Сравнительная характеристика бухгалтерского учета, налогового учета, управленческого учета ,статистического учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в организациях и предприятиях в основном ведется традиционный бухгалтерский учет. Управленческий же учет обособленно либо не ведется, либо развит очень слабо. В этих условиях вся система учета в организации ставится на одну чашу весов. Естественно, что качественно функционировать такая система в современных условиях не может. Казалось бы выход из создавшейся ситуации напрашивается сам собой: необходимо поставить всю систему бухгалтерского учета на обе "чаши весов", т. е. наряду с бухгалтерским финансовым учетом вести и управленческий учет. Однако выполняемая бухгалтерским у

Содержание

Введение
1. Налоговая система Р.Ф.понятия и виды
1.1. Понятие налоговой системы
1.2. Виды налогов и сборов в России
2 Понятия бухгалтерского учета, налогового учета, управленческого учета и статистического учета.
2.1 Бухгалтерский учет: понятие, цели, функции, принципы.
2.2 Налоговый учет: понятие, цели, задачи, функции.
2.3 Управленческий учет: понятие, цели, задачи, функции.
2.4 Статистический учет: понятие, цели, задачи, функции.
3 Сравнительная характеристика бухгалтерского учета, налогового учета, управленческого учета и статистического учета.
3.1 Сравнительная характеристика бухгалтерского учета и налогового учета их различие, последствия возникновения.
3.2 Сравнительная характеристика бухгалтерского учета и управленческого учета и их взаимосвязь, сходство и различие.
Заключение
Литература
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Сравнительная характеристика бухгалтерского учета.docx

— 66.13 Кб (Скачать документ)

     Основные  задачи бухгалтерского учета:

     1) формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении,  необходимой внутренним пользователям  бухгалтерской отчетности - руководителям,  учредителям, участникам и собственникам  имущества организации, а также  внешним - инвесторам, кредиторам  и другим пользователям бухгалтерской  отчетности;

     2) обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям  бухгалтерской отчетности для  контроля за соблюдением законодательства  РФ при осуществлении организацией  хозяйственных операций и их  целесообразностью, наличием и  движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии  с утвержденными нормами, нормативами  и сметами;

     3) предотвращение отрицательных результатов  хозяйственной деятельности организации  и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой  устойчивости.

     Организации, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

     1) рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;

     2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;

     3) порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств;

     4) правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

     5) порядок контроля за хозяйственными  операциями, а также другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учета.

     Принятая  организацией учетная политика применяется  последовательно из года в год. Изменение  учетной политики может производиться  в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского учета  или существенного изменения  условий ее деятельности.

     Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета  должны соответствовать оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

     Регистры  бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся  в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при  использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

     Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах  бухгалтерского учета в хронологической  последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

     Действующий порядок налогообложения прибыли  и некоторых других налогов и  сейчас предполагает, помимо регистрации  и систематизации хозяйственных  операций по методологии бухгалтерского учета, выполнение бухгалтером целого комплекса учетно-расчетных действий для правильного исчисления налоговых  обязательств организации, прежде всего  по налогу на прибыль. Это связано  с разделением требований бухгалтерского учета и методологии налогообложения  на протяжении последнего десятилетия. Однако, правильное отражение в бухгалтерском  учете операций, связанных с формированием  финансовых результатов, не означает достоверность  этих финансовых результатов для  налоговых целей, поэтому возникает  необходимость организовать дополнительные учетные процедуры, обеспечивавшие правильность определения налоговой  базы по налогу на прибыль, т.е. вести  «учет для целей налогообложения».

     Возможно  выделение следующих основных принципов  налогового учета в сравнении  с бухгалтерским.

     1. Налоговая база по налогу на  прибыль исчисляется на основе  данных налогового учета, если  гл. 25 НК предусмотрен иной порядок  группировки и учета объектов  хозяйственных операций для целей  налогообложения, отличный от  установленного правилами бухгалтерского  учета.

     Поскольку налоговая база формируется на основе данных именно налогового учета, недостаточно вести учет в налоговых целях  только в случаях возникновения  отклонений показателей, исчисленных  по данным бухучета и налогообложения. Каждый факт хозяйственной деятельности, связанный с формированием доходов (расходов), должен быть оценен и зарегистрирован  дважды: по методологии бухгалтерского учета и налогообложения.

