Современные тенденции оффшорного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – анализ тенденций оффшорного бизнеса
Задачи курсовой работы:
Раскрыть основные понятия курсовой работы
Показать актуальность использования оффшора
Проследить развитие оффшора в России
Изучить основные статьи Налогового Кодекса РФ в отношении оффшорного бизнеса

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие оффшор
I.I. Оффшорные зоны………………………………………………...5
I.II. Оффшорные компании…………………………………………6
I.III. Оффшорные банки……………………………………………..8
Оффшорный бизнес
II.I. Мировой оффшорный бизнес……………………………........10
II.II. Оффшорный бизнес России…………………………………..13
II.III. Налогообложение иностранных юридических лиц в РФ..14
Ограничение оффшора
III.I. Международное регулирование…………………………...…17
III.II. Ограничение оффшора в России……………………………21
Тенденции современного оффшорного бизнеса…………………...23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………….27
Приложение…………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Современные тенденции оффшорного бизнеса.docx

— 91.17 Кб (Скачать документ)

Что касается импорта, он не является реализацией на территории РФ (речь идет не о продаже импортных  товаров, а о самом процессе их ввоза на таможенную территорию РФ). Ввоз товара признается особой разновидностью объекта налогообложения для  целей НДС7. При этом налогоплательщиком является не продавец товара (иностранная фирма), а покупатель (российская организация). Налог уплачивается вместе с таможенными платежами (базой является таможенная стоимость плюс пошлины и акцизы).

Итак, если иностранная  компания осуществляет исключительно  поставку товаров российским импортерам, она не является плательщиком российского  НДС. Если она осуществляет торговые операции на территории России, для чего она должна зарегистрировать здесь свое постоянное представительство, то она облагается НДС так же, как и российские компании. Регистрация компании на НДС происходит по месту нахождения представительства, там же сдается соответствующая отчетность.

Услуги. Понятия импорта (как и экспорта) для услуг не существует, так что вопрос наличия или отсутствия объекта налогообложения решается исключительно на основании места реализации. Именно для услуг оно может быть не вполне очевидно. Поэтому налоговые законодательства всех стран, где существует НДС, предусматривают особые правила для определения места реализации в этом случае8. Согласно кодексу, правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг. Место фактического оказания услуг определяет место их реализации лишь в одном исключительном случае (услуги культурного и подобного характера). В остальных случаях, если только услуги не связаны с каким-либо имуществом, находящимся на территории России, место их реализации определяется местонахождением продавца, и лишь для некоторых разновидностей услуг - местонахождением покупателя.

Однако существует целый список услуг, для которых  ситуация ровным счетом обратная: место  их реализации совпадает с местом деятельности покупателя, например,  услуги "интеллектуального" характера, то есть выдача патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, обработка информации, научно исследовательские и опытно-конструкторские работы. К тому же списку отнесены и некоторые другие услуги: предоставление персонала, аренда движимого имущества (кроме автомобилей), услуги, оказываемые в аэропортах, работы по обслуживанию судов, некоторые агентские услуги.

При определении  места деятельности продавца и покупателя следует иметь в виду, что если иностранная компания имеет представительство  в России, то оно считается местом ее деятельности в РФ и его операции облагаются НДС точно так же, как  и для российской организации.

Есть случаи, когда место реализации по определению  находится в России, независимо от местонахождения продавца и покупателя услуг. Сюда относятся услуги, связанные  с недвижимым или движимым имуществом, находящимся в России, а также  услуги в сфере культуры, искусства, образования, спорта и т.п., если они фактически оказаны на территории РФ.

Итак, кроме "обычного" варианта, когда российская организация  облагается российским НДС, а иностранная - нет, возможны варианты "нетипичные". Речь идёт о случаях, когда услуги, оказанные российской организацией, НДС не облагаются (место их реализации находится вне России), а услуги, оказанные организацией иностранной - облагаются (место реализации - Россия). Для подтверждения того, что услуги оказаны за пределами РФ, российская организация предоставляет контракт с иностранной компанией и документы, подтверждающие сам факт оказания услуг или проведения работ.

В каждой конкретной стране существуют и свои особенности  законодательства. Положения Налогового кодекса в целом соответствуют международным образцам законодательства по НДС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Ограничение оффшора
 
 
 

    III.I. Международное регулирование

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития – это  международная организация, занимающаяся, как нетрудно догадаться, вопросами  экономического сотрудничества. В нее  входит 30 государств, включая основные развитые.

Помимо прочих своих интересов (весьма, кстати, обширных), ОЭСР ведет (с 2002 г.) список офшорных зон, применяющих «некорректную налоговую конкуренцию». К особо злостным нарушителям планируется применение международных санкций. Большинство офшорных зон мира под международным давлением согласились на условия ОЭСР по обмену налоговой информацией с развитыми странами, в результате чего не были включены в список. Обмен такой информацией с членами ОЭСР должен быть обеспечен до конца 2005 г. «Черный список» ОЭСР в настоящее время включает лишь следующие юрисдикции: Андорра, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова. Что касается офшорных зон - «подписантов» условий ОЭСР, процесс заключения договоров с ними пока идет не очень активно, но, возможно, активизируется к концу 2005 года.

Таким образом, теоретически, начиная с 2006 г. у стран-участниц ОЭСР будет возможность получить из большинства офшорных зон любую  информацию, имеющую отношения к  налогообложению резидентов стран  ОЭСР. Прежде всего речь, очевидно идет о личности бенефициаров компаний, так как финансовая информация в  «классических» офшорных зонах не обязательно  хранится по месту регистрации компании. Отметим, что Россия в ОЭСР не входит, во всяком случае, пока.

ФАТФ

ФАТФ (Financial Action Task Force) - международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма. В ФАТФ участвует 31 государство (включая Россию) и две международные организации.

Помимо прочего, ФАТФ ведет «черный список» стран  и территорий, не уделяющих должного внимания борьбе с отмыванием. Изначально (в 2000 г.) список состоял в основном из офшорных зон, но теперь их там уже  не осталось. Все офшорные зоны проделали  серьезную «работу над ошибками»  в отношении своего банковского  законодательства, обеспечив прозрачность банковской системы, соответствующую  требованиям ФАТФ.

В настоящее  время в «черный список» входят лишь Мьянма, Науру и Нигерия. Из них лишь Науру можно отнести  к офшорным зонам, да и то скорее в прошедшем времени, так как  в 2003 г. под давлением мирового сообщества был ликвидирован офшорный банковский сектор, а в 2004 г. государство, по существу, обанкротилось, и Австралия взяла  под свой контроль финансы острова.  

ЕС

Определенное  давление на офшорные зоны оказывается  и со стороны Европейского союза. В основном это относится к  тем юрисдикциям, которые либо входят в ЕС (Гибралтар), либо находятся  в Европе (например, Швейцария), либо ассоциированы с участниками  ЕС (например, Британские Виргинские острова).

Наиболее интересные события в последнее время  происходили вокруг новой директивы  Совета ЕС о «налоге на сбережения». Она, правда, не имеет никакого отношения  к офшорным компаниям, а лишь к  налогообложению физических лиц  – резидентов стран ЕС. Тем не менее она напрямую ударила по интересам многих офшорных и «псевдоофшорных» юрисдикций (таких как Швейцария  и Люксембург), где такие резиденты  ЕС держат свои личные счета.

Директива относится  к налогообложению процентного  дохода от сберегательных счетов. Для  самих стран-членов ЕС она предусматривает  введение обмена налоговой информацией  о вкладах резидентов ЕС в банках других стран ЕС (банк сообщает о  счете в налоговый орган резидента), либо, альтернативно, введение налога у источника на проценты по этим сбережениям (такое исключение было сделано для Бельгии, Люксембурга, Австрии по их настоятельнейшей просьбе). Директиву также вынуждены были «добровольно» принять Швейцария и другие основные финансовые центры, не входящие в ЕС (на основе международных соглашений, как правило, предусматривающих введение налога у источника, а не обмен информацией). Ряд наблюдателей считает директиву очередным шагом в направлении фактического отказа от понятия банковской тайны. Несмотря на жаркие споры вокруг Директивы и неоднократные отсрочки введения ее в действие, она в конце концов вступила в силу с 1 июля 2005 г.

Что касается офшорных зон, то в самом ЕС есть одна –  Гибралтар, вошедший в ЕС вместе со своей метрополией (Великобританией). Эта ситуация не устраивает европейских  чиновников, и они предпринимают  все усилия, чтобы ее изменить.

В феврале 2005 Еврокомиссия достигла соглашения с Великобританией  о постепенной ликвидации освобожденного от налога («офшорного») корпоративного режима на Гибралтаре. В соответствии с этим соглашением, освобожденные  компании больше не будут регистрироваться после 30 июня 2006 г., а после 2010 г. прекратят  существование. Позиция самого Гибралтара учтена не была, но, вероятно, ему придется подчиниться.

