Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Целью данной научной работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего исследования:
Изучение содержания, принципов построения и изменения налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 6
Экономическая сущность налогов и их функции.Классификация налогов. 6
1.2История возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь. 10
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 15
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь. 15
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и пути их решения. 29
2.3 Совершенствование налоговой системы в 2011году. 30
2.4 Сравнительный анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь. 36
2.5 Изменение налоговой нагрузки за 2011год. 40
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение предприятий.docx

— 158.22 Кб (Скачать документ)

 

Изменения для индивидуальных предпринимателей

 

Произошли изменения  в отношении налогообложения  малого бизнеса. Например, в применении упрощенной системы налогообложения (УСН). Так, при реализации организациями и индивидуальными предпринимателями услуг за пределы Республики Беларусь установлена ставка 3 %. Ранее такая ставка применялась исключительно при реализации товара. В Налоговом кодексе на    8 % (с Br 1,09 млрд. до Br 1,1772 млрд.) увеличены критерии выручки, используемые при переходе и применении этого особого режима налогообложения. В качестве наиболее существенных перемен можно отметить изменения в порядке расчета доплаты единого налога. Во-первых, критерий выручки, при превышении которого исчисляется доплата налога, увеличился с 20-кратного до 30-кратного размера единого налога, уплаченного за календарный месяц. Во-вторых, 30-кратный размер единого налога будет определяться без учета льготы по налогу и повышающего коэффициента 2 по иностранным товарам. В-третьих, налоговая ставка с суммы превышения выручки снизилась с 10 % до 8 %. Как результат, снижается налоговая нагрузка на плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю отечественными товарами, а также деятельность в сфере выполнения для потребителей работ и услуг.

 Следует  отметить и изменение сроков  уплаты подоходного налога для  ИП и частных нотариусов. Начиная  с доходов, полученных в первом  квартале 2011 г., уплата подоходного  налога будет производиться в  срок не позднее 22-го числа  месяца, следующего за отчетным (налоговым)  периодом.

 Для индивидуальных  предпринимателей и частных нотариусов, находящихся в процессе прекращения  предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, установлен отдельный  срок представления налоговой  декларации и уплаты подоходного  налога. Такие плательщики представляют  налоговую декларацию (расчет) в  5-дневный срок со дня представления  заявления о прекращении своей  деятельности и не позднее  15 календарных дней с даты подачи  налоговой декларации (расчета) уплачивают  подоходный налог. Для получения  гражданами дополнительных доходов  и упрощения порядка налогообложения  таких доходов значительно расширен  перечень видов деятельности, осуществлять  которые физические лица вправе  без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Для их осуществления достаточно будет стать на налоговый учет и уплатить единый налог.

С учетом последних  внесенных в Налоговый кодекс изменений с введением в налоговую  сферу электронных инструментов, налоговая система Беларуси по составу  налогов и механизму их администрирования  соответствует подходам развитых стран. Что  касается рейтинга, то в нем  отражена  лишь та работа по улучшению  налогового законодательства, которая  была проведена в нашей стране с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года. Принятые в Беларуси в нынешнем году нормативно-правовые акты по налогообложению войдут в  рейтинг 2012 года.

Основополагающим  принципом в работе белорусской системы налогообложения в настоящее время является построение максимально простой и понятной системы налогообложения, создание условий, необходимых для эффективного развития деловой среды. Такую систему налогообложения, в которой плательщик будет обладать предельно ясным пониманием собственных обязанностей и возможностью выполнить их с наименьшими затратами сил и времени, государство выстраивает на протяжении уже нескольких лет.

 

2.4 Сравнительный анализ налоговых систем

Европейских стран и республики Беларусь

 

Сравнительный анализ отдельных  параметров налоговой системы Республики Беларусь и налоговых систем европейских  государств позволит выявить именно те области, в которых западная модель налогообложения может быть с  успехом применена в нашей  стране.

С 1 января 2011 г. белорусские  налогоплательщики при осуществлении  обычной деятельности уплачивают только 5 основных налогов, преимущественно  ежеквартально. По составу основных налогов и сборов, периодичности  их уплаты налоговая система Беларуси уже сегодня не отличается от налоговых  систем стран Европы.

Всего Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) установлено 16 республиканских (включая  таможенные пошлины) и 3 местных налога и сбора. Что же касается количества налогов в странах Европы, то оно колеблется от одного до нескольких десятков в зависимости от страны. Так, например, в Латвии, Великобритании и Польше по 12 налогов, в Литве — 26, в Чехии — 10, в Болгарии — 11, в Хорватии — 16, в Словении — 18, в Финляндии — 30, в Германии — около 50 (точное количество установить затруднительно вследствие сложности и многоуровневости налоговой системы и возможности совмещения некоторых налогов). 

Одним из налоговых  вопросов, в котором Республикой  Беларусь при разработке законодательных  норм будет использован зарубежный опыт с учетом национальных особенностей, является механизм переноса убытков на последующие налоговые периоды, который позволяет минимизировать предпринимательский риск. Особенно актуально это для предприятий, начинающих осуществлять предпринимательскую деятельность и несущих убытки. Механизм переноса убытков на будущие прибыли представляет собой уменьшение в текущем налоговом периоде налоговой базы по налогу на прибыль на величину убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. Как показало изучение соответствующего международного опыта, перенос убытков осуществляется в среднем на срок до 5 лет. При этом в ряде государств имеются ограничения как по размеру налогооблагаемой базы (не более 50 % или 75 % прибыли текущего налогового периода), на которую можно уменьшить прибыль будущих периодов, так и по отдельным операциям (как правило, операции с финансовыми инструментами срочных сделок), убытки по которым разрешено покрывать прибылями последующих лет по таким же операциям.

