Рынок ценных бумаг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

А ведь совершенно недавно институт ценных бумаг являлся одним из частноправовых институтов, которые были утрачены в период административного хозяйствования и возродился только благодаря рыночным преобразованиям экономики России в конце 80-х - начале 90-х годов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!! ИТОГ.docx

— 62.01 Кб (Скачать документ)

Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 марта 2001 г. № 6). 3

3. Управляющий  - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, осуществляющий  деятельность по управлению ценными  бумагами. Деятельностью по управлению  ценными бумагами признается  осуществление юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем  от своего имени за вознаграждение  в течение определенного срока  доверительного управления переданными  ему во владение и принадлежащими  другому лицу в интересах этого  лица или указанных этим лицом  третьих лиц:

- ценными  бумагами;

- денежными  средствами, предназначенными для  инвестирования в ценные бумаги;

- денежными  средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления  ценными бумагами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности  управляющего определяются ст. 5 Закона о РЦБ, Положением о доверительном  управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (утв. Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N° 37), а также договором.

4. Клиринговая  организация - профессиональный  участник рынка ценных бумаг,  осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг). Клирингом признается  деятельность по определению  взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по  сделкам с ценными бумагами  и подготовка бухгалтерских документов  по ним) и их зачету по  поставкам ценных бумаг и расчетам  по ним. Порядок осуществления  клиринговой деятельности регламентируется  ст. 6 Закона о РЦБ, а также  Положением о клиринговой деятельности  на рынке ценных бумаг Российской  Федерации (утв. Постановлением  ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 51). 4

5. Депозитарий  - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, осуществляющий  депозитарную деятельность. Депозитарной  деятельностью признается оказание  услуг по хранению сертификатов  ценных бумаг и (или) учету  и переходу прав на ценные  бумаги. Договор между депозитарием  и депонентом, регулирующий их  отношения в процессе депозитарной  деятельности, именуется депозитарным  договором (договором о счете  депо). Порядок осуществления депозитарной  деятельности, права и обязанности  депозитария, условия депозитарного  договора определяются ст. 7 Закона  о РЦБ, а также Положением о депозитарной деятельности (утв. Постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. N° 36.)

6. Держатель  реестра (регистратор) - профессиональный  участник рынка ценных бумаг,  осуществляющий деятельность по  ведению реестра владельцев ценных  бумаг. Под такой деятельностью  понимается сбор, фиксация, обработка,  хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения  реестра владельцев ценных бумаг.  Держателями реестра могут быть  только юридические лица. Реестр  представляет собой список зарегистрированных  владельцев ценных бумаг с  указанием количества, номинальной  стоимости и категории принадлежащих  им именных ценных бумаг, составленный  по состоянию на любую установленную  дату и позволяющий идентифицировать  этих владельцев, количество и  категорию принадлежащих им ценных  бумаг. Договор на ведение реестра  заключается только с одним  юридическим лицом. Регистратор  может вести реестры владельцев  ценных бумаг неограниченного  числа эмитентов. Порядок осуществления  деятельности держателей реестра  регулируется ст. 8 Закона о РЦБ,  а также Положением о ведении  реестра владельцев ценных бумаг  (утв. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N° 27, с последующими  изменениями).

7. Организатор  торговли на рынке ценных бумаг  - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, предоставляющий  услуги, непосредственно способствующие  заключению гражданско-правовых  сделок с ценными бумагами  между участниками рынка ценных  бумаг. Права и обязанности  данного субъекта регулируются  ст. 9 Закона о РЦБ, а также  Положением о требованиях, предъявляемых  к организаторам торговли на  рынке ценных бумаг (утв. Постановлением  ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. N° 49).

Возможность совмещения профессиональных видов  деятельности на рынке ценных бумаг  определяется нормативно-правовыми  актами. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает  ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Брокерская, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность могут осуществляться одной организацией.

1.2 Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг

 

Регулирование рынка ценных бумаг РЦБ – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает всех его участников:

    • эмитентов;
    • инвесторов;
    • профессиональных фондовых посредников;
    • организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может  быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее  регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников. 5 

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

    • эмиссионные;
    • посреднические;
    • инвестиционные;
    • спекулятивные;
    • залоговые;
    • трастовые и т.п.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
    • регулирование со стороны профессиональных участников РЦБ или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
    • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение;  конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. 6

Регулирование рынка ценных бумаг  обычно имеет следующие цели:

    • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
    • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг включает:

    • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
    • отбор профессиональных участников рынка; современный РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
    • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
    • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

1.2 Принципы регулирования рынка ценных бумаг

 

Принципы  регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового РЦБ. 7

Основные принципы:

1. Разделение  подходов в регулировании отношений  между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений  с участием профессиональных  участников рынка – с другой. В первой связке регулируются  отношения между владельцем прав  по ценной бумаге и лицом  по ней обязанным; во второй  – отношения, в которых заключаются  и исполняются сделки между  эмитентом и профессиональным  участником, инвестором и профессиональным  участником или между профессиональными  участниками;

2. Выделение  из всех видов ЦБ так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально  широкое использование процедур  раскрытия информации обо всех  участниках рынка – эмитентах,  крупных инвесторах и профессиональных  участниках. Этим механизмом достигается  возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость  обеспечения конкуренции как  механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через неприятие  регулятивных документов, делающих  преференции отдельным участникам  рынка. Все субъекты регулирования  имеют равные права перед регулирующими  органами – в нормах не упоминаются  конкретные имена или фирменные  названия;

5. При  Разделении полномочий между  регулирующими органами следует  исходить из того, что нормотворчество  и нормоприменение не должны  совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение  гласности нормотворчества, широкое  публичное обсуждение путей решения  проблем рынка. Такой принцип  повышает качество нормотворчества  и его объективность;

7. Соблюдение  принципа преемственности российской  системы регулирования РЦБ имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным.  Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное  распределение функций регулирования  РЦБ между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

 

 

 

 

1.4 Содержание государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  

 

Объективная необходимость государственного регулирования  рыночной экономики вытекает из положений  о несостоятельности рынка, в  частности, в вопросах обеспечения  условий для стабильного и  устойчивого развития экономики  страны в целом, защиты частной собственности, перераспределения доходов, получаемых в виде налогов, для решения социально-экономических  проблем и задач обеспечения  безопасности государства.

В условиях рыночной экономики государство  берет на себя обязательство укреплять  механизмы рынка, решать проблемы, с  которыми рынок не справляется: стимулирование экономического роста; обеспечение контроля над инфляцией; осуществление социально-экономической политики.8

Новая экономическая  реальность предъявляет ряд серьезных  требований к формированию новых  подходов государственной политики в социально-экономической сфере. Все преобразования последних 15 лет  актуализируют и объективно обуславливают  высокий уровень государственного управления в обществе в целом  и менеджмента в сфере бизнеса  в частности. Принимая во внимание данное положение, государственное регулирование  рынка ценных бумаг как нового (восстанавливающегося) сегмента экономических  отношений представляется более  чем важным. 9

Информация о работе Рынок ценных бумаг России