
уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование
РЦБ охватывает всех его участников:
- эмитентов;
- инвесторов;
- профессиональных фондовых посредников;
- организаций инфраструктуры рынка…
Регулирование участников рынка может
быть внешним и внутренним.
Внешнее
регулирование – это подчинённость деятельности
данной организации нормативным актам
государства, других организаций, международным
соглашениям.
Внутреннее
регулирование – это подчинённость деятельности
данной организации её собственным нормативным
документам: уставу, правилам и другим
внутренним нормативным документам, определяющим
деятельность этой организации в целом,
её подразделений и её работников.
5
Регулирование
РЦБ охватывает все виды деятельности
и все виды операций на нём:
- эмиссионные;
- посреднические;
- инвестиционные;
- спекулятивные;
- залоговые;
- трастовые и т.п.
Регулирование
РЦБ осуществляется органами или организациями,
уполномоченными на выполнение функций
регулирования. С этих позиций различают:
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
6
Регулирование рынка ценных бумаг
обычно имеет следующие цели:
- поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
- в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
- воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке
ценных бумаг включает:
- создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных участников рынка; современный РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
1.2
Принципы регулирования рынка
ценных бумаг
Принципы
регулирования российского РЦБ во
многом зависят от существующих в стране
политических и экономических условий,
но одновременно они должны отражать и
проверенную временем историческую практику
мирового РЦБ.
7
Основные принципы:
1. Разделение
подходов в регулировании отношений
между эмитентом и инвестором,
с одной стороны, и отношений
с участием профессиональных
участников рынка – с другой.
В первой связке регулируются
отношения между владельцем прав
по ценной бумаге и лицом
по ней обязанным; во второй
– отношения, в которых заключаются
и исполняются сделки между
эмитентом и профессиональным
участником, инвестором и профессиональным
участником или между профессиональными
участниками;
2. Выделение
из всех видов ЦБ так называемых
инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются
массово, сериями (траншами) и могут быстро
распространяться и рынок которых может
быть быстро организован. Именно такие
бумаги нуждаются в тщательном регулировании,
поскольку именно такими инструментами
злоумышленники могут нанести большой
ущерб участникам рынка;
3. Максимально
широкое использование процедур
раскрытия информации обо всех
участниках рынка – эмитентах,
крупных инвесторах и профессиональных
участниках. Этим механизмом достигается
возможность получения участниками
рынка информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;
4. Необходимость
обеспечения конкуренции как
механизма объективного повышения
качества услуг и снижения
их стоимости. Этот принцип
реализуется через неприятие
регулятивных документов, делающих
преференции отдельным участникам
рынка. Все субъекты регулирования
имеют равные права перед регулирующими
органами – в нормах не упоминаются
конкретные имена или фирменные
названия;
5. При
Разделении полномочий между
регулирующими органами следует
исходить из того, что нормотворчество
и нормоприменение не должны
совмещаться одним лицом;
6. Обеспечение
гласности нормотворчества, широкое
публичное обсуждение путей решения
проблем рынка. Такой принцип
повышает качество нормотворчества
и его объективность;
7. Соблюдение
принципа преемственности российской
системы регулирования РЦБ имеющей
определённую историю и традиции. Нельзя
не учитывать и всё растущую интеграцию
национального фондового рынка с международным.
Неэффективно начинать строить новую
систему регулирования рынка "с центра
поля", необходимо практически учитывать
опыт мирового рынка, качественно перерабатывать
его и использовать удачные регуляционные
решения. Не следует делать из этого опыта
догмы, т.к. повторение чужих ошибок может
замедлить прогресс в регулировании рынка;
8. Оптимальное
распределение функций регулирования
РЦБ между государственными и негосударственными
органами управления (коммерческими организациями,
общественными организациями).
1.4
Содержание государственного регулирования
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг
Объективная
необходимость государственного регулирования
рыночной экономики вытекает из положений
о несостоятельности рынка, в
частности, в вопросах обеспечения
условий для стабильного и
устойчивого развития экономики
страны в целом, защиты частной собственности,
перераспределения доходов, получаемых
в виде налогов, для решения социально-экономических
проблем и задач обеспечения
безопасности государства.
В условиях
рыночной экономики государство
берет на себя обязательство укреплять
механизмы рынка, решать проблемы, с
которыми рынок не справляется: стимулирование
экономического роста; обеспечение контроля
над инфляцией; осуществление социально-экономической
политики.8
Новая экономическая
реальность предъявляет ряд серьезных
требований к формированию новых
подходов государственной политики
в социально-экономической сфере.
Все преобразования последних 15 лет
актуализируют и объективно обуславливают
высокий уровень государственного
управления в обществе в целом
и менеджмента в сфере бизнеса
в частности. Принимая во внимание данное
положение, государственное регулирование
рынка ценных бумаг как нового
(восстанавливающегося) сегмента экономических
отношений представляется более
чем важным.
9