Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:01, реферат

Описание

В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмздный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Содержание

Введение.
1) Исполнение обязанности по уплате налогов.
1.1 Понятие налоговой обязанности.
2) Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
3) Формы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
3.1 Залог имущества.
3.2 Поручительство
3.3 Пеня.
3.4 Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке
3.5 Арест имущества.
Заключение.
Список используемой литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 38.53 Кб (Скачать документ)

 

 Решение о приостановлении  операций по счету налогоплательщика  отменяется налоговым органом  не позднее одного рабочего  дня, следующего за днем представления  налогоплательщиком декларации  или документов, подтверждающих  полное выполнение налоговой  обязанности.

 

3.5 Арест имущества

 Согласно ч. 1 ст. 77 НК  РФ, арестом имущества в качестве  способа обеспечения исполнения  решения о взыскании налога  признается действие налогового  или таможенного органа с санкции  прокурора по ограничению права  собственности налогоплательщика  - организации в отношении его  имущества (см. Приложение 6). Юридическая  сущность ареста имущества налогоплательщика  заключается в том, что он  является административно – правовым  ограничением права распоряжаться  собственностью.

 Арест имущества применяется  относительно налогоплательщиков, не исполняющих в установленные  сроки обязанности по уплате  налогов и сборов. Обязательным  условием применения данной меры  обеспечения решения налогового  органа является наличие у  налоговых или таможенных органов  достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик  предпримет меры к сокрытию  имущества или будет скрываться  сам. Применение ареста имущества  самым непосредственным образом  затрагивает право собственности  и не может осуществляется  без учета соответствующих норм  гражданского права. Согласно  ст. 209 ГК РФ, право собственности  предполагает наличие у собственника  трех правомочий: владения, пользования  и распоряжения.

 Положение п. 1 ст. 77 НК  РФ о том, что арест представляет  собой ограничение «права собственности  налогоплательщика - организации  в отношении его имущества»  означает, что арест может налагаться  на имущество, в отношении которого  налогоплательщик - организация осуществляет  все три присущие собственнику  правомочия; владение, пользование,  распоряжение.

 Проблемным является  вопрос возможности ареста имущества,  которым налогоплательщик-организация  владеет и пользуется на правах  лизинга. С одной стороны, в  отношении такого имущества налогоплательщик-организация  не имеет такого присущего  собственнику правомочия, как распоряжение, С другой - по мере уплаты соответствующих  платежей на пропорциональную  часть взятого в лизинг имущества  распространяются правомочия собственника  в полном объеме.

 Не может подвергаться  аресту и имущество государственных  и муниципальных предприятий  и учреждений, поскольку они владеют  им на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления. Собственником же этого имущества  является государство.

 При аресте имущества  собственник теряет свободу пользования  и владения арестованным имуществом. Эти правомочия осуществляются  с разрешения и под контролем  налогового органа.

 

 Права на арестованное  имущество могут быть ограничены  полностью или частично. Полным  арестом имущества признается  ограничение прав собственника  относительно распоряжения арестованным  имуществом, при этом владеть  и пользоваться этим имуществом  налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешениями под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.

 Налоговым законодательством  в качестве гарантии соблюдения  прав собственника-налогоплательщика  установлено ограничение относительно  объёму арестованного имущества.  Аресту подлежит только то  имущество, которое необходимо  и достаточно для исполнения  налоговой обязанности.

 Решение об аресте  имущества принимается в форме  постановления руководителем (его  заместителем) налогового или таможенного  органа. Отменить данное решение  вправе тот же налоговый или  таможенный орган, который его  вынес. Основанием для отмены  ареста имущества выступает прекращение  обязанности налогоплательщика  по уплате налогов. Постановление  о наложении ареста на имущество  может быть отменено вышестоящим  налоговым или таможенным органом,  а также судом. Режим ареста  имущества прекращает действие  в результате принудительного  исполнения налоговой обязанности  или путем реализации этого  арестованного имущества.

 

 Налоги - основной источник  доходов бюджетов всех уровней  и от их реального поступления  зависит экономическая стабильность  государства и социальная обеспеченность  граждан - увеличение зарплат  работников бюджетной сферы, пенсий  и пособий. 

 Статья 57 Конституции  РФ устанавливает обязанность  каждого гражданина платить законно  установленные налоги и сборы.  Но далеко не все юридические  и физические лица выполняют  эту обязанность. В обществе  не сложилось твердое общественное  убеждение в необходимости строгого  выполнения этой конституционной  обязанности.

- В последнее время  собираемость налогов в области  повышается. Возможно, благодаря пристальному  вниманию прокуратуры к состоянию  законности в сфере налогообложения, - рассказывает старший помощник  прокурора области по надзору  за исполнением налогового законодательства  Елена Загорская. 

 Практика прокурорского  надзора показывает, что нарушения  налогового законодательства допускают  как налогоплательщики, так и  должностные лица контролирующих, правоохранительных органов и  других учреждений. Количество выявленных  нарушений закона постоянно растет. В текущем году к административной  и дисциплинарной ответственности  привлечено 52 должностных лица и  предпринимателя, возбуждено 10 уголовных  дел.

 Благодаря прокурорскому  реагированию в текущем году  возмещен ущерб, причиненный налоговыми  правонарушителями в размере  более 30 миллионов рублей.

 Прокуратура совместно  с налоговыми органами и органами  внутренних дел проводит работу  по обеспечению полной и своевременной  уплаты налогов на доходы физических  лиц, единого социального налога  и страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование, легализацию заработной платы.

 Прокурорами внесено  46 представлений об устранении  нарушений налогового законодательства, возбуждено 2 уголовных дела и  16 административных производств,  объявлено 12 предостережений, направлено  в суд 30 исковых заявлений.

- Некоторые руководители  организаций не перечисляют удержанные  с работников налоги в доход  государства, - говорит Елена Владимировна. - К примеру, в ООО "Технокурс"  генеральный директор Комаров  Д.М. и бухгалтер Булатова А.В.  в течение 9 месяцев 2006 года  при осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности умышленно уклонились  от уплаты страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  путем включения заведомо ложных  данных в расчетные ведомости  по авансовым платежам за три  квартала на общую сумму 520 тысяч рублей.

 В отношении этих  лиц было возбуждено уголовное  дело по п."а" ст. 199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов,  что наказывается штрафом в  размере от 200 до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок  до 6 лет.

 По окончании расследования  дело было направлено в суд.  Причиненный ущерб возмещен в  полном объеме.

 По сравнению с прошлым  годом за такой же период  количество лиц, привлеченных  к уголовной ответственности,  увеличилось с 16 до 28 человек.  В счет возмещения ущерба изъято  денежных средств и имущества  на 166 миллионов рублей.

 К счастью, многие  руководители предприятий начинают  понимать, что выплата заработной  платы "в конвертах", уклонение  от уплаты налогов и страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды - это удар по социальному  и пенсионному обеспечению граждан.

 

Заключение.

 Налог - это обязательный  взнос плательщика в бюджет  и внебюджетные фонды в определенных  законом размерах и в установленные  сроки. Он выражает денежные  отношения, складывающиеся у государства  с юридическими и физическими  лицами в связи с перераспределением  национального дохода и мобилизацией  финансовых ресурсов в бюджетные  и внебюджетные фонды государства.

 Для каждого физического  лица или организации своевременное  и полное исполнение налоговой  обязанности является конституционной  обязанностью. То есть налогоплательщики  обязаны уплачивать законно установленные  налоги, вставать на учёт в  налоговые органы, вести учёт  своих доходов и расходов, представлять  в налоговые органы налоговые  декларации.

 Способы обеспечения  исполнения налоговой обязанности  направлены на восстановление  нарушенных фискальных прав государства  и призваны гарантировать государству  реальное надлежащее выполнение  налогоплательщиком возложенных  денежных обязательств. Залог имущества,  поручительство, пеня, приостановление  операций по счетам налогоплательщика  в банке и арест имущества  являются эффективными средствами  обеспечения обязательств при  участившихся случаях их нарушения.  Неисполнение обязанностей по  уплате налогов и сборов является  основанием для применения мер  принудительного исполнения обязанности  по уплате налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

 Таким образом, способы  обеспечения обязательств побуждают  должника к своевременному исполнению  возложенного на него обязательства,  ведь в случае просрочки, либо  неисполнения обязательства, либо  ненадлежащего исполнения, для должника  наступят неблагоприятные, невыгодные  для него последствия.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации;

 

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации;

 

3. Конституция Российской  Федерации;

 

4. Налоговый кодекс Российской  Федерации;

 

5.Федеральный закон от 10 июля 2002 года «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», (ст. 27);

 

6. Закон РФ от 10 декабря  2003 года «О валютном регулировании  и валютном контроле», (ст. 1);

 

7. Крохина Ю. А., «Налоговое  право России», 2-е издание, 2005 год;

 

8. Латыпова Е. У. «Обеспечение  исполнения обязанности по уплате  налогов и сборов», 2006 год;

 

9. Пансков В. Г. «Налоги  и налогообложение в Российской  Федерации», учебник для вузов, 3-е  издание, 2001год;

 

10. Теплова Н. А., учебник  «Право»;

11. Программа информационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа.


Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов