Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:44, реферат
В современном мире налоги играют огромную роль, их ставки и методы исчисления давно уже стали предметом широкого обсуждения, ключевым пунктом предвыборной борьбы политиков и владельцев огромных капиталов во всех экономически развитых странах. В нашей стране, где современная налоговая система сформирована сравнительно недавно, в начале 90-х, и подвергается практически ежегодно значительным изменениям, только набирает силу процесс определения места в экономике российской налоговой системы.
Введение
Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Виды, специфика и характеристика налогов
Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа
Заключение
Литература
Оглавление
Введение
Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Виды, специфика и характеристика налогов
Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа
Заключение
Литература
Введение
В современном мире налоги играют огромную роль, их ставки и методы исчисления давно уже стали предметом широкого обсуждения, ключевым пунктом предвыборной борьбы политиков и владельцев огромных капиталов во всех экономически развитых странах. В нашей стране, где современная налоговая система сформирована сравнительно недавно, в начале 90-х, и подвергается практически ежегодно значительным изменениям, только набирает силу процесс определения места в экономике российской налоговой системы.
Налогообложение
как объект статистики имеет свои
особенности, которые связаны с
нарастающими итогами в отчетности,
с наличием инфляционной составляющей
в ней и действием
Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Налоги представляют
собой обязательные и безвозмездные
сборы (изъятие средств), взимаемые
государственными органами всех уровней
с физических и юридических лиц
по ставкам, установленным в
Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги — это плата за цивилизацию.
Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723 — 1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).И по сей день актуальны следующие принципы:
- справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами государства соразмерно с их доходами и необходимостью;
- определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщикам;
- удобства, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам;
- экономии, заключающиеся в сокращении издержек процесса взимания налога, в рационализации и модернизации системы налогообложения.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.
В настоящее
время налоговые ресурсы
В начале 80-х годов получила признание бюджетная концепция Артура Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией, построенной на базе анализа таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уровень будет превышен, рост налоговой ставки приводит не к увеличению, а к сокращению доходов в бюджет (так называемая «кривая Лэффера»), так как субъекты налогообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности сокращение инициативы, а следовательно, и развития производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.
Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы достигаются главным образом проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного и прочих налогов в статике и динамике с элементами прогноза.
Таким образом,
основные задачи государства в области
совершенствования налоговой
- создание
системы оптимального
- демонополизация
производства во всех отраслях
(секторах) экономики и формирование
цивилизованных форм
- создание
эффективной налоговой системы
в направлении не только
В соответствии
с законодательством Российской
Федерации объектами
- прибыль (доход)
физических и юридических лиц,
т.е. всех групп
- стоимость
определенных товаров (
- добавленная
стоимость товаров, которая
- некоторые виды имущества физических и юридических лиц;
- процесс передачи
имущества (дарение, продажа,
- операции с ценными бумагами;
- некоторые операции, осуществляемые банковскими учреждениями и
другими финансовыми организациями;
- другие виды
деятельности и объекты,
Все денежные ресурсы, поступившие в виде налоговых платежей, включаются в бюджетную систему государства, а также в оборот внебюджетных фондов.
Рассмотрим
основные понятия, которые используются
в процессе осуществления социально-
База налогообложения. Для взимания налогов, пошлин и сборов необходимо осуществить три операции:
- определить налоговую базу;
- установить величину или ставку налога;
- организовать его уплату.
Определение базы налогообложения — первый шаг в деятельности налоговых служб. При этом устанавливаются налоговая повинность и базовая стоимостная величина, подлежащая налогообложению. Налоговая повинность предполагает прежде всего существование объекта налогообложения.
Объект налогообложения — физические или юридические институциональные единицы, которые выплачивают налоги. Налогами облагаются:
- физические лица, выплачивающие так называемые подушные налоги;
- доход — при подоходном налоге;
- прибыль — при налоге на компании;
- капитал — при налоге на наследство;
- расход — при налоге с оборота.
Однако для юридического обоснования налоговой повинности недостаточно только определить объект налогообложения, необходимо наличие налогообразующего события.
Налогообразующее (налоговое) событие — это ситуация или событие, влекущее за собой требование уплаты налогов (например, переход имущества в наследство, поставка товара или инкассация денег, уплаченных за товар).
Если налоговая
повинность установлена, налоговая
служба должна оценить объект налогообложения.
Это задача социально-экономического
статистического анализа, требующая
определения стоимости
Для того чтобы налогооблагаемые объекты могли полностью и вовремя уплатить свои налоги, они должны получить налоговое извещение — документ, направляемый налогоплательщику налоговыми органами, с указанием суммы и условий востребуемости налогов.
В отношении местных налогов уточняются доля коммунальных, муниципальных, районных налогов, а также размер платежей некоторым профессиональным организациям, например торговой палате или профобъединению.
Извещение содержит срок уплаты налога, т.е. дату вручения налогового документа налогоплательщику, дату требования к оплате и дату, с которой начнется начисление пени, а также номер счета, на который следует перечислить налог, номер счета налогоплательщика; реквизиты налоговой инспекции, где можно получить все разъяснения и сведения о базе налогообложения и расчете налога. Извещение должно быть приложено к любой претензии или жалобе налогоплательщика или налог
Виды, специфика и характеристика налогов
Налоги классифицируются по нескольким аспектам в зависимости от выполняемых ими функций, различий в возникновении налогового события, специфики базы налогообложения, а также объектов налогообложения.
1. С социальной и технической точки зрения налоги делятся на:
- персональные,
устанавливаемые в зависимости
от уровня платежеспособности
налогооблагаемой физической
- реальные, возникающие
в момент совершения акта
- прогрессивные,
начисляемые с конкретного
- пропорциональные;
- фиксированные.
2. С экономической
точки зрения налоги
Прямые налоги
непосредственно взимаются с
доходов или имущества
Прямые реальные
налоги взимаются с отдельных
видов имущества
Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднение. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от оборота капиталов, налог на сверхприбыль, поимущественный налог.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу. Собственник товара или лицо, предоставляющее услуги, является сборщиком налога, так как конечным его плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги.
Теоретически если от прямого налога уклониться нельзя, то от косвенного можно — путем отказа от приобретения товара или услуги.
С точки зрения
социально-экономической
Ставки косвенного налогообложения могут быть твердыми и долевыми. При твердой ставке налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги; при долевой (чаще процентной) ставке налог берется в определенной доле к цене товара.
Более выгодны для фискальных целей, т.е. для активной части бюджета, долевые налоговые ставки, так как увеличение цены товара автоматически ведет к увеличению размера налога.
Поступления в бюджет от косвенных налогов могут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы и повышения налоговых ставок. Помимо фискальных задач косвенные налоги играют регулирующую и структурирующую роль в экономике, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей, секторов экономики. Особенно эффективными для этих целей являются налог с оборота, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.
3. С точки
зрения государственных (
Федеральные налоги служат источником финансирования не только федерального бюджета, но и бюджетов всех уровней. Один из основных федеральных налогов — налог на добавленную стоимость Ндс — косвенный налог на потребление.