Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:03, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Налоговая система РФ
1.1 Экономическая сущность налогов ……………………………….…..…..5
1.2 Структура и классификация налогов …………………………….….…13
1.3 Виды налога ……………………………………………………….……...19
Глава 2. Роль и значение системы налогов и сборов РФ
2.1 Элементы и способы взимания налога ……………………………….... 28
2.2 Функции налоговой системы ………………………………………….…34
Глава 3. Противоречия и недостатки налоговой системы РФ
3.1 Основные недостатки и противоречия действующей системы налогообложения в России, и пути их реформирования ……..…………..38
Заключение ……………………………………………………………...……42
Список использованной литературы ……………………………………….44
Приложения………………………………………………………………..….45
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» дается следующее понятие налога: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами». В этом же законе дается определение и налоговой системы: «Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему». Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги».
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. «Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами».
По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:
Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:
Возглавляет налоговую
систему Государственная
Лично мое мнение по этому вопросу: налоговая система в РФ не совершенна, т.к. допускает (краевые, районные) корректировки, которые действуют не в пользу предпринимателей и не учитывают местные условия и местные доходы. Суммы доходов предпринимателей зависят от доходов местного населения, а доходы населения периферии очень отличаются от доходов центральных округов, на которые ориентируется наше правительство в своих постановлениях. Доход предпринимателя в Москве и в Перми абсолютно разный, а налог они платят одинаковый, да еще к тому же, местные власти вносят корректировки в пользу своего местного бюджета.
1.2 Структура и классификация налогов
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. N 2118 - 1. К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.
Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).
6. Налоговая система
должна обеспечивать
Современная налоговая система включает различные виды налогов. При большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.
Современная теория налогообложения и в особенности теория классификации налогов решает следующие вопросы:
По механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.
Как известно, раньше в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные применялись три критерия: по платежеспособности, способу обложения и взимания и по признаку переложения. Сегодня, в современных условиях эти критерии для принятия эффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны.
Вся совокупность налогов, пошлин и других платежей сгруппирована по 12 признакам, но, видимо, это еще не предел.
Различия в налогах
зависят также от характера облагаемых
доходов и расходов. Природа этих
доходов и расходов, следовательно,
тоже может стать признаком
Различаются налоги и в зависимости от того, кто их взимает и в какой бюджет они поступают, какое целевое назначение имеют. В силу этих причин налоги, соответственно, подразделяются на государственные и местные, общие и специальные. При всей важности указанных критериев и признаков при классификации налогов в финансово-аналитической практике до сих пор применяется деление всей совокупности налогов на две группы: прямые и косвенные.
Деление налогов на прямые и косвенные продолжалось довольно длительное время. Оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против». Так, например, сторонники прямого обложения И.Х. Озеров и М.И. Фридман еще в 20-х годах XX века писали: «По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые налоги имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства»4.
Аргументы сторонников косвенного налогообложения более четко обосновали русские финансисты М.Н. Соболев и Л.В. Ходский. М.Н. Соболев, например, говорит о трех сторонах – преимуществах косвенного обложения:
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от
слова кадастр - таблица, справочник)
когда объект налога
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации.
Декларация - документ, в котором
плательщик налога приводит
3) у источника. Этот
налог вносится лицом
Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.
Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Информация о работе Современна налоговая система, её достоинства и недостатки