Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 158.22 Кб (Скачать документ)

Кроме вышеуказанных  в течение 2001 – 2005 годов были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере:

- расширена  база налогообложения действующих  платежей в бюджет посредством  сокращения льгот по налоговым  платежам как индивидуального,  так и категориального характера;

- снижены  ставки налога на прибыль с  30% до 24%, единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 % (с 2002 года) до 2 %, налога на добавленную стоимость с 20 % (с 2003 года) до 18 %;

- вместо  взимания налога на приобретение  бензина и дизельного топлива  и налога с продаж автомобильного  топлива увеличены на эквивалентную  сумму акцизы на автомобильное  топливо;

- отменены  сборы на формирование местных  целевых бюджетных жилищно-инвестиционных  фондов и на финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда,  в результате чего общая ставка  целевых платежей с выручки  уменьшена с 3,9 % до 3 %;

- отменены  сборы с физических лиц в  пунктах пропуска при пересечении  ими государственной границы Республики Беларусь.

В результате данных преобразований на начало 2006 года сформировалась новая структура  налогообложения.

Нельзя  не упомянуть об уровне налоговой  нагрузке на экономику. Приведена (таблица 1).

 

 

Таблица1. Налоговая нагрузка за 2005-2006 г.

Показатель

2005 г.

2006 г.

Отклонение(+/-)

Уровень централизации  с учетом отчислений   ФСЗН, % к  ВВП

48,4

48,3

0,1

Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, % к ВВП

43,7

42,8

-0,9

Косвенные налоги, % к ВВП

18,9

17,8

-1,1

Прямые налоги, % к ВВП

9,5

9,2

-0,3

Смешанные налоги, % к ВВП

3,7

4,1

0,4

Отчисления в  ФСЗН, % к ВВП

11,6

11,7

0,1

 

Источник : (Налоги и налогообложение. Учебник Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь.С 46)

  

 

Вывод: величина налоговой нагрузки в Республике Беларусь на протяжении формирования налоговой системы была высокой, но несмотря на проделанную работу по облегчению, по итогам 2005-2006 года она не особо снизилась это говорит лишь о том, что необходимо как можно больше было делать упор на изменение налогового законодательства и упрощения в целом налоговой политики. И уже в 2006 году работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы приобрела более активный характер.

Третий этап. Была принята «Программа социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы». Основной задачей, являлось выработка предложений стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности налоговой системы, исключении множественности документов в сфере налогообложения, а также включающие реальные меры по упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на экономику.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства были направлены на упрощение как  налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также  на решение проблемных вопросов налогообложения  с учетом результатов практического  применения норм налогового законодательства.

В результате количество нормативных правовых актов  Министерства по налогам и сборам Беларуси сокращено на 87.

С 2007 года были отменены два налога на фонд заработной платы:

- чрезвычайный  налог;

- отчисления  в государственный фонд содействия  занятости 

Которые взимались  единым платежом в размере 3% от фонда  заработной платы. Также были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. Сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья (включен в состав экологического налога). Упрощен порядок взимания экологического налога, отменено взимание акцизов на ювелирные изделия.

В апреля 2007 г.был  принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки  и улучшение материального положения  многодетных семей и семей, воспитывающих  детей-инвалидов. Указом предусмотрено  предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному  налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

Был принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»:

  • Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Налоговой базой является валовая выручка, а ставка составляет 2 %.
  • Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.
  • Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных

физических  лиц. Базовые ставки этого налога установлены в евро за месяц 

осуществления деятельности.

  Существенно расширены условия применения упрощенной системы налогообложения.

С 2008 года в Республике Беларусь был реализован комплекс мер по совершенствованию и упрощению налоговой системы, снижению фискального давления на экономику и усилению стимулирующей функции налогообложения. Отменены налог с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.

Кроме того, снижен размер ставки подоходного налога с 20 % до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту основной работы.

Сокращена периодичность преставления налоговых  декларации и сроков уплаты отдельных  налоговых налогов, существенно  упрощены процедуры налогового администрирования. Для стимулирования предпринимательской  деятельности в сельской местности, малых и средних городских  поселениях предоставлены широкомасштабные налоговые льготы.

  Таким  образом, можно всё проанализировать и сказать, что за прошедшие 16 лет произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счет объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения.

Благодаря проведённым реформам в налоговой системе с 2003 по 2006 годы, количество налогов по сравнению с начальным, существенно сократилось и составило 23 в том числе (19 республиканских и 4 местных). Также по данным Министерства по Налогам и Сборам в нашей стране было отменено 12 платежей в бюджет, в том числе 5 платежей в 2008 году. Однако наша налоговая система оставалась всё ещё далёкой от систем зарубежных стран. И перед государством стала задача построить максимально простую и понятную налоговую систему, которая соответствовала бы стандартам развитых стран с учётом специфики национальной экономической модели.

Поэтому с 2009 по 2010 года начался процесс особого реформирования, а правильнее сказать совершенствования налоговой системы.

С 2009 года изменения в налоговой системе еще более значительны. Была введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. К данной системе было подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов). Введена единая ставка подоходного налога в размере 12 %, в связи, с чем было отменено совокупное декларирование доходов физическими лицами. Была усовершенствована упрощенная система налогообложения.

С 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 % до 1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 % до 3 % ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Реализация данных мероприятий позволила в 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП.

В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса  мероприятий по дальнейшему упрощению  налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов  и сборов.

По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного  назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих  товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.

По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого  имущества; исключена необходимость  подачи плательщиками уточненных налоговых  деклараций (расчетов) за прошлые налоговые  периоды. А также ставка НДС снизилась с 20 % до 18 %

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития