Система налогообложения Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ системы федерального налогообложения Российской Федерации.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
изучить систему налогов РФ;
рассмотреть функции и значение налогообложения РФ;
определить понятие, сущность и место федерального налогообложения;
дать характеристику видам федеральных налогов;
проанализировать динамику федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система налогов Российской Федерации…………………………….6
1.2. Функции и значение налогообложения Российской Федерации….15

ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЛОГОБЛАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Понятие, сущность и место федерального налогообложения…..…23
2.2. Виды и характеристика федеральных налогов..................................27
2.3. Анализ динамики федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................41

Работа состоит из  1 файл

Система налогообложения Российской Федерации.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

Статус платежа нередко  на практике приводит к уклонению  от его уплаты, а также к значительной разнице в уровне и размерах платежей при фактически равных исходных позициях плательщиков (особенно по платежам за загрязнение окружающей среды).

Статус налога в настоящее  время позволяет использовать достаточно отработанные приемы налогового администрирования. Этим обеспечивается фискальное назначение налогов, а также их регулирующая роль, которая могла бы иметь большое значение в деле решения экологических проблем и рациональном использовании лесных угодий (в частности, речь идет об экологическом и лесном налогах).

К неналоговым платежам федерального значения относятся:

  • таможенные пошлины;
  • Федеральные лицензионные сборы за право осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
  • Платежи за загрязнение окружающей среды.

 Налоговая система  РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков – юридических  и физических лиц.

В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральные налоги взимаются  по всей территории России13.

2.2. Виды и  характеристика федеральных налогов

 

Под федеральными налогами и сборами понимают те, которые  установлены статьёй 13 Налогового Кодекса, и которые обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Если рассматривать систему федеральных налогов  и сборов с точки зрения отнесения отдельных из них к группе налогов, которые уплачивают предприятия, то можно выделить следующие из них: НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль организаций, водный налог, государственную пошлину.

Из вышеизложенной группы можно выделить следующую подгруппу: налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (НДС и акцизы).

Налог на добавленную стоимость  является косвенным налогом и занимает ведущее место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Так, в федеральном бюджете на 2008г. в общей сумме налоговых доходов (2071384,5 млн. руб.) НДС составлял 988368,2 млн. руб., или 47,7% всех налоговых доходов федерального бюджета. В составе доходов федерального бюджета на 2009г. в сумме 3326041,1 млн. руб. общая сумма НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и на товары, ввозимые на территорию РФ, составила 1120751,3 млн. руб., по сравнению с 2008г. больше почти на 140 млрд. руб.14

Налогоплательщиками НДС  в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения  НДС признаются следующие операции: реализация товаров на территории РФ, передача на территории РФ товаров  для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

 Налоговая база  при реализации налогоплательщиком  товаров определяется как стоимость  этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов и без включения в них налога и налога с продаж.

Налоговые ставки установлены  в размере 0, 10 и 18% от соответствующей  налоговой базы. Налоговая ставка 0% применяется к товарам и работам непосредственно связанных с режимом экспорта, транзитом товаров через территорию РФ, работ выполняемых в космическом пространстве и т. д. Ставка10% применяется при реализации определенного вида продовольственных товаров, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров. По налоговой ставке 18% осуществляется налогообложение товаров, не указанных в вышеизложенных пунктах.15

Акцизы. Акциз является косвенным налогом. В федеральном бюджете на 2009 г. сумма акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составляет 78 595,7 млн. руб., в том числе акцизы: на табачную продукцию — 28 428,7 млн. руб.; на автомобильный бензин — 33 263 млн. руб.; на спирт этиловый из всех видов сырья — 4893,5 млн. руб.; на спиртосодержащую продукцию — 303,5 млн. руб.; на дизельное топливо — 10 427,7 млн. руб.; на моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 998,9 млн. руб.; автомобили легковые и мотоциклы — 280,4 млн. руб. Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, в федеральном бюджете на 2009г. составляет 6210,0 млн. руб.16

В соответствии со ст. 179 гл. 22 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Вышеуказанные организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ (гл. 22).

Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (с объемной долей этилового спирта более 1,5%); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; прямогонный бензин17.

Объектом налогообложения  признаются операции с подакцизными товарами. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в зависимости от применяемых в отношении этих товаров и сырья налоговых ставок. Налоговые ставки определены по каждому виду подакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Преимущественно ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения (специфические ставки).

 Налог, уплачиваемый  из чистой прибыли -  налог  на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Налог на прибыль организаций  занимает скромное место в объеме налоговых доходов, поступающих  в федеральный бюджет. Так, в федеральном бюджете на 2008г. налоговые доходы составляли 2 071 384,5 млн. руб. (или 75,9% всех доходов федерального бюджета), из них налог на прибыль организаций составлял 164 587,4 млн. руб. (7,94% всей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет). В федеральном бюджете на 2009г. сумма налога на прибыль организаций составляет 259 003,3 млн. руб., она увеличилась по сравнению с 2008г. на 94 415,9 млн. руб.18

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль организаций  признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. В частности, в этой главе для нахождения прибыли определены: доход от реализации, внереализационный доход, доходы не учитываемые при определении налоговой базы, расходы, расходы связанные с производством и реализацией, прочие расходы, амортизация имущества.

Налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка  устанавливается  в размере 24%. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный  бюджет; сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ19.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты  субъектов РФ, законами субъектов  РФ может быть понижена для отдельных  категорий налогоплательщиков. При  этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

 К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным  в виде дивидендов, применяются  следующие ставки:

1)  9% — по доходам,  полученным в виде дивидендов  от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ;

2)  15% — по доходам,  полученным в виде дивидендов  от российских организаций иностранными  организациями, а также по доходам,  полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Единый социальный налог является одним из налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет.

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты.

Объектом налогообложения  для налогоплательщиков, начисляемые  налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Также объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в пункте 2, приведенном выше, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов.20

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками  в пользу физических лиц, а также  как сумма доходов, полученных налогоплательщиками  от предпринимательской или иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков (работодателей) — организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями  применяется ставка 26%. Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется налоговая ставка 20%. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов применяют ставки в 10 и 8%21.

Водный налог –  налог, относимый на себестоимость  продукции. Уплата водного налога осуществляется налогоплательщиками в соответствии с положениями гл. 25.2 НК РФ и нормативными актами Минфина России и Федеральной налоговой службы.

Налогоплательщиками  водного налога признаются организации  и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование  в соответствии с законодательством  РФ.

 Объектами налогообложения  водным налогом признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акваторий водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

При заборе воды налоговая  база определяется как объем воды, забранной из водного объекта  за налоговый период.

При использовании акватории  водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая  база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование.

При использовании водных объектов без забора воды для целей  гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в  плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки устанавливаются  по бассейнам рек, озер, морей и  экономическим районам в рублях за 1 тыс. м3   забранной воды, в тыс. рублях в год за 1км2 используемой акватории, в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии произведённой гидроэлектростанцией, в рублях за 1 тыс. м3 сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100км сплава.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта22.

Государственная пошлина  уплачивается предприятиями (организациями) при обращении в суды, арбитраж, нотариальные конторы и иные государственные  органы, уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическое значение.

В частности, в суде и  арбитражном суде государственная  пошлина взимается:

1) с подаваемых в  суд исковых заявлений; заявлений  по преддоговорным спорам; заявлений  (жалоб) по делам особого производства и кассационных жалоб;

2)  за выдачу судом  копий (дубликатов) документов;

3) с подаваемых в  арбитражный суд исковых заявлений  имущественного характера; исковых  заявлений по спорам, возникающим  при заключении, изменении или расторжении договоров (контрактов); исковых заявлений неимущественного характера (в том числе о признании недействительными актов государственных и иных органов, о признании предприятий несостоятельными (банкротами) и т. д.).

Информация о работе Система налогообложения Российской федерации