Система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Специальные налоговые режимы как способ создания особых условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков не являются совершенно новыми в налоговой истории России. Однако только недавно стала применяться впервые форма их комплексного регулирования в обособленном виде в Налоговом кодексе РФ, в статье 18 которого дается перечень специальных налоговых режимов.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 27.94 Кб (Скачать документ)

Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» предусмотрены два варианта раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Это так называемый «традиционный раздел», предусматривающий три уровня раздела продукции и «прямой раздел», в котором отсутствует стадия выделения компенсационной продукции. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции и не допускает переход с одного способа на другой, а также замену одного способа раздела продукции другим.

Заключение  соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела  продукции должно быть предусмотрено  условиями аукциона.

 

 

1.3. Налоги и платежи при исполнении соглашений о разделе продукции

 

Как уже  было отмечено, при выполнении соглашений о разделе продукции применяется  особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный  НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах  и сборах (ст. 13 Закона № 225_ФЗ).

Важно отметить, что ранее действующей редакцией  Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" был предусмотрен перечень налогов и платежей, подлежащих уплате инвестором при выполнении соглашения о разделе продукции, который находился в прямой зависимости от избранной сторонами соглашения варианта раздела продукции.

Так, инвестор осуществлявший свою деятельность согласно схеме традиционного раздела произведенной продукции, был обязан уплачивать следующие налоги, установленные законодательством Российской Федерации:

налог на прибыль;

единый  социальный налог (взнос);

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

платежи за пользование недрами.

Применяя  схему прямого раздела произведенной  продукции, инвестор освобождался от взимания всех федеральных налогов и сборов, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за исключением  единого социального налога (взноса). Кроме того, инвестор освобождался от взимания региональных и местных  налогов и сборов, установленных  в соответствии с НК РФ. Взимание указанных налогов и сборов заменялось разделом продукции на условиях соглашения.

В настоящее  время главой 26.4 НК РФ установлен специальный  налоговый режим, применяемый при  выполнении соглашений о разделе  продукции, которые заключены в  соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и отвечают следующим условиям:

соглашения  заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования  недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона 225_ФЗ, и признания аукциона не состоявшимся;

при выполнении соглашений, в которых применяется  порядок раздела продукции, установленный  п. 2 ст. 8 Закона № 225_ФЗ (прямой раздел произведенной  продукции), доля государства в общем  объеме произведенной продукции  составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;

соглашения  предусматривают увеличение доли государства  в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора  при выполнении соглашения. При этом показатели инвестиционной эффективности  устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Законом № 225_ФЗ (далее - налогоплательщики).

Следует отметить, что налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции оператору, с его согласия. Оператор осуществляет в соответствии с НК РФ предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции, обязан представить  в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

соглашение  о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования  участком недр на иных условиях, чем  раздел продукции, в соответствии с  Законом РФ "О недрах" и о  признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Установленный главой 26.4 НК РФ специальный налоговый  режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена главой 26.4 НК РФ. Как и ранее перечень налогов и сборов, подлежащих уплате инвестором при выполнении соглашения о разделе продукции, находится в прямой зависимости от избранной сторонами соглашения схемы раздела продукции.

При традиционном разделе произведенной продукции  инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

единый  социальный налог;

налог на добычу полезных ископаемых;

платежи за пользование природными ресурсами;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

плату за пользование водными объектами;

государственную пошлину;

таможенные  сборы;

земельный налог;

акциз, за исключением акциза на подакцизное  минеральное сырье, предусмотренного подп. 1 п. 2 ст. 181 НК РФ [в настоящее время это природный газ, причем для целей налогообложения отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки рассматриваются как природный газ].

Кроме того, суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого  социального налога, платежей за пользование  природными ресурсами, платы за пользование  водными объектами, государственной  пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы  платы за негативное воздействие  на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями  статей 346.38 и 346.39 НК РФ.

Инвестор  не уплачивает налог на имущество  организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов  и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и  используются исключительно для  осуществления деятельности, предусмотренной  соглашениями. Однако в том случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных  с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество  организаций в общеустановленном  порядке.

Инвестор  не уплачивает также транспортный налог  в отношении принадлежащих ему  транспортных средств (за исключением  легковых автомобилей), используемых исключительно  для целей соглашения.

При использовании  транспортных средств не для целей  соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном  порядке.

Перечень  документов, при предоставлении которых  в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанных налогов, определяется Правительством РФ (в  настоящее время указанный перечень документов не определен).

При прямом разделе произведенной продукции  инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

единый  социальный налог;

государственную пошлину;

таможенные  сборы;

налог на добавленную стоимость;

плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В настоящее  время, независимо от выбранной схемы  раздела произведенной продукции, инвестор по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или  представительного органа местного самоуправления освобождается от уплаты региональных и местных налогов  и сборов (пункты 7, 8 ст. 346.35 НК РФ).

В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов  государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора  от уплаты региональных и местных  налогов и сборов, затраты инвестора  по уплате указанных налогов и  сборов подлежат возмещению инвестору  за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную  сумме фактически уплаченных налогов и сборов.

Кроме того, независимо от предусмотренной соглашением  схемы раздела продукции освобождаются  от уплаты таможенной пошлины товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ  по соглашению, предусмотренных программами  работ и сметами расходов, утвержденными  в установленном соглашением, а  также продукция, произведенная  в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции и вывозимая  с таможенной территории Российской Федерации. Перечень документов, при предоставлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством РФ (в настоящее время он не определен).

Завершая  рассмотрение общих положений системы  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, необходимо отметить ряд стабилизационных (налоговых) норм, предусмотренных главой 26.4 НК РФ.

1. Специальный  налоговый режим при выполнении  соглашений о разделе продукции,  установленный главой 26.4 НК РФ, применяется  в течение всего срока действия  соглашения о разделе продукции.

2. При  выполнении соглашения объект  налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка  и порядок исчисления налога  в отношении указанных выше  налогов определяются с учетом  особенностей, предусмотренных положениями  главы 26.4 НК РФ, действующими на  дату вступления соглашения в  силу. Однако при изменении в  течение срока действия соглашения о разделе продукции наименований каких-либо из указанных в НК РФ налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении соглашения с новым наименованием.

В случае изменения в течение срока  действия соглашения порядка уплаты налогов и сборов, а также изменения  форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога (элементов обложения сбора) уплата налогов и сборов, а также  представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим  законодательством о налогах  и сборах. При изменении в течение срока действия соглашения налоговой ставки налога на добавленную стоимость исчисление и уплата указанного налога осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с главой 21 НК РФ.

3. При  выполнении соглашений, заключенных  до вступления в силу Закона  № 225_ФЗ, применяются условия освобождения  от уплаты налогов, сборов и  иных обязательных платежей, а  также порядок исчисления, уплаты  и возврата (возмещения) уплачиваемых  налогов, сборов и иных обязательных  платежей, которые предусмотрены  указанными соглашениями. В случае  несоответствия положений НК  РФ и (или) иных актов законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах, актов законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах, нормативных  правовых актов представительных  органов местного самоуправления  о налогах и сборах условиям  указанных соглашений применяются  условия таких соглашений.

 

1Налоговое право (серия "Краткий курс"), стр.183. Викторова Н.Г., Харченко Г.П. Санкт-Петербург, издательство "Питер", 2008. ISBN 978-5-469-01177-4

2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ, часть 2. Статья 346.35

3 Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение/ Е. Н. Евстигнеев. -СПб.: Питер, 2007. - с.198

4 Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М.:ИНФРА-М, 2004, с. 225


Информация о работе Система налогообложения