     2. Подтверждением данных налогового  учета являются первичные учетные  документы, регистры аналитического  учета и расчет налоговой базы.

     3. Аналитические регистры бухгалтерского  учета - сводные формы систематизации  данных налогового учета за (отчетный) налоговый период, сгруппированных  в соответствии с настоящей  главой, без отражения на счетах  бухгалтерского учета.

     4. Регистры и порядок отражения  в них данных разрабатываются  плательщиками самостоятельно и  устанавливаются учетной политикой.

     5. Нормы и правила налогового  учета применяются последовательно  от одного налогового периода  к другому (принцип последовательности  применения). Порядок ведения налогового  учета устанавливается налогоплательщиком  в учетной политике для целей  налогообложения. Изменения учетной  политики применяются с начала  нового налогового периода. 
 
 

 

     

     Приложение 1 
     Вид разницы      Последствия возникновения       Как избежать?
     Суммовые разницы. Возникают, когда цена материала, товара, ОС, НМА в договоре указана в  условных единицах, а оприходование (или отгрузка) и оплата происходят в рублях, т.к. во времени эти моменты  разрываются, возникают разницы  из-за разных курсов пересчёта этих операций между суммой оплаченной и  суммой оприходованной (отгруженной)      В бухгалтерском учете суммовые разницы  включаются в стоимость материала, товара, ОС, НМА, что влияет на себестоимость  списания на расходы и величину амортизационных  отчислений, а в налоговом учете  относятся к внереализационным  доходам или расходам в периоде  их возникновения.      Цены  в договорах указывать в рублях
     Проценты по заёмным  средствам.      Если  кредитные средства привлекались для  приобретения материальных ценностей, в бухгалтерском учете проценты должны включаться в стоимость материальных ценностей, а в налоговом - относятся  к внереализационным расходам. В итоге будет списываться разная себестоимость на расходы в бухгалтерском и налоговом учете.      Всё равно не включать в бухгалтерском  учете в стоимость мат. ценностей
     Различия в методике (способе) списания себестоимости товаров  и материалов.      Списание  по методам FIFO и LIFO, естественно, может  привести к большому разрыву в  суммах списанной себестоимости  в бухгалтерском и налоговом  учете. Если же в бухгалтерском учете  вы списываете по средней себестоимости (либо по средней на дату списания, либо по среднемесячной), то в налоговом  учете расчет средней себестоимости  происходит на каждый день. При большом  количестве хоз. операций это может  привести к некоторому отличию в  суммах списания товаров, материалов в  бухгалтерском и налоговом учете.      Можно проигнорировать возможные разницы  в силу их незначительности и, разумеется, в бухгалтерском учете списание должно происходить по средней себестоимости (правда типовая 1С:Бухгалтерия и  не поддерживает FIFO и LIFO).
     Расходы, связанные  с приобретением товаров (доставка, комиссия посредникам, услуги по погрузке – выгрузке и т.п.)      В бухгалтерском учете включаются в стоимость товаров (тем самым, увеличивая себестоимость), а в налоговом учете идут на косвенные расходы      Не  включать в бухгалтерском учете  в стоимость товаров
     Амортизация ОС (I)      Разные  способы начисления амортизации  в бухгалтерском и налоговом  учете.      Устанавливать одинаковый способ начисления амортизации (например, линейный)
     Амортизация ОС (II)      Разные  сроки полезного использования  ОС в бухгалтерском и налоговом  учете.      Устанавливать одинаковый срок полезного использования  в рамках соответствующей амортизационной  группы
     Амортизация ОС (III)      Различная база для начисления амортизации  по ОС, введённым в эксплуатацию до 01.01.2002      Избежать  не получится, придётся использовать отдельный  расчет для налогового учета
     Стоимость спецодежды и спецоснастки      Если  в бухгалтерском учете в учетной  политике предусмотрено погашение  стоимости спецодежды и спецоснастки через амортизацию, то в налоговом  учете их стоимость относится  к косвенным расходам в момент передачи в эксплуатацию (проводка Дт10.11 Кт10.10)      В учетной политике предусмотреть  погашение стоимости спецодежды и спецоснастки в момент передачи в эксплуатацию
     Незавершенное производство      При наличии у предприятия незавершенного производства сразу проявляются  различия т.к. состав "незавершенки" в бухгалтерском и налоговом  учете разный: в налоговом учете  только прямые затраты, а в бухгалтерском  учете всё, что учтено на 20 счете  плюс могут быть распределены общехозяйственные  и общепроизводственные затраты      С точки зрения налогообложения при  наличии "незавершенки" методика её расчета в налоговом учете  существенно уменьшает налоговую  базу отчетного периода, т.к. в ней  остаются только прямые затраты… Но придется вести раздельный учет.
     Готовая продукция      Последствия аналогичны предыдущему случаю      Только, когда не бывает остатков не реализованной  готовой продукции на конец месяца, можно себестоимость получать из бухгалтерского учета. Пример: производство асфальта. Весь произведенный за месяц  асфальт является реализованным (его  забирают в день производства), поэтому  общая сумма произведенных прямых затрат и будет себестоимостью реализованной  готовой продукции. Иначе для определения суммы прямых затрат отчетного периода в дополнение к раздельному учету "незавершенки" необходимо отдельно вести учет себестоимости готовой продукции.
     Расходы, превышающие  установленные нормативы      Последствия понятны из наименования расхождения      Не  показывать суммы превышающие нормативы  в учете (например, погашать из "черной" кассы).
     Операции, связанные  с куплей-продажей иностранной валюты      Принципиально различная методика определения  доходов и расходов от этих операций в бухгалтерском и налоговом  учете.      Избежать  отдельного учета по таким операциям  не получится.
 
 
     

     

ОС – основные средства;

     

НМА – нематериальные активы

.

 

     

     

Приложение 2

     

Различия  между финансовым и управленческим учетом

      
     № п/п      Критерий      Финансовый  учет      Управленческий  учет       
     1      Обязательность  ведения учета      Ведение финансового учета обязательно, оно строго регламентировано законодательством  и ориентировано на международные  стандарты учета и отчетности.      Управленческий  учет ведется по мере необходимости  на основании решения администрации. При этом учетная информация собирается и обрабатывается только в том  случае, если польза и выгода от ее использования  превышают затраты на ее сбор и  обработку.       
     2      Цель  ведения учета      Подготовка  информации для внешних пользователей  об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности.      Обеспечение менеджмента компании достоверной  и оперативной информацией, необходимой  для планирования, анализа, контроля, принятия решений.       
     3      Пользователи  информации      Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджеры).      Только  внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией.       
     4      Базисная  структура      Основополагающее  балансовое уравнение:

     Активы = Капитал + Обязательства

     Соотношения элементов разделов баланса должны информировать о диспропорциях  капитала, влияющих на ликвидность, платежеспособность, устойчивость и финансовую независимость.       
     5      Степень регламентированности      Регламентируется  нормативными актами (Закон о бухгалтерском  учете, ПБУ). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские  документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а  публичная отчетность подтверждается аудиторами.      Отсутствие  законно-дательной регламентации, использование  Приказа об учетной политике или  других внутрифирменных документов.       
     6      Привязки  ко времени      Отражает  финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций.      В структуру управленческого учета  наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее.       
     7      Тип информации      Финансовые  документы, являющиеся конечным продуктом  финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении.      В управленческом учете фигурирует информация, как в стоимостном, так и в  натуральном выражении.       
     8      Степень точности информации      Приближения и примерные оценки в финансовом учете практически не применяются.      В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, т.к. управляющим  нужна своевременная информация, ради скорости ее получения можно  пожертвовать точностью.       
     9      Периодичность отчетности      Полный  финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные - поквартально.      Детализированные  отчеты в управленческом учете большие  организации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях немедленно.       
     10      Сроки представления отчетов      Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый  срок на печатание и распространение  финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через  несколько недель после окончания  отчетного периода.      Отчеты  по управленческому учету могут  содержать информацию, требующую  немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются им представляются в течение нескольких дней по окончании  отчетного месяца.       
     11      Объект  отчетности      Ведется в целом по предприятию, рассматривает  его как единый хозяйственный  комплекс.      Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при  необходимости обобщается в целом  по предприятию.       
                                  

Информация о работе Сравнительная характеристика бухгалтерского учета, налогового учета, управленческого учета ,статистического учета