 

Имущественные налоги

В Республике Беларусь к имущественным налогам относятся  налог на недвижимость и земельный  налог. Основное отличие порядка  налогообложения имущества в  Республике Беларусь от западных налоговых  систем заключается в том, что  в европейских странах имущественные  налоги, как правило, являются местными. Ставки этих налогов утверждаются местными органами власти, а налоговые поступления  направляются в местный бюджет для  финансирования нужд региона. Помимо этого зачастую налог на имущество и земельный налог объединены в один имущественный налог.

Такой объединенный имущественный налог, например, существует в соседней Польше. Объектом налогообложения признаются земельные участки, здания и сооружения, для которых местными органами устанавливаются соответствующие фиксированные ставки в польских злотых за 1 м2. При этом для земельных участков налоговой базой является их площадь, для зданий и их частей — полезная площадь, для сооружений — остаточная балансовая стоимость. В настоящее время Министерством финансов Республики Польша ведется работа по разработке новой системы налогообложения недвижимости, основанной не на площади, а на кадастровой стоимости. В рамках существующей системы во внимание не принимается местоположение, физические характеристики и другие параметры объектов налогообложения, что приводит к равному налогообложению неравноценных объектов. В Республике Беларусь в качестве налоговой базы по налогу на землю используется именно кадастровая стоимость участка.

Во Франции налог на имущество также объединяет налог на недвижимое имущество и налог на землю и уплачивается ежегодно собственником имущества. Объектом признается земля и недвижимое имущество (жилое, коммерческое, промышленное, используемое для осуществления профессиональной деятельности), а налоговой базой — номинальная арендная плата, которую предположительно можно получить за данный объект на открытом рынке с учетом его состояния, местоположения и размера. Номинальная арендная плата не связана с реальной арендной платой, получаемой за жилое помещение. Размеры номинальных арендных плат не корректировались с 1970 г., что, несомненно, искажает реальную картину рынка недвижимости, приводит к перекосам в налогообложении и вызывает нарекания со стороны плательщиков. Ставки налога устанавливаются местными органами власти отдельно для каждого вида недвижимости в соответствии с характеристиками и месторасположением, в результате чего ставки по стране могут отличаться в несколько раз. В 2010 г. средний размер налога по Франции составил 904 евро.

Особенностью  французской налоговой системы  является наличие налога на проживание, который уплачивается проживающим в жилом помещении лицом. Помимо этого налог так же взимается с незанятого, но пригодного для проживания помещения. Таким образом, налоговое обязательство связано не с фактическим проживанием, а с пригодностью имущества для этих целей. При сдаче имущества внаем налог уплачивается арендатором. Налоговая база та же, что и по налогу на имущество, ставки также устанавливаются местными органами власти в зависимости от нужд местного бюджета на текущий год. К налогу на проживание добавляется лицензионная плата за телевидение и плата за вывоз мусора. Этот налог повышает налоговую нагрузку на владельцев и арендаторов жилых помещений почти в 2 раза. В 2010 г. средний размер налога по Франции составил 943 евро.

Помимо  этого собственники недвижимости стоимостью свыше 800 000 евро уплачивают налог на богатство. Налоговая база — разница между рыночной стоимостью и 800 000 евро. Ставка устанавливается в соответствии с прогрессивной шкалой от 1 % до 1,8 % в зависимости от стоимости недвижимости. Еще одной страной, в которой взимается налог на проживаниемуниципальный налог, является Великобритания. Объектом налогообложения признается недвижимость, находящаяся в собственности налогоплательщика или арендуемая им. Размер налога определяется в фиксированной сумме в фунтах стерлингов в зависимости от категории, к которой относится та или иная недвижимость (всего 8 категорий), и месторасположения. Категория присваивается в зависимости от стоимости недвижимости. Чем выше стоимость, тем больше размер налога.

В Германии взимается налог на недвижимость со второй квартиры (местный), ставка которого варьируется от 5 % в Берлине до 23 % в Юберлингене, а в среднем по стране составляет около 10 %. Налоговой базой признается годовая номинальная рентная стоимость или площадь жилого помещения в зависимости от региона.

Таким образом, налогообложение жилых  помещений в Республике Беларусь менее обременительное, если учесть, что собственники квартир в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от уплаты налога на недвижимость, а собственники нескольких квартир получают освобождение от уплаты этого налога в отношении одного принадлежащего им жилого помещения по выбору. Ставка налога на недвижимость для юридических лиц составляет 1 %, а для физических лиц в отношении частного дома и второй квартиры составляет 0,1 %. К тому же налога на проживание, который значительно увеличивает налоговую нагрузку на физических лиц, и налога на богатство в Республике Беларусь не существует.

Подоходный  налог

Так как  в одних странах применяется  прогрессивная шкала подоходного  налога, а в других — единая ставка, то сравнение налоговых систем в  отношении налогообложения доходов  физических лиц целесообразно проводить  по размеру средней ставки подоходного  налога (Приложение А).

 

Налог на добавленную  стоимость

 

Принципы взимания налога на добавленную стоимость (далее  — НДС) аналогичны во многих странах, поэтому основным показателем, характеризующим  косвенное налогообложение, является ставка НДС. Смотреть (Приложение Б).Как видно из, (Приложение Б) стандартная ставка НДС в Республике Беларусь соответствует среднеевропейскому уровню ставки НДС, пониженная ставка также находится в пределах общеевропейских.

Информация о работе Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы её развития