Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:01, реферат

Описание

В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмздный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Содержание

Введение.
1) Исполнение обязанности по уплате налогов.
1.1 Понятие налоговой обязанности.
2) Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
3) Формы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
3.1 Залог имущества.
3.2 Поручительство
3.3 Пеня.
3.4 Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке
3.5 Арест имущества.
Заключение.
Список используемой литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 38.53 Кб (Скачать документ)

 

 Залог земельных участков, предприятий, строений, которые остаются  во владении и пользовании  залогодателей, называется ипотекой. В договоре об ипотеке должна  указываться оценочная стоимость  предмета ипотеки. Залоговая стоимость  имущества составляет обычно 50-70% его рыночной стоимости, поэтому  ипотека одного и того же  имущества может обеспечивать  несколько требований в пределах  стоимости заложенного имущества.  Залогом допускается перезалог  уже заложенного имущества. В  этом случае залогодатель обязан  сообщить последующим залогодержателям  обо всех договорах, обременяющих  закладываемое имущество. Требования  последующих залогодержателей удовлетворяются  лишь после удовлетворения требований  предшествующих залогодержателей.

 

 Залогодержатель несёт  риск случайной гибели или  случайного повреждения предмета  залога.

3.2 Поручительство

 Один из способов  обеспечения исполнения обязательств  – поручительство (см. Приложение 4).

 В соответствии со  статьей 361 ГК РФ, по договору  поручительства поручитель обязывается  перед кредитором другого лица  отвечать за исполнение последним  его обязательства полностью  или в части. В налоговом  праве это означает, что в силу  поручительства поручитель обязывается  перед налоговыми органами исполнить  в полном объеме обязанность  налогоплательщика по уплате  налогов, если последний не  уплатит в установленный срок  причитающиеся суммы налога и  соответствующих пеней. Поручительство  может применяться в качестве  способа обеспечения в отношении  практически любого вида обязательства  без дополнительных условий, в  налоговых правоотношениях применение  поручительства ограничено строго  определенными рамками, например  данный вид обеспечения исполнения  обязательств может применяться  только в случаях изменения  сроков исполнения обязанностей  по уплате налогов. Более того, статья 61 НК РФ предусматривает  заключение договора поручительства  как одно из необходимых условий  (изменение срока уплаты налога  может быть обеспечено залогом  имущества) для получения отсрочки, рассрочки, налогового и инвестиционного  налогового кредита. Кроме того, применение поручительства в  качестве обеспечения обязанности  по уплате налога или сбора  обязательно при реализации подакцизных  товаров, однако здесь в качестве  поручителя может выступать исключительно  банк. В случае неисполнения налогоплательщиком  своей налоговой обязанности,  обеспеченной договором поручительства, налоговый орган получает возможность  получить причитающиеся налоги  не с налогоплательщика, а с  его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое  положение. Тем самым неисполнение  налогоплательщиком своих фискальных  обязательств перед государством  влечёт и ответственность его  поручителя. Однако принудительное взыскание суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.

 Поручительство оформляется  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  договором между налоговым органом  и поручителем. В рамках одного  налогового обязательства могут  выступать несколько поручителей,  которые отвечают по долгам  налогоплательщика солидарно, если  иное не предусмотрено договором  поручительства. Поручителем может  быть как физическое, так и  юридическое лицо.

 При исполнении поручителем  своих обязанностей по договору  налогового поручительства он  приобретает право регрессного  требования от налогоплательщика  уплаченных им сумм, а так же  процентов по этим суммам и  возмещения убытков, возникших  в связи с исполнением налоговой  обязанности плательщика налогов.  В отличие от гражданских правоотношений, в налоговых отношениях поручитель  обязуется исполнить налоговую  обязанность налогоплательщика  в полном объёме, а не в части.  Если поручитель сам нарушает  сроки исполнения налоговой обязанности,  то начисляемая на сумму задолженности  пеня также будет подлежать  оплате поручителем. Если срок  договора поручительства не определён,  поручительство прекращается, если  кредитор в течение года со  дня наступления срока исполнения  обеспеченного поручительством  договора не предъявил иска  к поручителю. Поручительство прекращается, если кредитор не предъявил  иска поручителю в течение  двух лет со дня заключения  договора поручительства.

