Система арбитражных судов в Российской Федерации. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Система арбитражных судов в Российской Федерации……………………………..4
Понятие арбитражных судов и их системы………………………………………….4
Структура арбитражной системы…………………………………………………….4
История развития экономического правосудия в России…………………………..6

3.1 Коммерческие суды в Российской Империи…………………………………….6

3.2 Государственный арбитраж в СССР……………………………………………..8

3.3 Система арбитражных судов в Российской Федерации………………………..9
Задачи и основные полномочия арбитражных судов………………………………10
Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации………………………14
Подведомственность дел арбитражным судам……………………………………14

1.1 Критерии подведомственности дел арбитражным судам……………………14
Виды подведомственности дел арбитражным судам………………………...21
Основные категории дел, подведомственных арбитражным судам……………..24
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений………………….…………………………..24
Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правонарушений……………………25
Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности……………………………………………………………………27
Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов………………………………………………………………..27
Подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений ………………...28

3 Подсудность дел арбитражным судам…………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………..35
Библиография…………………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Система Арбитражных судов в РФ. Компетенции арбитражных судов в РФ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

   Федеральное Агентство по образованию

   Государственное образовательное учреждение

   Высшего профессионального образования

   «Тверской государственный университет»

   Юридический факультет

   Кафедра Гражданского процесса и правоохранительной деятельности 
 
 
 
 

   Курсовая работа

   «Система арбитражных судов в Российской Федерации. Компетенции арбитражных судов  в Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                         

          Проверил:                                                                                                            

                                         

Тверь, 2005

 

                                   

  Содержание: 
 

  1. Введение………………………………………………………………………………...3
  2. Система арбитражных судов в Российской Федерации……………………………..4
    • Понятие арбитражных  судов и их системы………………………………………….4
  1. Структура арбитражной системы…………………………………………………….4
  2. История развития экономического правосудия в России…………………………..6

             3.1 Коммерческие суды в Российской  Империи…………………………………….6

             3.2 Государственный арбитраж в СССР……………………………………………..8

             3.3 Система арбитражных судов   в Российской Федерации………………………..9

  1. Задачи и основные полномочия арбитражных судов………………………………10
  1. Компетенции арбитражных судов  в Российской Федерации………………………14
  1. Подведомственность дел  арбитражным судам……………………………………14

    1.1 Критерии  подведомственности дел  арбитражным судам……………………14

    1. Виды подведомственности дел  арбитражным судам………………………...21
  1. Основные категории дел, подведомственных  арбитражным судам……………..24
    1. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих       из гражданских правоотношений………………….…………………………..24
    2. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правонарушений……………………25
    3. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций    и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности……………………………………………………………………27
    4. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов………………………………………………………………..27
    5. Подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений ………………...28

      3          Подсудность  дел арбитражным судам…………………………………………….30

  1.  Заключение……………………………………………………………………………..35
  1.  Библиография…………………………………………………………………………..36
 
 

                                                   
 
 
 
 
 

                                                  

                                                Введение. 

    Арбитражные суды, действующие в настоящее  время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

    Замена  системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

    Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, принятие 21 октября первой части нового Гражданского кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового Закона «Об арбитражных судах» в Российской Федерации и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов, и процессуальную форму их деятельности.

    Я считаю данную тему актуальной, так  как сегодня Россия находится  на этапе вступления в новую фазу рыночных отношений, поэтому существование арбитражных судов играет огромную роль в этом процессе.

    В работе ставилась задача ознакомиться с системой арбитражных судов, со всем кругом споров, подведомственных им, а также с подсудностью дел  арбитражным судам.

Система арбитражных судов  в Российской Федерации

Понятие арбитражных судов  и их системы

    Арбитражные суды представляют собой особую разновидность  судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических  споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

    Длительное  время арбитражные суды рассматривались  в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебно-арбитражной практике, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г. N 33 по конкретному делу, отменяющем за неподведомственностью решение одного из арбитражных судов, было отмечено, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т. е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью1.

    После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового АПК и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам. Кроме того, усложнился и дифференцировался процессуальный порядок рассмотрения подведомственных арбитражным судам дел.

Структура арбитражной системы

    Конституция РФ и Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" относят арбитражные  суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов: Конституционного, общей юрисдикции и субъектов Федерации.

    Так, система арбитражных судов установлена  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами "О судебной системе  в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Арбитражный процесс основывается на соблюдении установленных федеральными законами правил судопроизводства, содержащихся в АПК и других федеральных законах, в частности в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ. Судебные постановления арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статус судей арбитражных судов закреплен законодательно в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.

    Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее  время:

  1. Высший Арбитражный Суд РФ;
  2. федеральные арбитражные суды округов;
  3. арбитражный апелляционный суд;
  4. арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражный суд субъекта РФ).

    Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений (ст. 127 Конституции РФ).

    Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных  судов субъектов РФ, принятых ими  в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений (их состав определяется ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

    В субъектах РФ действуют арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях  нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

История развития экономического правосудия в России

Коммерческие  суды в Российской Империи

    Развитие  системы хозяйственной юрисдикции, завершившееся преобразованием  органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления в России независимой и эффективной судебной власти. История свидетельствует о возможностях разновариантного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности. Во многих странах хозяйственные споры разрешаются в рамках общей судебной системы, либо с помощью квазисудебных органов, либо специализированными судами (например, по спорам в сфере финансовых, налоговых отношений).

Информация о работе Система арбитражных судов в Российской Федерации. Компетенции арбитражных судов в Российской Федерации