Отметим также, что в марте 2004 г. Европейская  комиссия отвергла разработанный Гибралтаром  план налоговой реформы. Согласно плану, все офшорные режимы отменялись, но при этом отменялся и сам корпоративный  налог на доход. Взамен вводились  налоги на зарплату и на занимаемое компанией помещение. ЕС счел такую  систему налогообложения «избирательной государственной помощью» со стороны  Великобритании, что запрещено правилами  ЕС. Гибралтар и Великобритания оспаривают это решение Еврокомиссии в Европейском  суде, но благоприятный исход дела довольно сомнителен. 
 
 
 
 

    III.I. Ограничение оффшора в РФ

В настоящее  время в России нет законов, специально направленных против использования  оффшорных компаний в международной  коммерции. Существовавшие ранее ограничения  со стороны валютного контроля в  настоящее время полностью сняты (это касается «обычных» юридических  лиц, но не банков, для которых существуют ограничения по операциям с резидентами  оффшорных зон). Да, есть ст. 40 НК РФ, препятствующая манипулированию контрактными ценами, есть «антитрансфертные» положения  таможенного законодательства, есть положения международных налоговых  соглашений, направленные на противодействие  избежанию налогообложения, но все  это - общие положения, не нацеленные именно против офшорных компаний. В  России также отсутствует то, что  на Западе называется «законодательством о контролируемых иностранных компаниях». Такое законодательство ограничивает возможность ухода от налогов  резидентов данного государства  при помощи низконалоговых иностранных  компаний. Суть его состоит в том, что если такая иностранная компания контролируется резидентами данного  государства, то ее доходы принудительно  включаются в налогооблагаемый доход  этих резидентов. Поскольку этого  в России нет, широко распространена практика аккумулирования личных сбережений на счетах офшорных компаний, что не противоречит действующему законодательству. Приобретение же акций иностранных компаний, пусть даже офшорных, допускается действующим валютным законодательством (причем на сумму до 150 тыс. долл. в год – без ограничений, то есть без спецсчетов и резервирования).

Несмотря на эту оптимистическую картину, следует  также учитывать текущую политическую ситуацию и соответствующее изменение  судебной практики. Как известно, «Юкос» был наказан за схему трансфертного  ценообразования, целиком лежащую  в пределах разрешенного статьей 40 НК РФ и другими действовавшими в  то время нормативными актами. Решающим аргументом стал тезис о «недобросовестности  налогоплательщика», понятие с юридической  точки зрения весьма расплывчатое. Показательна и история с печально известным Определением №169-О Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г., в котором КС, по существу, пошел на поводу у налоговых органов, санкционировав применение явно противозаконных методов исчисления НДС. Затем суду пришлось краснеть и объяснять, что речь шла не о всех налогоплательщиках, а лишь о некоторых исключительных случаях (по сути, та же доктрина «недобросовестного налогоплательщика»). Постепенно суды отказываются от использования столь топорных методов работы, переходя на использование доктрины «хозяйственной цели», близкую по смыслу к доктрине «недобросовестного налогоплательщика», но более юридически внятную. Речь идет о том, что операции, не имеющие иной хозяйственной цели, кроме как снижение налога, для целей исчисления налога могут быть признаны не имевшими места. Эта доктрина распространена в западных странах (например, США или Германия), на что и ссылаются ее идеологи в России. Однако следует отметить, что в этих странах данная доктрина кодифицирована, то есть внесена в текст соответствующих нормативных актов, чего нельзя сказать о России. В связи с этим законность ее применения в РФ остается крайне спорной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Тенденции современного оффшорного бизнеса

Популярность  оффшорного бизнеса за считанные годы невероятно повысилась. Способствовали тому определенные обстоятельства, сумевшие завоевать внимание предпринимателей. Кто-то был заинтересован в открытии собственной прибыльной компании, кто-то желал урегулировать налоговые выплаты, снизив их до минимума, а кому-то просто понадобилась организация, имена участников которой навсегда должны остаться в тайне.

Получается, открытие оффшор выгодно из-за многих преимуществ, но только не для государств. Любая страна желает получать налоги с населения, а оффшорный бизнес нашел отличный способ противостояния. В результате стали предприниматься «антиоффшорные» меры, одной из которых стал отказ от оффшорного бизнеса вовсе. В законодательных актах многих стран уже прописан запрет открытия оффшоров на их территории. 
Появляется вопрос: каким образом может происходить развитие, если число стран, отказавшихся от оффшоров, становится все больше. Конечно, количество таких государств увеличилось, но на общем фоне по-прежнему осталось незначительным. Остальные же страны гарантируют дальнейшее развитие оффшоров, абсолютно не ограничивая возможности для предпринимателей. Многие бизнесмены уже смогли поймать нужный момент, открыв компанию в замечательной оффшорной зоне. Она позволила получать большую прибыль, налог с которой минимален или вовсе отсутствует.

Информация о работе Современные тенденции оффшорного бизнеса