 

 

 

3.3 Пеня.

 Налоговое законодательство  понимает под пеней денежную  сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент должен выплатить в случае  уплаты причитающихся сумм налогов  и сборов в сроки, более поздние,  чем установленные законодательством  о налогах и сборах .

 Пеня направлена на  гарантирование своевременного  и полного внесения налога  в соответствующий бюджет. Особенностью  правового режима пени является  возможность ее применения независимо  от вины налогоплательщика, а  также иных способов обеспечения  налоговой обязанности. Пеня уплачивается  помимо причитающихся к уплате  сумм налога или сбора и  независимо от применения других  мер, гарантирующих уплату налогов,  а также независимо от наложения  мер ответственности за нарушение  налогового законодательства. Например, если налогоплательщик по результатам  налоговой проверки был привлечен  к налоговой ответственности  за неполную уплату суммы налога, он, кроме недоимки и наложенного  штрафа, обязан будет уплатить  и пени.

 Не начисляются пени  на сумму недоимки, которую налогоплательщик  не мог погасить в силу того, что по решению налогового  органа или суда были приостановлены  операции налогоплательщика в  банке или наложен арест на  имущество налогоплательщика.

 

 По общему правилу  пени начисляются за каждый  календарный день просрочки уплаты  налогов и сборов, начиная со  дня, следующего за днем истечения  сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности  по их уплате, либо по день  принятия решения об изменении  сроков уплаты налогов и сборов  включительно. При этом подача  заявления о предоставлении отсрочки  или рассрочки уплаты налогов  и сборов не приостанавливает  начисления пеней на сумму  недоимки.

 Пеня за каждый день  просрочки определяется в процентах  от неуплаченной суммы налога  или сбора. Процентная ставка  пени принимается равной одной  трехсотой действующей в это  время ставки рефинансирования  ЦБ РФ. Налоговые органы не  наделены правом произвольно  изменять размер пени.

 

 Пример:

 В соответствии со  статьей 333.14 НК РФ водный налог  подлежит уплате в срок не  позднее 20 – го числа месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.. Налогоплательщик исчислил  налог в размере 17 750 руб., но  в установленный срок уплатил  в бюджет только 10 000 руб. В этом  случае с 21-го числа на сумму  неуплаченного налога (7750 руб.) будет  начисляться пеня за каждый  календарный день просрочки. 28-го  числа этого же месяца сумма  недоимки была перечислена в  бюджет. Просрочка составила 8 дней, сумма недоимки - 7750 руб., условная  ставка рефинансирования ЦБ РФ  – 13%.

 Сумма пени к уплате  в бюджет:

 ставка пени составит 0,043% (13% х 1 : 300); сумма пени составит 26,66 руб. (0,043% х 7750 руб. х 8 дн.).

 Если в течение срока,  пока числилась задолженность,  ставка рефинансирования менялась, то нужно рассчитать пени за  каждый промежуток времени, когда  ставка была постоянна. А потом  полученные результаты сложить.

 Пример:

 ООО "Аква" по итогам  работы за апрель 2008 года начислило  водный налог - 100 000 руб. Заплатить  налог нужно было до 20 мая. Однако  деньги в бюджет организация  перечислила только 25 июня. Следовательно,  за несвоевременную уплату налога  ООО "Аква" должно заплатить  пени.

 Срок, в течение которого  за предприятием числилась задолженность,  составляет 36 дней (с 21 мая по 25 июня  включительно). С 21 мая по 20 июня, то есть в течение 31 дня,  условная ставка рефинансирования  ЦБ РФ составляла 10,75 % процентов.  А с 21 июня она повысилась  до 11 процентов. Таким образом,  пени составят:

(100 000 руб. x 31 дн. x 10,75% : 300) + (100 000 руб. x 5 дн. x 11% : 300) = 1294 руб.

 Сумма пеней уплачивается  одновременно с уплатой сумм  налога (сбора) или после уплаты  таких сумм в полном объеме. Если уплаченной суммы недостаточно  для покрытия в полном объеме  недоимки и пени, то в первую  очередь погашается задолженность  по налогу, а затем суммы пени. Закон допускает принудительное  взыскание пени за счет:

 

1) денежных средств налогоплательщика,  находящихся на его счетах  в банке;

2) иного имущества налогоплательщика  в предусмотренном в НК РФ  порядке (порядок принудительного  взыскания пени может быть  бесспорным или судебным: в бесспорном  порядке пеня взимается с организаций  (юридических лиц), а в судебном  порядке - с физических лиц).

 В случае превышения  пени размера налоговой недоимки  она превращается в налоговую  санкцию и приобретает штрафную  функцию.

3.4 Приостановление операций  по счетам налогоплательщика  в банке.

 Приостановление операций  по счетам налогоплательщика  в банке - это прекращение банком  всех расходных операций по  данному счету, кроме тех, очередность  которых в соответствии с ГК  РФ предшествует исполнению обязанностей  по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). В соответствии со  ст. 855 ГК РФ к таким расходным  операциям относятся:

исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда  жизни и здоровью, алименты;

исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том  числе по авторским договорам;

платежные документы, предусматривающие  выплату заработной платы;

отчисления в ПФР, ФСС  РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

 Причем поступать деньги  на расчетный счет могут, но  списывать их со счета организация,  равно как и банк, за исключением  перечисленных случаев, не вправе.

 Приостановить операции  можно только по текущим расчетным  счетам как рублевым, так и  валютным, а "заморозить" ссудные,  бюджетные и депозитные счета  налоговые органы не вправе. С  1.01.2009 года по валютному счету  организации будут приостанавливаться  не все операции, а только в  пределах суммы, которая указана  в решении налогового органа, по курсу ЦБ РФ, установленному  на дату начала действия приостановления.  В связи с этим организация  – налогоплательщик вправе использовать  денежные средства, находящиеся  на ее счете в банке, в  части превышения суммы, которая  указана в решении инспекции  о приостановлении, по своему  усмотрению. НК РФ не позволяет  взыскать налог с депозитного  счета, если не истек срок  действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе  дать банку поручение на перечисление  по истечении срока действия  депозитного договора денежных  средств с депозитного счета  на текущий расчетный счет, если  к тому времени не будет  исполнено направленное в этот  банк поручение (распоряжение) налогового  органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).

 Невправе приостановить  операции по счетам и внебюджетные  фонды. НК РФ предусматривает  две ситуации, когда операции  по счетам могут быть приостановлены:

у организации возникает  недоимка по налогам и сборам;

организация не представила  налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации.

 Других оснований налоговым  законодательством не предусмотрено. 

 Решение о приостановлении  операций по счетам может быть  обжаловано в административном  или судебном порядке (ст. 138 НК  РФ). При административном способе  налогоплательщику необходимо подать  письменную жалобу в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему  должностному лицу. С жалобой  он вправе обратиться в течение  трех месяцев после того, как  узнал, что налоговая инспекция  приостановила операции по его  расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена  в срок не позднее одного  месяца со дня ее получения  (ст. 140 НК РФ).

 Конечно, для обжалования  решения налогового органа должны  быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

 Конкретными основаниями  для обжалования могут быть  следующие: 

отсутствие задолженности  по налогам;

вынесение решений до истечения  срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику  требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении  операций по счетам лицом, которое не уполномочено это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении  операций по счетам решения о взыскании  налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента  истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых  реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или  аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать  декларацию).

 В иске налогоплательщик  вправе потребовать возместить  убытки, причиненные ему неправомерным  арестом расчетного счета. При  этом можно взыскать как реальный  ущерб, так и упущенную выгоду.

 Все же, в случае  применения приостановления банк  обязан, безусловно, принять решение  налогового органа к исполнению  и немедленно приостановить операции  по счету своего клиента-налогоплательщика.  НК РФ категорически запрещает  банку открывать налогоплательщику,  в отношении которого налоговым  органом принято решение о  приостановлении операций по  счету, новые счета. Нарушение  установленного запрета образует  состав налогового правонарушения  и служит основанием для привлечения  банка к налоговой ответственности.  При этом банк не несет ответственности  за убытки, которые возникли у  налогоплательщика по причине  приостановления операции по  счету.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов