Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа
Специальные налоговые режимы как способ создания особых условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков не являются совершенно новыми в налоговой истории России. Однако только недавно стала применяться впервые форма их комплексного регулирования в обособленном виде в Налоговом кодексе РФ, в статье 18 которого дается перечень специальных налоговых режимов.
Введение
Специальные
налоговые режимы как способ создания
особых условий налогообложения
для отдельных категорий
Потребность
в таких режимах предопределена
необходимостью учета в целях
налогообложения специфики
Факт
установления законодательством о
налогах и сборах специальных
налоговых режимов требует
Как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей имеется потребность в выявлении правовых характеристик специальных налоговых режимов, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей. Такая потребность возрастает в силу наличия нерешенных вопросов в регулировании указанных режимов и усложненного порядка их применения.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии
со статьей 18 НК РФ в данный момент в
Российской Федерации установлены
следующие специальные
1) система
налогообложения для
2) упрощенная система налогообложения;
3) система
налогообложения в виде
4) система
налогообложения при
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.1 Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.
Для применения к таким соглашениям данного режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям2:
было заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 указанного ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;
при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст. 8 ФЗ, доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой продукции;
предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Глава 1. Соглашения о разделе продукции как система налогообложения
1.1. Место и роль специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации
Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако, по мнению авторов статьи, в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.
Экономическое развитие большинства стран к концу XX в. столкнулось с рядом серьезных трудностей, и одним из приоритетных направлений выхода из сложившейся ситуации явилось расширение сферы и масштабов деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику и технологию.3
Необходимость адекватной реакции на изменения рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса и выход на первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности малых предприятий может быть реализована лишь через налоговую политику, которая учитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.
С началом
экономических реформ в России на
малое предпринимательство
До начала
реформ основное внимание при реализации
налоговой политики в Российской
Федерации уделялось фискальной
функции. Реформирование налогового законодательства,
начатое в 1991 г., было направлено на
уменьшение избыточной ориентированности
на фискальную функцию, с переориентацией
на функцию стимулирования роста
конкурентоспособности бизнеса, выражающейся
в необходимости повышения
Однако наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.
Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.
Общий режим
налогообложения предполагает уплату
налогоплательщиками
Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.
Специальные налоговые режимы получили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.
Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.
1.2. Правовые основы соглашений о разделе продукции в Российской Федерации
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции определена главой 26.4 НК РФ и относится к специальному налоговому режиму, которым, согласно статье 18 НК РФ, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Используется этот налоговый режим хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в добывающей промышленности при освоении месторождений полезных ископаемых.
Существующее российское законодательство предусматривает для хозяйствующих субъектов, осуществляющих разработку и освоение месторождений полезных ископаемых два возможных варианта налогообложения:
· действующая налоговая система;
· специальный налоговый режим – соглашение о разделе продукции (далее - СРП).
Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс.4
В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлены правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления иностранных и отечественных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»:
«Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск».
Соглашение о разделе продукции определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». В свою очередь, условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
Сторонами соглашения являются:
· Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;
· инвесторы, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. К инвесторам относятся юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица (если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению).