Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:25, практическая работа

Описание

1. Налогоплательщики. Неплательщики взносов.
2. Объект обложения и налоговая база. Суммы, не подлежащие налогообложению. Налоговые льготы.
3. Налоговый период. Отчетный период.
4. Ставки взносов. Порядок применения ставок взносов. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов).
5. Порядок исчисления взносов налогоплательщиками-работодателями. Порядок и сроки уплаты взносов.
6. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
7. Сумма произведенных налогоплательщиком самостоятельных расходов на цели государственного социального страхования. Расчет пособий по временной нетрудоспособности.
8. Порядок исчисления взносов, порядок и сроки уплаты взносов налогоплательщиками, не являющимися работодателями.

Работа состоит из  1 файл

тема 9.docx

— 618.71 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  иметь ввиду, что в соответствии с изменениями, внесенными в главу 25 с 1 января 2009 г. размер суточных определяется организацией самостоятельно и закрепляется соответствующими внутренними положениями.

     При оплате налогоплательщиком ЕСН расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению ЕСН фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд, провоз багажа, расходы по найму помещений, оплату услуг связи и др. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму, механизм освобождения от ЕСН аналогичен  описанному выше для суточных и соцстраховских путевок.

     В соответствии с Федеральным законом  от 30 апреля 2008 г. № 158-ФЗ в ст. 238 НК РФ внесены ряд изменений и дополнений. Так с 1 января 2009 г. не подлежат обложению:

  • суммы оплаты за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли;
  • суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, включаемые в состав расходов по налогу на прибыль;
  • взносы работодателей, уплачиваемые налогоплательщиком в соответствии с Законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 тыс. руб. в год на каждого работника.

     Одной из целей введения единого социального  налога была унификация налоговых баз  по различным социальным фондам. К  сожалению, этой цели достичь пока не удалось. Налоговая база по Фонду социального страхования отличается от налоговой базы по другим фондам. В соответствии с п. 3 ст. 238 в налоговую базу по Фонду социального страхования не включаются любые вознаграждения физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

     Налоговые льготы

     От  уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течении налогового периода 10 тыс. руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.

     Если  инвалидность работнику установлена не с начала налогового периода, то на суммы выплат, произведенных в пользу данного работника до момента установления ему инвалидности, ЕСН начисляется в общеустановленном порядке. Льготы применяются только в отношении тех выплат, которые будут начислены работнику после установления его инвалидности. Указанная льгота применяется к выплатам инвалидам I, II, III группы, которые работают в организациях и у индивидуальных предпринимателей, как на основании трудовых договоров, так и договоров гражданско-правового характера и авторских договоров. Кроме этого от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

  • общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%;
  • организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%. При изменении численности работающих инвалидов и их доли в общем фонде заработной платы производится соответствующий перерасчет налога.
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками которых являются указанные общественные организации инвалидов.

     Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Как только выплаты, произведенные в пользу работника, превысят 100 тыс. руб., указанные выше организации обязаны начислить ЕСН на суммы превышения названного предела по ставкам, которые определены для соответствующей налоговой базы.

     Выплаты иностранным гражданам и лицам  без гражданства подлежат обложению  ЕСН в общеустановленном порядке.

     От  уплаты налога также освобождаются индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II, III группы, в части доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.

     С 1 января 2005 г. одновременно с изменениями  в главе 24 НК РФ были внесены изменения  в Закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ. С 2005 г. в состав застрахованных лиц включены не только постоянно проживающие, но и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Теперь и на них распространяется обязательное пенсионное страхование.

     Таким образом, с выплат временно проживающих  в России иностранных граждан  и лиц без гражданства теперь необходимо уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и соответственно на сумму таких выплат уменьшать ЕСН, подлежащий уплате в федеральный бюджет.

     От  уплаты ЕСН в соответствии с п. 2 ст. 245 освобождаются ряд силовых министерств и ведомств, военные суды в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат военнослужащим в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.

     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 245 НК РФ федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные знания.

     Необходимо  обратить внимание на то, что льготы, предоставленные ст. 239 и 245 по единому социальному налогу, Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167 ФЗ не предусмотрены. В связи с этим база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем случае не совпадает с налоговой базой по ЕСН. Поэтому положение ст. 10 Закона № 167-ФЗ о совпадении объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов с объектом и налоговой базой по ЕСН справедливо только в случае, если у налогоплательщика отсутствуют льготы, установленные ст. 239 и 245 НК РФ. 
 

    1. Налоговый период. Отчетный период.

 

    1. Ставки взносов. Порядок применения ставок взносов. Определение даты осуществления  выплат и иных вознаграждений (получения  доходов).

Единый  социальный  налог  исчисляется  в  расчете  на  каждого  отдельного  работника  по  регрессивной  шкале  ставки  налога.  Налоговым  кодексом РФ установлены четыре шкалы ставок налога:

а) для  работодателей, за исключением работодателей  организаций, занятых  в  производстве  сельскохозяйственной  продукции,  родовых,  семейных  общин  малочисленных  народов  Севера,  занимающихся  традиционными  отраслями  хозяйствования,  и  крестьянских (фермерских)  хозяйств (таблица 12);

б)  для  работодателей  организаций,  занятых  в  производстве  сельскохозяйственной  продукции,  родовых,  семейных  общин  малочисленных  народов  Севера,  занимающихся  традиционными  отраслями  хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (т. 13);

в)  для  налогоплательщиков  второй  группы,  за  исключением  адвокатов (таблица 14);

г) для  адвокатов (таблица 15).

В 2001 году с суммы выплат и вознаграждений, превышающей 600 тысяч рублей, ЕСН  платится в Пенсионный фонд РФ не по ставке 2 %, а по ставке 5 %.

 Налоговым   кодексом  РФ  предусмотрены   ограничения (необходимые  условия)  для  использования  регрессивной  шкалы  налогоплательщиками первой  группы.

Таблица 12

Ставки  ЕСН для работодателей, за исключением  работодателей организаций, занятых  в  производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин  малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 13

 Ставки  ЕСН для работодателей организаций,  занятых в производстве сельскохозяйственной  продукции, родовых, семейных  общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 14

Ставки  ЕСН для налогоплательщиков второй группы, за исключением Адвокатов

В 2001  году  регрессивную  шкалу  работодатели  могут  применять, если  фактический  размер  выплат,  начисленных  в  среднем  на  одного  работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный  фонд  РФ   во  втором  полугодии 2000  года,

превысил 25000 рублей. Средний размер выплат определяется не по своей совокупности сотрудников организации, а за исключением:

 а) 10 %  сотрудников с наибольшими  выплатами, если численность работающих  в организации превышает 30 человек; 

 б) 30 % сотрудников с наибольшими выплатами,  если численность работающих  до 30 человек включительно.

 

При  расчете  среднего  фактического  размера  выплат  учитывается  то,  что  в 2000  году   страховые  взносы  не  начислялись  на  выплаты  работникам, которые являлись инвалидами I, II или III  группы.

В 2002  и  последующих  годах  регрессивная  шкала  может  применяться, если в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превысит 50000 рублей. При расчете исключаются 30 или 10% работников с наиболее высокими выплатами, но учитываются инвалиды I, II и III групп.

Если  налогоплательщик  осуществляет  свою  деятельность  менее одного  налогового  периода,  но  не  менее  трех  месяцев,  при  исчислении среднего размера фактических выплат за год следует величину среднего размера фактических выплат за последний  квартал года умножить на 4.

 

Средний  размер  фактических  выплат  в  предыдущем  налоговом периоде  – это одно из двух необходимых условий для применения в текущем налоговом периоде регрессивной шкалы. Второе условие – средний размер фактических выплат в текущем налоговом периоде. Другими словами, налогоплательщики должны ежемесячно контролировать величину среднего размера фактических выплат за период с начала года.

Если  с начала года накопленная сумма в среднем на одного работника  будет  меньше 4200  рублей,  умноженным  на  количество  месяцев, прошедших в текущем налоговом периоде, то налогоплательщик должен исчислить  ЕСН  по  ставке,  установленной при величине  выплат  на  каждого  отдельного  работника  до 100000  рублей,  независимо  от  фактиче-

ского размера выплат по каждому работнику. Так же, как и для первого условия необходимо при расчете не учитывать выплаты 10 или 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Если  по  итогам  следующего  месяца  средний  фактический  размер выплат  превысит  сумму 4200  рублей,  умноженную  на  число  месяцев  с начала  года,  то  организация  вправе  в  этом  месяце  использовать  регрессивную шкалу ставок.

Информация о работе Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды