Становление налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Среди ученых занимающихся разработкой проблемы налоговой системы не существует единого мнения в определении термина «налоговая система». По мнению одних авторов – это «совокупность существующих в государстве налогов, форм и методов из взимания, а также соответствующих государственных органов и учреждений», по мнению других – это «совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства». Второе определение кажется нам более полным, оно включает первое определение и дополняет его.

Работа состоит из  1 файл

Текст курсовой.docx

— 103.73 Кб (Скачать документ)

     3.3 Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы 

     Снижение  налогов в условиях кризиса - это  абсолютно необходимая мера. Многие страны мира, в том числе и Россия, используют сегодня налоговые послабления, чтобы сдержать падение темпов экономического роста. Россия уже приняла меры налогового стимулирования в объеме 1 трлн. рублей. Для упрощения налоговой системы и поддержки налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации Федеральными законами от 26.11. 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30.12. 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят пакет антикризисных мер, связанных со снижением налогов.

     Налоговые послабления отразятся, прежде всего, на федеральном бюджете, так как возможности большинства регионов весьма ограничены.

     Однако  в российских условиях снижение налогов  во многих случаях более эффективно, чем прямая финансовая помощь государства. При этом сейчас очень сложно оценить, какой эффект окажет снижение налога на прибыль организаций на их экономическую активность. По расчетам Министра финансов Алексея Кудрина, в результате снижения налога на прибыль предприятия получат в 2009 году около 400 млрд. руб. дополнительных средств.

     Во-вторых, организации получили возможность  внеочередного и оперативного перехода с авансового способа уплаты этого налога на уплату по фактически полученной прибыли

     Изменение способа уплаты налога на прибыль  должно оказать положительное воздействие на ликвидность не только организаций, но и всей банковской системы. При переходе на уплату по фактической прибыли объем налога на прибыль может сократиться в два раза.

     Кроме того, значительно улучшаются условия  амортизации за счет повышения с 10 до 30% амортизационной премии.

     В частности, разрешается единовременно  включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам.

     Предусмотрены налоговые послабления и для  налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

     Регионы получили возможность устанавливать  пониженную ставку налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка может снижаться с 15% до 5%).

     Снижение  ставки налога в первую очередь направлено на поддержку предприятий реального  сектора экономики, на увеличение их оборотных средств. Новый закон позволит десяткам тысяч малых предприятий не уйти в «тень», а цивилизованно платить налоги в условиях кризиса. Если же налоговое бремя для малого бизнеса оставить прежним, выпадения бюджета будут более ощутимыми, чем при снижении ставки налога.

     Другая  важная антикризисная мера предусматривает  увеличение в два раза (с 1 млн. до 2 млн. рублей) размера имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с суммы, уплаченной за новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты (доли в них). Данная норма имеет обратную силу - она начала действовать с 1 января 2008 года. Покупатель квартиры теперь сможет получить из бюджета 260 тыс. руб. Таким образом, люди, купившие квартиру в 2008 году, смогут рассчитывать на дополнительные 130 тыс. руб. Для многих заемщиков лишние 130 тыс. руб. – это несколько месячных платежей по ипотечным кредитам. Поэтому эта мера правительства, помимо поддержки совокупного спроса и в частности спроса на квартиры, поможет несколько сгладить проблему задолженности по ипотечным кредитам.

     Либерализации подверглась и часть первая Налогового кодекса. Так, вводится новая норма, не допускающая использование в ходе налоговых проверок доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

     Пакет антикризисных мер содержит норму, позволяющую принимать решение о предоставлении предприятию отсрочки по уплате налогов на сумму, превышающую 10 млрд. рублей, если единовременная уплата данной суммы может привести к угрозе существования такого предприятия или серьезным социально-экономическим последствиям.

     Также изменяется порядок введения в действие норм Налогового кодекса. Документ отменяет обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика - они смогут вступать в силу с момента опубликования.

     Кроме того, устанавливается обязанность  налоговых органов уведомлять прокурора о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Основаниями для этого могут служить вынесение в отношении налогоплательщика решения о взыскании налога, а также непредставление налогоплательщиком налоговой отчетности.

     Более полную картину налоговых изменений  дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В.Путина от 17.11.2008 №1662-р.

     В соответствии с этим документом Правительству  предстоит принять следующие  меры по совершенствованию налоговой  системы:

  • осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
  • провести реформу налогового контроля за трансфертными ценами;
  • упростить процедуру рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам;
  • создать эффективную систему налогообложения недвижимости;
  • уменьшить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов и другие меры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     За  последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, в результате которых удалось несколько снизить налоговое бремя налогоплательщиков. Сокращение налоговой ставки позволило довести налог на прибыль организаций – до 20%, НДС – до 18% , налога на доходы физических лиц – до 13%, ЕСН – до 26%.

     Кроме того, за счет отмены "оборотных" налогов, налога с продаж и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, удалось частично упростить налоговой систему в целом. В итоге с 1 января 2006 года в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3-региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

     Еще одним положительным результатом  налогового реформирования, стало введение упрощенной системы налогообложения  и единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности.

     К сожалению, несмотря на все предпринятые изменения налоговая система в стране оставляет желать лучшего. По-прежнему прослеживается ее фискальная направленность и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования предпринимательской активности и расширения производства. Не удалось избавиться и от возможностей уклонения от уплаты налогов, стимулирующих развитие теневой экономики и коррупции.

     Отдельно  следует выделить огромную сложность  и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, что приводит к увеличению затрат на функционирование административных налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщикам крайне затруднительно планировать свою финансовую деятельность и сочетать интересы бизнеса с законными требованиями государства.

     В целом, провидимой сегодня в Росси  налоговой политике свойственны  две тенденции налогообложения: концентрация налоговых сборов в  сфере материального производства и несправедливое распределение общего налогового бремени между различными категориями граждан. По мнению экспертов, российские налоговые органы заметно отходят от западной модели налогообложения, которая носит ярко выраженный социальный характер и сохраняет акцент на повышенном обложении "незаработанных" и "непроизводственных" доходов.

     Мы  применяем зарубежный опыт налогообложения  только там, где это может быть выгодно. Налоговые органы забывают о том, что они не должны лезть в экономику и вмешиваться в организацию финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. И прежде чем предъявить претензии, налоговые органы сначала должны, как это делается во всех странах мира, доказать наличие схемы, направленной на минимизацию налоговых обязательств.

     Подводя итоги своей работы, хотелось отметить, что реформирование налоговой системы в России еще далеко от завершения. В налоговом законодательстве осталось немало "болевых точек", над которыми придется еще серьезно поработать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     Нормативно-правовые акты 

     
  1. Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.]
  2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федераций [Текст]: часть первая с изменениями на 26 ноября 2008 года
  3. Российская Федерация. Законы. Об основах налоговой системы в РФ [Текст]: федер. закон: [от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003)]
 

     Учебная литература 

     
  1. Соловьев, С.М. Соч. История России с древнейших времен [Текст]: Книга 11. Том 3.// С.М. Соловьев – М.: Мысль, 1988.
  2. Карамзин, Н.М. История государства Российского [Текст]: Книга 1. Том. 11.// Н.М. Карамзин – М.: Книга, 1988.
  3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебник. - 4-е изд перераб. и доп. //Миляков Н.В. - М.: ИНФРА-М, 2009
  4. Романовский М. Врублевская О. Налоги и налогообложение [Текст]: Романовский М. Врублевская О. //Учебник СПб.: 2009.
  5. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения [Текст]: Ушак Н.В. //Кнорус 2009
  6. Климова М. А. Налогообложение [Текст]: пособ. для студ. вузов//Климова М. А. - СПб.: 2007.
  7. Петрова Г.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства [Текст]: учебное пособие для вузов.//Под ред. Петрова Г.В. – М.: Норма. – 2007.
  8. Петрова Г.В. Налоговое право [Текст]: учебник для вузов. – 2-ое изд.// Петрова Г.В. – М.: Норма. – 2001.
 

     Периодический материал 

     
  1. Ильин, А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века [Текст]/А.В. Ильин // Финансы. – 2004. - №4.
  2. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах. [Текст]/ Ильин А.В.//Финансы. – 2004. - №7.
  3. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы. [Текст]/ Лыкова Л. Н. //Финансы. – 2007. - №5.
  4. Овчинников Г.В. Осуществление государственного контроля в сфере налогообложения [Текст]/Овчинников Г.В. //Финансы. – 2004. - № 1.
  5. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования [Текст]/Дубов В.В. // Финансы.-2008.- № 7.
  6. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике [Текст]/Вишневский В., Липницкий Д. // Вопросы экономики.-2006.-№ 4.
  7. Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. [Текст]/ Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. //М.: МГГУ, 1996.

Информация о работе Становление налоговой системы РФ